Занятия 1-4

Цель: формирование лексических навыков говорения по теме «Я и мое окружение»

Задачи:

- обогатить словарный запас студентов по микротемам;

- формировать фонетико-орфоэпические и орфографические навыки;

- формировать навыки аудирования, чтения и говорения.

- подготовить к продуцированию монологических высказываний минимального объема (7-10 предложений);

- обучить логическому построению связного текста по изучаемой теме;

1 этап занятий – работа с функционально-семантической таблицей (ФСТ) «Я и мое окружение».

 

 


Таблица 1 – Функционально-семантическая лексика по теме «Я и мое окружение»
1.Моя биография My autobiography 2.Родственные связи Relations by birth 3.Дом. Квартира House.Apartment 4. Друзья Friends 5. Учеба Education
1 Я родился I was born - в ................ in................ - 22 мая 1988 года – 22nd May, 1988 2 Мой отец - Ф.И.О. - дата рождения -работает ..................(учителем/инженером/врачом и т.д.).....................(в школе/на заводе/ в больнице и т.д.). My father`s first name/surname/last name……………. He was born in 1964 He was born on 19th August   3 Дом мой расположен в городе.......... по адресу................. My house/ apartment/flat is in………………city,…………….street. 4 У меня есть хорошие/верные друзья. I have got good/constant friends.   Моих друзей зовут....................... My friends` names are……………… ___________ 4.1 Наши отношения искренние, добрые Our relations are sincere/good ________________ 4.2 С ними я дружу с детства/со школьных /студенческих лет. С ними (имя) учусь в одной группе/учился в одном классе/в одной школе/живу/жил в одном дворе/селе. 5 Я учился в ……… школе. Сейчас/в настоящее время я учусь в…университете, на ……факультете. На 1/2 курсе. I studied at……school. Currently I am studying at………university, …………..faculty. I am a student of the first/second course.

Продолжение таблицы 1

  1.1 Моя малая родина My place of birth («мое место рождения») - ...................   He works as a ……………(teacher/engineer/doctor etc.) He works at…(school/factory/hospital etc.)   2.1 Моя мать - Ф.И.О. - дата рождения -работает .................... (учителем/инженером/врачом и т.д.).....................(в школе/на заводе/ в больнице и т.д.). My mother`s first name/surname/last name……………. She was born in 1964 She was born on 19th August     3.1 Дом мой находится в деревне/селе/ауле (на окраине/ в центре села/города)............. Я живу в многоквартирном/частном/двухквартирном доме/студенческом общежитии. Я снимаю квартиру/комнату   We have been friends since childhood/school years/student years. I am studying with them in one group/studied in one class/in one school/live/lived in one yard/village. We are groupmates/were classmates.   4.3 Мой друг/ моя подруга высокого/среднего/маленького роста; худой (ая)/полный (ая)/среднего телосложения; у него (нее) кудрявые/прямые/длинные/короткие/темные/светлые/каштановые/черные/крашеные волосы; глаза черные/карие/голубые/зеленые/серые/большие/узкие; нос прямой/широкий; губы тонкие/полные; My friend is tall/average/short; thin/plump/stout/be of medium build;   5.1 Мы изучаем такие предметы как: казахский/русский язык, иностранный язык (английский, немецкий, китайский, турецкий, французский, испанский),

 

Продолжение таблицы 1

  She works as a ……………(teacher/engineer/doctor etc.) She works at ……(school/factory/hospital etc.) один (одна)/со своим другом/подругой. Мой дом со всеми удобствами. В нем есть газ/центральное отопление/водопровод/мусоропровод/электричество/ кондиционирование воздуха/лифт/телефон. My house is in a village/aul (in the outskirts/suburbs/the centre of city/village) I live in a block of flats house(Br)/apartment house (Am)/ detached He/she has curly/straight/long/short/dark/fair/brown/black/dyed hair; eyes are black/hazel/blue/grey/big/squint; nose is straight/big; lips are thin/plump4.4 Он (она) опрятный/следит за модой/одевается со вкусом / предпочитает классический/спортивный стиль одежды. He/she is neat/tidy/follows fashion/dresses tastefully/preferres classical/sports style 4.5 Характер у него (нее) веселый/вспыльчивый/спокойный/сдержанный/ /открытый. Он (она) честный (ая)/ принципиальный (ая)/ амбициозный (ая)/ надежный (ая)/ внимательный (ая) к окружающим/ отзывчивый (ая)/умный (ая)/ скромный (ая)/воспитанный (ая)/добрый (ая)/ умный (ая)/интересный (ая) в общении. философию, социологию, экологию, информатику, историю Казахстана. We study the following subjects: Kazakh/Russian language, foreign language (English, German, Chinese, Turkish, French, Spanish), philosophy, sociology, information sciences, The history of

 

Продолжение таблицы 1

    house/semi-detached house/dormitory.I rent a flat/ a room alone/with my friend. My house is with all conveniences/amenities. There is gas/central heating/running water/chute / electricity /air conditioning / elevator (lift) / telephone.     Он умеет ценить время/любит читать/изучает языки/увлекается спортом/музыкой. He/she is cheerful/hot-tempered/calm/reserved/open/honest/principal/ ambitious/reliable/attentive to others/sympathetic/clever/modest/well-bred/ kind/interesting in communicating. He/she can appreciates the time/liked reading/studies languages/is keen on sport/is interested in music. Kazakhstan.

 

Продолжение таблицы 1

1.2 Посещал детский сад/ учился в школе I went to kindergarten/studied at school/ I attended kindergarten/studied at school - с..........по...... - from…………to 2.2 У меня есть брат (2/3 брата)/сестра (2/3 сестры). Моего брата (его) зовут............... Мою сестру (ее) зовут............... I have got a brother (two/three brothers)/a sister (two/three sisters) My brother`s (his) name is.............. My sister`s (her) name is...............   3.2 Дом/квартира состоит из 2/3/4/5/6 комнат. There are two/three/four/five/six rooms in my house/apartment (flat). I have got two-/three-/four-/five-/six-roomed house/flat. 4.6 Однако я не одобряю такие качества своего друга/своей подруги, как: - эгоизм - расточительность - неумение ценить время - леность - нежелание учиться - неряшливость - забывчивость. However, I disapprove my friend`s qualities such as: - egoism; - extravagancy; - does not appreciate the time; - idling; - unwillingness to study; - carelessness; - forgetfullness 5.2 Мы обучаемся по кредитной технологии. Данная технология повышает ответсвенность студента. Учеба оценивается по посещаемости занятий и успеваемости. We study according credit technology. The given technology increases student`s responsibility. Study is valued by attendance and results of students.

Продолжение таблицы 1

1.3 Мою первую воспитательницу / учительницу зовут...................... My first educator`s/teacher`s name...................... 2.3 (имя) - моя старшая/младшая сестра. (имя) - мой старший/младший брат. (name) – my elder/younger sister. (name) – my elder/younger brother. 3.3 У меня есть своя комната. Окна моей комнаты выходят на улицу/реку/озеро/море/лес/степь/ юг/север/запад/восток. Свою комнату я делю с братом/сестрой. I have got my own room. The windows of my room face/overlook the street/river/lake/sea/forest/steppe/south/north/west/east. I share the room with my sister/brother. 4.7 У нас общие интересы. Много времени проводим за книгами/сидим в библиотеке/работаем в интернете/посещаем кинотеатр/летом загораем на пляже/зимой катаемся на коньках и лыжах/путешествуем/выезжаем за город/ходим к друг другу в гости в выходные (один раз в неделю/редко/часто/ходим на дискотеки. We have common interests. We spend much time on reading books/sit in a library/surf the Web/go to the cinema/ lie in the sun in summer /ski and skate in winter/travel/got o the countryside/visit each other at the weekend (once a week/rarely/often)/go to the disco. 5.3 Наши занятия обычно начинаются в 8.15 утра. Каждый день у нас 6/7/8 занятий. Занятия заканчиваются в 15.30. После занятий мы занимаемся в библиотеке или в компьютерном зале/интернет-кафе. Во время большой перемены мы обедаем в столовой. Our classes usually begin at 8.15 in the morning. Every day we have got six/seven/eight classes. The finish at 15.30. after classes we go to a library or computer class/internet café. During long break we have got lunch in our student canteen.

Продолжение таблицы 1

1.4 На мое развитие оказали влияние мои родители, учителя.................. My parents, teachers.................. influenced on my education. 2.4 Моя старшая/младшая сестра работает ..................(учителем/инженером/врачом и т.д.).....................(в школе/на заводе/ в больнице и т.д.). Мой старший/младший брат работает ..................(учителем/инженером/врачом и т.д.).....................(в школе/на заводе/ в больнице и т.д.). My elder/younger sister works as a ……………(teacher/engineer/doctor etc.) at ……(school/factory/hospital etc.)   3.4 Мой дом/моя комната большой (ая)/маленький (ая)/светлый (ая)/уютный (ая)/холодный (ая)/теплый (ая) Окна большие/деревянные. В моей комнате есть/нет балкона. My house/ apartment/ room is large/ cozy/ light/comfortable/ warm/cool. The windows are big/wooden. 4.8 Пословицы/поговорки Друг познается в беде – A friend in need is a friend indeed. Время-деньги. – Time is money.   5.4 Наш университет имеет 3 корпуса. Мы занимаемся в корпусе А/Б/В. Научная библиотека расположена в главном корпусе на первом этаже. В университете имеется около 20 компьютерных залов, где студенты могут получать необхордимую информацию по изучаемым проблемам. Во всех корпусах имеются большие лекционные залы. Our university has three corpuses А/Б/В. Scientific library is in the main building of university on the first floor.

Продолжение таблицы 1

  My elder/younger brother works as a ……………(teacher/engineer/doctor etc.) at ……(school/ factory/hospital etc.)     There are about 20 computer classes, where students can get necessary information in studied subjects.
1.5 Наряду с основными занятиями в школе, я приобрел навыки................... Along with classes at school I obtained/acquired/got skills of................... 2.5 Моя старшая/ младшая сестра учится в .......... университете /в .......... школе/в ............. колледже; На 1/2/3 курсе/ в ...................классе. My elder/younger sister studies/learns at…………….university/at …… school/at college; She is a first/second/third year student/   3.5 В комнате есть стол/ диван/ кровать/ пианино/ книжная полка/ стул/платяной шкаф/зеркало/ магнитофон. There is a writing table/a sofa/a bed/ a piano/book shelf/a chair/a wardrobe/ an armchair/a mirror/ a tape-recorder in my room. 4.9 Изречения известных казахских/русских/английских писателей «В человеке все должно быть прекрасно» А.П. Чехов ‘A man is never too old to learn.’ Thomas Middleton ‘No man is useless while he has a friend’ Robert Louis Stevenson «Ғылым таппай мақтанба, адам болам десеңіз» 5.5 Спортивная жизнь университета очень интересная. Спортом увлекаются и студенты, и преподаватели. Наряду со спортивным залом, на территории университета имеется большой стадион. На территории стадиона есть тренажерный зал/ зал для бокса/залы для интеллектуальных видо спорта (шахматы, тогызкумалак). University sports life is very fascinating.

Продолжение таблицы 1

  She is a pupil of the first/second/third grade/form     Both teachers and students are keen on sport. Along with gym class there is large stadium. In the territory of the stadium there is fitness room/room for boxing/room for intellectual kinds of sport (chess, togyzkumalak).
1.6 Дополнительно учился в музыкальной/художественной/спортивной ...............школе. Получил аттестат об окончании........................школы. 2.6 По характеру я (брат, сестра) похож(а) на отца/мать. По внешности я (брат, сестра) похож(а) на отца/мать.   3.6 Также в моем доме есть гостиная/спальня/кухня/ванная/туалет. Also there is a drawing –room/a bed-room/ a kitchen/ a bathroom/a toilet/a lavatory.   5.6 В главном корпусе есть большой актовый зал. В нем выступают артисты и певцы республиканского уровня/ одаренные студенты и школьники. Особенно мы гордимся нашим студенческим оркестром имени Естая.  

Продолжение таблицы 1

Additionally I studied at music/art/sports...............school. I acquired diploma of..............school. У меня хорошие отношения с отцом/матерью/сестрой/братом I (my brother, sister) took after my mother/father. I (my brother, sister) look like my mother/father. I have good relations with farther/mother/brother/sister.     Естай Беркимбаев известный казахский поэт-импровизатор, который родился и жил в Павлодарской области. In the main building there is a big assembly hall. In this hall republican and singers and artists/gifted students and schoolchildren often perform. Especially we are proud of our student orchestra named after Yestai. Yestai Berkimbajev is a famous Kazakh poet-improvisator, who was born and lived in Pavlodar region.

 

 

Продолжение таблицы 1

1.7 Умею вязать/ шить/ плавать......................... I am good at knitting/sewing/swimming............... I can knit/sew/swim............... 2.7 Вся наша семья любит слушать классическую/поп/народную музыку, путешествовать/выезжать на природу в выходные дни/ходить в кинотеатр/посещать музеи/выставки/кататься на коньках и лыжах/собирать грибы/плавать/ловить рыбу All my family like to listen to classical/ pop/folk music, travel/ go to the countryside at the weekend/go to the cinema/visit museums/exhibitions 3.7Наша гостиная большая/маленькая/уютная. В гостиной не очень много/много мебели. Мебель старомодная/ роскошная/ современная/неудобная/удобная. В ней есть диван/ два кресла/торшер/телевизор/картина/ковер/ журнальный стол/ стерео система.     5.7 Наш вуз является инициатором студенческого движения по организации летнего труда по Казахстану. Our university is an originator of student movement on arrangement of summer labor in Kazakhstan

 

 

Продолжение таблицы 1

  /go skiing and skating/picking up mushrooms/ swim/go fishing Our drawing-room is large/small/cozy/comfortable/convenient. There is a little/much/old-fashioned/luxurious/modern/uncomfortable/comfortable furniture in the drawing –room. The furniture is fashioned/luxurious/modern/uncomfortable/comfortable. There is a sofa/two arm-chairs/ standing lamp/ TV set / a picture/ a carpet/ a coffee table/a stereo system.    

Продолжение таблицы 1

1.8 Владею компьютерными программами............................................ I can use ...............computer programmes. 2.8 Я люблю свою семью. Она у меня большая/дружная/веселая. I love my family. I have got big/friendly/cheerful. 3.8 В спальной комнате родителей имеются комод/ кровать/ платяной шкаф/ туалетный столик/ прикроватная тумба/ зеркало/книжная полка. In the bed-room of parents` there is a chest of drawers/ a bed/ a wardrobe/ a dressing table/ a bedside table/ a bookcase.   5.8 ПГУ им. С.Торайгырова имеет свою турбазу в Баянауле на берегу озера Сабындыколь. Там во время летних и зимних каникул отдыхают преподаватели и студенты. PSU named after S.Toraigyrov has its own camp site in Bayanaul on the lake Sabyndykol. Teachers and students can have rest there during summer an winter vacations.

 

Продолжение таблицы 1

1.9 Владею 2/3 языками: казахским, русским, английским, немецким................ I Know two/three languages: Kazakh, Russian, English, German………….. 2.9 К сожалению, у меня неполная семья. Я живу с мамой/папой/бабушкой/дедушкой. Я живу в большой /маленькой семье. У нас много/мало родственников. Unfortunately, I have got one-parent family. I live with my mum/dad/granny/grandpa. I have got extended family. I live in big/small family. We have got many/few relatives. 3.9 В кухне есть кухонная мебель: шкафы/холодильник/ кухонный стол/стулья/микроволновая печь/плита/посуда/раковина. Посуда у нас разная: сковорода/ кастрюля/чайный сервиз/ тарелки/вилки/ложки (чайные/столовые)/ножи/полотенце/салфетки/чайник/морзильник/духовка/посудомоечная машина/кухонный комбайн.   5.9 В университете действует Департамент международного сотрудничества. Он помогает студентам участвовать в конкурсах и выигрывать международные гранты по обучению за рубежом. ПГУ сотрудничает с вузами Великобритаии, США, Германии, Франции, Канады, Монголии, Китая, России, Украины, Беларуси, Узбекистана и др. In the university works Department of foreign relations.  

 

Продолжение таблицы 1

    In the kitchen there is а suite of furniture: cupboards/ a fridge/ a kitchen suite/ chairs/microwave oven/cooker/dishes/sink. We have got different kitchen utensils: a frying pan/a saucepan/ tea set/ plates/forks/spoons (tea/table)/ a knife/ a tea towel/napkins / a kettle/ a freezer/ an oven/ a dishwasher/ a food processor.   It helps students to participate in contests and win international grants on studying abroad. PSU collaborates with universities of the USA, Great Britain, Germany, France, Canada, Mongolia, China, Russia, the Ukraine, Belarus, Uzbekistan, and etc.

 

 

Продолжение таблицы 1

1.10 Поступил в............ университет, на ...............факультет. Выбрал специальность «...........». I have entered...............university, ...............faculty. I have chosen the specialty «...........». 2.10 У меня есть бабушка/дедушка. Они живут отдельно/ вместе с нами. Мою бабушку/моего дедушку зовут................. Ей/ему......................лет. Они работают/пенсионеры. Я часто навещаю их, помогаю им по дому. I have got granny/grandpa. They live separately/together with us.   3.10 Ванная комната у нас большая/маленькая. ванна белого/молочного/голубого/зеленоватого цвета. Стены ванной покрыты кафелем. На полу лежит коврик. В углу стоит стиральная машина. На полке лежат разные косметические средства/мыло/полотенце/шампунь.     5.10 За отличную учебу и активную общественную жизнь студенты ПГУ получают возможность учиться бесплатно по гранту университета. For excellent and active public life students receive an opportunity to study free on base of university grant.

 

Продолжение таблицы 1

  My granny`s/grandpa`s name is………………. He/she is………………..years old. Туалет у нас небольшой. Our bathroom is a large/small. The bath is of white/ beige/blue/ light-green colour. The walls of bathroom are tiled. There is a rug on the floor. In the corner there is a washing machine. There is cosmetic/ soap/ towel/ shampoo/bath sponge/electric shaver/ on the shelf. Our toilet is not large.    

 

Продолжение таблицы 1

1.11 В настоящее время учусь на 1 курсе. Currently I am a first-year student. 2.11 У меня есть тетя/дядя/двоюродный брат/сестра/ по материнской/ отцовской линии. Мы часто/редко видимся с ними. Я люблю/не люблю своих родственников. I have got an aunt/uncle/cousin/ by mother`s/father`s side. We often/rarely see each other. I like/dislike my relatives. 3.11 Во дворе дома имеется маленький/большой/роскошный сад. В нем растут яблони/груши/ слива/ягоды (смородина, малина, клубника, шиповник)/ овощи(огурцы, помидоры, картофель, редис, лук, морковь, свекла, горох). Посередине сада есть беседка. Мы любим отдыхать в саду. In the yard of our house there is a small/large/fertile/flourishing garden.   5.11 Жизнь в университете очень интересна и многогранна. Высококвалифицированнный преподавательский состав университета обеспечивает регион и даже Казахстан ценными кадрами. Life in the university is very interesting and multifaceted. Skilled academic staff of university provides region and even Kazakhstan with valuable personnel.

 

Продолжение таблицы 1

    There are apple/pear/ plump trees/ berry (blackberry/ raspberry/strawberry/dog rose)/ vegetables (cucumber, tomatoes, potatoes, radish, onion, carrot, beet root, peas) are grown. In the middle of the garden there is summerhouse. We like having a rest in the garden.    

2 Задания к ФСТ «Я и мое окружение»