Сущность двойной записи хозяйственных операций на счетах

Каждая хозяйственная операция записывается на счетах бухгалтерского учета дважды в одинаковой сумме в дебет одного и кредит другого счета. Двойная запись представляет собой элемент метода бухгалтерского учета. Взаимосвязь между счетами, возникающая в результате отражения на них хозяйственных операций при помощи двойной записи, называется корреспонденцией счетов.

Запись хозяйственных операций на корреспондирующих счетах с указанием их дебета и кредита вместе с суммой называется бухгалтерской проводкой.

Бухгалтерские проводки бывают простые и сложные.

В простой проводке корреспондируют только два счета, на одном из которых сумма отражается по дебету, на втором та же самая сумма отражается по кредиту.

Пример. Остаток денег на расчетном счете предприятия в банке составил 10 млн. руб. В кассу предприятия поступило с расчетного счета 4 млн. руб. По содержанию данной хозяйственной операции объектом учета являются денежные средства в кассе и в банке, которые относятся к оборотным активам предприятия. Следовательно, согласно Плану счетов корреспондировать в данной операции будут два активных счета:

Счет 50 – Касса;

Счет 51 – Расчетный счет.

Данная хозяйственная операция привела к увеличению денег в кассе и уменьшению их на расчетном счете, т. е. изменилось размещение денежных средств.

Так как счета "Касса" и "Расчетный счет" являются активными, то по дебету счета "Касса" будет отражаться увеличение денег в кассе, а по кредиту счета "Расчетный счет" будет отражаться уменьшение денег на расчетом счете предприятия.

Отразим хозяйственную операцию на схемах счетов:

 

Дебет Расчетный счет – 51 Кредит Дебет Касса – 50 Кредит

Сальдо

начальное 10 000 000 4 000 000 4 000 000

 

оборот - оборот 4000000 оборот 4 000 000 оборот -

сальдо сальдо

конечное 6 000 000 конечное 4000000

 

Отразим хозяйственную операцию бухгалтерской проводкой:

Дебет счета 50 "Касса" 4 000 000

Кредит счета 51 "Расчетный счет" 4 000 000

или сокращенно:

Д-т 50 К-т 51 4 000 000

 

В сложной бухгалтерской проводке дебет одного счета может корреспондировать с кредитами нескольких счетов или кредит одного счета – с дебетами нескольких счетов.

Любую сложную проводку всегда можно записать несколькими простыми проводками.

Пример. (Данные условные)

Погашена кредиторская задолженность поставщику, в бюджет, фонду социальной защиты населения перечислением денег с расчетного счета в сумме 300000 руб., в том числе поставщику 150000 руб., в бюджет 65000 руб., в фонд социальной защиты населения 85000 руб. Сложная проводка записывается следующим образом:

Д-т 60, 68, 69 К-т 51 300000.

Простые проводки:

Д-т 60 К-т 51 150000;

Д-т 68 К-т 51 65000;

Д-т 69 К-т 51 85000.

В проводках кредит счета 51 «Расчетный счет» корреспондирует с дебетом следующих счетов: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 68 «Расчеты с бюджетом», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Бухгалтерская проводка всегда должна начинаться с дебета корреспондирующего счета.

Забалансовые счета не корреспондируют друг с другом и с синтетическими счетами. Поступление средств на этих счетах отражается по дебету счета, выбытие – по кредиту.

Для правильного установления корреспонденции счетов необходимо:

· Внимательно изучить и проверить первичный документ, подтверждающий хозяйственную операцию.

· Исходя из содержания хозяйственной операции, определить объекты учета (активы и пассивы), которые она затрагивает.

· Определить виды счетов (активные и пассивные), на которых хозяйственная операция будет отражаться.

· Установить характер изменения на счетах (увеличение или уменьшение) в результате данной хозяйственной операции.

· Исходя из схем записей на активных и пассивных счетах, составить корреспонденцию счетов.

На практике бухгалтерские проводки могут записываться непосредственно на первичном документе, если хозяйственная деятельность предприятия не велика. Если количество первичных документов велико, то запись (регистрация) каждой хозяйственной операции предприятия осуществляется в специальном бухгалтерском регистре.

Наиболее простой формой такого регистра является "Журнал регистрации хозяйственных операций", форма которого приведена ниже: