П ё т р 1

У К А З

о к а ч е с т в е

января 11 дня 1723 года

 

Повелеваю хозяина Тульской фабрики Корнилу Белоглазова бить кнутом и сослать на работу в монастыри, понеже он, подлец, осмелился войску Государства продавать негодные пищали и фузеи.

Старшину – Альдермала Фрола Фукса бить кнутом и сослать в Азов, пусть не ставит клейма на плохие ружья.

Приказано оружейной канцелярии из Петербурга переехать в Тулу и денно и нощно блюсти исправность ружей.

Пусть дьяки и подьячие смотрят, как альдермалы клейма ставят, буде сомнение возьмёт, самим проверить и осмотром, и стрельбою. А два ружья каждый месяц стрелять пока не испортятся.

Буде заминка в войске приключаться при сражении по недогляду дьяков и подьячих, бить оных кнутьями нещадно по оголённому месту.

Хозяину – 25 кнутов и пени по червонцу за ружь.

Старшину – Альдермала – бить до бесчувствия.

Старшего дьяка отдать в унтер – офицеры.

Дьяка – отдать в писари.

Подьячего лишить воскресной чарки сроком на один год.

Новому хозяину ружейной фабрики Демидову повелеваю построить дьякам и подьячим избы, дабы не хуже хозяйской были, буде хуже, пусть Демидов не обижается, повелю живота лишить.

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ ПО КАЧЕСТВУ [ 4 ]

1. Адлер Ю.П. Мотивация в системах качества // Стандарты и качест-

во. 1999. № 5.

2. Адлер Ю.П. Японский подход к обеспечению качества: взгляд извне // Надёжность и контроль качества (сер. «Статистические методы»). 1995. № 4.

3. Адлер Ю.П., Аронов И.З., Шпер В.Л. Что век грядущий нам готовит? Менеджмент ХХ1 века – краткий обзор основных тенденций // Стандарты и качество. 1996. № 3.

4. Адлер Ю.П., Лапидус В.А. Качество – звезда, ведущая в лучшую жизнь // Стандарты и качество. 1996. № 3.

5. Алексеев В. Сравните своё предприятие с лучшими: Ford Ranger Truck Plant // Стандарты и качество. 1998. № 11.

6. Альперин Л.Н. Проект «СКА 9000. Нижегородская инициатива». Путь к жизненно необходимому освоению в России стандарта QS 9000 // Стандарты и качество. 1997. № 4.

7. Амирджанянц Ф.А. Организационно-экономический механизм повышения качества продукции в новых условиях хозяйствования. – М.: Изд-во стандартов, 1990. – 228 с.

8. Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. – М.: Экономика, 1989. – 519 с.

9. Аронов И.З. Обзор применения диаграмм Парето для целей статистического анализа // Надёжность и контроль качества (сер. «Статистические методы»). 1995. № 8.

10. Аронов И.З., Бурцев С.Ю., Вахитов С.Ю. Новый метод визуализации анализа качества и конкурентоспособности продукции // Надёжность и контроль качества (сер. «Статистические методы»). 1995. № 10.

11. Балашов А.Е. Проблемы развёртывания TQM. TQM – ХХ1: проблемы, опыт, перспективы. Вып. 3. М.: ИздАТ, 1998. С. 30 – 41.

12. Бертран Л. Хэнсен. Контроль качества. Теория и применение: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1968. 519 с.

13. Библиотека карманных справочников по качеству. Введение в менеджмент качества // Сост. В.А.Лапидус, М.Е.Серов. Н.Новгород: СМЦ «Приоритет», 1998. 92 с.

14. Библиотека карманных справочников по качеству. Инструментальные средства, используемые в управлении качеством // Сост. М.Е.Серов. Н.Новгород: СМЦ «Приоритет», 1998. 112 с.

15. Библиотека карманных справочников по качеству. Как внедрять стандарты ИСО серии 9000 // Сост. В.А.Лапидус, М.Е.Серов. Н.Новгород: СМЦ «Приоритет», 1998. 101 с.

16. Библиотека карманных справочников по качеству. Модели для TQM // Сост. М.Е.Серов. Н.Новгород: СМЦ «Приоритет», 1998.64 с.

17. Библиотека карманных справочников по качеству. Основные концепции и методология TQM // Сост. М.Е.Серов. Н.Новгород: СМЦ «Приоритет», 1998. 56 с.

18. Библиотека карманных справочников по качеству. Расходы на качество// Сост. М.Е.Серов. Н.Новгород: СМЦ «Приоритет»,1998.19 с.

19. Библиотека карманных справочников по качеству // Х.Цубаки. Развитие менеджмента качества в промышленности Японии: Пер. с англ. М.Е.Серов // Под ред. В.А.Лапидуса. Н.Новгород: СМЦ «Приоритет», 1999. 102 с.

20. Болт Г.Дж. Практическое руководство по управлению сбытом: Пер. с англ. М.: Экономика, 1991. 271 с.

21. Боте Д.Р. Система «точно время» (JIT) предполагает статистическое управление процессами (SPC) // Надёжность и контроль качества (сер. «Статистические методы») 1995. № 10.

22. Брославский Л.И. Ответственность предприятий за нарушение стандартов. М.: Изд-во стандартов, 1988. 192 с.

23. Вадсворт Х. Роль международных стандартов ИСО 9000 в различных странах. // Надёжность и контроль качества (сер. «Статистические методы») . 1996. № 8.

24. Ван Хафф П.А. Всеобщее качество предполагает изменение культуры // Курс на качество. 1992. 192 с.

25. Вдовиченко Н.М., Глазунов А.В., Кочетков Е.П., Суворов Е.В., Чуплыгин В.Н. Результаты эксперимента по анализу причин возникновения дефекта «недопрессовки» в производстве триплекса на Борском стекольном заводе // Надёжность и контроль качества. 1996. № 5.

26. Версан В.Г., Галеев В.И. Критерии премии правительства Российской Федерации в области качества. Подход к формированию и оценке // Сертификация. 1996. № 2.

27. Версан В.Г., Галеев В.И., Акинфиев Л.Л. Учреждение в России премии по качеству на базе мирового опыта – шаг к повышению конкурентоспособности и совершенствованию деятельности отечественных предприятий // Стандарты и качество. 1995. № 10.

28. Воинова Е.Г. Новые государственные стандарты по применению статистических методов // Надёжность и контроль качества. 1997. № 4.

29. Воинова Е.Г. О работе ТК 125 «Стандартизация статистических методов управления качеством» // Надёжность и контроль качества. 1996. № 6.

30. Всеобщее управление качеством (TQM): Учебн. для вузов // Под ред. О.П.Глудкина. М.: Радио и связь, 1999. 600 с.

31. Глазунов А.В. Документы системы QS–9000 // Стандарты и качество. 1997. №5

32. Глазунов А.В. Некоторые особенности применения ГОСТ Р 50779.52 – 95 // Надёжность и контроль качества. 1996. № 7.

33. Глазунов А.В. О новых государственных стандартах Российской Федерации на статистический приёмочный контроль // Надёжность и контроль качества (сер. «Статистические методы»). 1994. № 6.

34. Глазунов А.В. О формулировках требований государственных стандартов для применения статистических методов контроля // Надёжность и контроль качества (сер. «Статистические методы»). 1995. № 4, 6.

35. Глазунов А.В. Основное требование к поставщику – наличие системы качества // Стандарты и качество. 1995. № 9.

36. Глазунов А.В., Дереберя С.П., Пустеленин В.Л., Хлебников В.Д. О программе внедрения статистических методов на АО «Заволжский моторный завод» // Надёжность и контроль качества (сер. «Статистические методы»). 1995. № 12.

37. Глазунов А.В., Кочетков Е.П., Лапидус В.А. О нормировании уровней несоответствия в партиях продукции (проблема «ноль дефектов») // Надёжность и контроль качества (сер. «Статистические методы»). 1995. № 12.

38. Глазунов А.В., Кочетков Е.П., Рыжков М.Б. Автоматическая система анализа сводных данных о качестве для управляющих (Quality Informator) // Надёжность и контроль качества (сер. «Статистические методы»). 1993. № 10.

39. Глазунов А.В., Кочетков Е.П., Рыжков М.Б. Управление статистическим контролем стабильности технологических процессов // Надёжность и контроль качества (сер. «Статистические методы»). 1993. № 6.

40. Глазунов А.В., Удовиченко Н.М., Кочетков Е.П., Чаплыгин В.Н. Анализ дефектности и материальное стимулирование её снижения в производстве триплекса на Борском стекольном заводе // надёжность и контроль качества (сер. «Статистические методы»). 1995. № 4, 6.

41. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала. В 2-х т. М.: МНИИПУ, 1996.

42. Годфри Блентон А. TQM – рулевой эффективности бизнеса // Надёжность и контроль качества (сер.»Статистические методы»). 1998. №.6.

43. ГОСТ Р 50779.0 – 95. Статистические методы. Основные положения.

44. ГОСТ Р 50779.30 – 95. Статистические методы. Приёмочный контроль качества. Общие требования.

45. ГОСТ Р 50779.40 – 96 (ИСО 7870 – 93). Контрольные карты. Общее руководство и ведение.

46. ГОСТ Р 50779.50 – 95. Статистические методы. Приёмочный контроль качества по количественному признаку. Общие требования.

47. ГОСТ Р 50779.51 – 95. Статистические методы. Непрерывный приёмочный контроль качества по альтернативному признаку.

48. ГОСТ Р 50779.52 – 95. Статистические методы. Приёмочный контроль качества по альтернативному признаку.

49. Деминг Э. Выход из кризиса. Тверь: Альба, 1994. 497 с.

50. Джинчарадзе А.К., Папаев С.Т. ГАТТ: современное состояние и перспективы вступления России в ГАТТ // Стандарты и качество. 1995. № 10.

51. Джойнер Б.Л. Ключевая роль статистиков в преобразовании североамериканской промышленности // Курс на качество. 1992. № 3, 4.

52. Ефремов В.С. Семь граней современного менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. 1997. № 7, 8.

53. Закон РФ «О защите прав потребителей».

54. Закон РФ «О сертификации продукции и услуг».

55. Закон РФ «О стандартизации». Законодательство о защите прав и интересов потребителей в странах – членах Европейского экономического сообщества. Обзорная информация. Законодательство зарубежных стран // НИИ советского законодательства. 1988. Вып. 1. 46 с.

56. Икуро Кусаба. Роль премии Деминга в становлении японской промышленности // Стандарты и качество. 1995. № 9.

57. Исикава К. Японские методы управления качеством: Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1988. 215 с.

58. ИСО 9000. Комплект международных стандартов. М.: ВНИИС, 1995.

59. ИСО 9000. Международные стандарты. Сборник в 2-х тт. М.: ВНИИКИ, 1995.

60. ИСО 9000 – ИСО 9004, ИСО 8402. Управление качеством продукции (пер. с англ.). М.: Изд-во стандартов, 1988. 96 с.

61. ИСО 9004 – 4:1994. Административное управление качеством и элементы системы качества. Ч. 4, Руководящие положения по улучшению качества.

62. Йогансон Ф., Крослид Д., Парк С. Международная практика применения TQM // Надёжность и контроль качества (сер. «Статистические методы»). 1996. № 8.

63. Как работают японские предприятия: Сокр. пер. с англ. // Под ред. Я. Мондена и др.; научн. ред. и авт. предисл. Д.Н.Бобрышев. М.: Экономика, 1989. 262 с.

64. Каплен Р.Г. Практическое введение в управление качеством: Пер. с англ. М.: Изд-во стандартов, 1975. 227 с.

65. Качалов В.А. Сертификация системы менеджмента качества: триумф или хорошо подготовленный старт ? Краткий обзор современных взглядов на менеджмент качества TQM – ХХ1: проблемы, опыт, перспективы. Вып. 1. М.: ИздАТ, 1997. С. 7 – 55.

66. Кейн В.Э. Воспроизводимость процесса // Курс на качество. Стат. – ОКА. 1992. № 2.

67. Кейн В.Э. Индексы воспроизводимости процессов // Курс на качество. Приложение. Стат. – ОКА.

68. Кернс В.Г., Недлер Д.А. Пророки во тьме, или Рассказ о том, как «Ксерокс» восстал из пепла и дал бой японцам. СПб.: Азбука, Терра. 1996. 345 с.

69. Кови С.Р. Семь навыков высокоэффективных людей: возврат к этике характера. М.: Вече-Персей, Аст, 1997. 480 с.

70. Козлов В.Д., Лапидус В.А. Качество и сертификация: что первично? Как российским предпринимателям сделать качественный рывок // Стандарты и качество. 1995. № 9.

71. Кочетков Е.П. Рекомендации по применению ГОСТ Р 50779.51 – 95 // Надёжность и контроль качества. 1996. № 7.

72. Кружки качества на японских предприятиях. М.: Изд-во стандартов, 1990. 69 с.

73. Курицын А.Н. Секреты эффективной работы: опыт США и Японии для предпринимателей и менеджеров. М.: Изд-во стандартов, 1994. 200 с.

74. Кумэ Хитоси. Статистические методы повышения качества. М.: Финансы и статистика, 1990. 310 с.

75. Лапидус В.А. Всеобщее управление качеством в российской промышленности // Надёжность и контроль качества. 1996. № 5.

76. Лапидус В.А. Зачем у нас занимаются качеством ? // Стандарты и качество. 1996. № 1.

77. Лапидус В.А. Звёзды качества // Стандарты и качество. 1997. № 7.

78. Лапидус В.А. Механизмы регулирования отношений между поставщиками и потребителями и статистический контроль качества продукции. М.: ВНИИКИ Госстандарта СССР // Стандарты и качество продукции в СССР. 1990. № 10.

79. Лапидус В.А. О принципах и мерах по применению статистических методов в рыночных условиях и отношениях // Надёжность и контроль качества (сер. «Статистические методы»). 1994. № 4.

80. Лапидус В.А. Сертификация продукции и статистические методы контроля // Надёжность и контроль качества (сер. «Статистические методы»). 1995. № 4, 6.

81. Лапидус В.А. Специфические проблемы статистического управления качеством и компьютеризации в российской промышленности // Надёжность и контроль качества (сер. «Статистические методы»). 1995. № 4, 6.

82. Лапидус В.А. Стандарт QS – 9000: что это такое и как к нему относится ? // Стандарты и качество. 1996. № 12.

83. Лапидус В.А. Статистические методы, всеобщее управление качеством, сертификация и кое-что ещё… // Стандарты и качество. 1996. № 4, 5, 6, 8.

84. Лапидус В.А. Статистический приёмочный контроль качества продукции и международные стандарты ИСО // Надёжность и контроль качества (сер. «Статистические методы»). 1994. № 2, 4, 8, 10, 12.

Лапидус В.А. Статистический приёмочный контроль и международные стандарты ИСО. Вчера, сегодня, завтра. Н.Новгород: СМЦ «Приоритет»,1993. 101 с.

85. Лапидус В.А. Гибкие методы статистического контроля качества и надёжности. М.: Знание, 1978.

86. Лапидус В.А., Максаков А.Б., Глазунов А.В., Терехова Т.В., Кочетков Е.П., Розно М.И. Описание комплексной услуги «создание системы качества промышленного предприятия на основе принципов всеобщего управления качеством и подготовка её к сертификации на соответствие требованиям стандартов ИСО серии 9000» // Надёжность и контроль качества. 1997. № 4.

87. Лапидус В.А., Серов М.Е. Разработка учебной программы по TQM // Стандарты и качество. 1998. № 6.

88. Лапидус В.А. Система статистического управления процессами. Система Шухарта. Методы менеджмента качества // Надёжность и контроль качества. 1999. № 5, 6, 7.

89. Ларин Л.М. Презумпция невиновности. М.: Наука, 1982. 152 с.

90. Ляченков Н.В., Кокотов В.Я., Иванов Г.В., Литвинов А.В. Всесторонняя оценка деятельности поставщика в области качества // Надёжность и контроль качества. 1998. № 8.

91. Максаков А.Б. Организация работ по приведению системы качества промышленного предприятия в соответствии с МС ИСО серии 9000 // Надёжность и контроль качества (сер. «Статистические методы»). 1995. № 4, 6.

92. Максаков А.Б. О применении ГОСТ Р 50779.50- 95 при нормальном распределении показателей с известной дисперсией // Надёжность и контроль качества. 1996. № 3.

93. Максаков А.Б. Статистические процедуры в маркетинговых и социологических исследованиях // Надежность и контроль качества (сер. «Статистические методы»). 1993. № 6.

94. Максаков А.Б. Обращение участников семинара «Стандарт QS – 9000 и его применение в России» к руководителям российских производителей автомобилей и их поставщикам // Стандарты и качество. 1997. № 4.

95. Максаков А.Б. Типовые документы для внедрения на предприятиях международных стандартов ИСО серии 9000 // Надёжность и контроль качества (сер. «Статистические методы»). 1995. № 12.

96. Максаков В.Б. Требования к системам качества в первом разделе стандарта QS – 9000 // Стандарты и качество. № 8.

97. Максаков А.Б., Кекутия И.П., Михейкин В.Б. Методика статистического анализа качества продукции в стабильности технологических процессов // Надёжность и контроль качества (сер. «Статистические методы»). 1993. № 10.

98. Максимов Е.С. Некоторые результаты применения методов математической статистики в управлении на Заволжском моторном заводе // Надёжность и контроль качества. 1998. № 8.

99. Макэлрой Дж.СФК. Построение дома качества. Почему и как структурирование функции качества распространяется в автомобильной промышленности // Курс на качество. 1992. № 1.

100. Манн Н.Р. Почему это произошло в Японии, а не в США ? // Курс

на качество. 1992. № 1 (прил.). С. 16.

101. Маркетинг во внешнеэкономической деятельности предприятия.

М.: Внешторгиздат, 1989. 152 с.

102. Мельников А.Л. Путь к качеству // Стандарты и качество. 1998. № 3.

103. Мерсер Д. ИБМ: управление в самой преуспевающей корпорации мира6 пер. с англ. М.: прогресс, 1991. 456 с.

104. Методы Тагути и структурирование функции качества. Методическое пособие. Л.: 1991. 57 с.

105. Морита Акио. Сделано в Японии: Пер. с англ. Новое в жизни науки и техники // Сер. «Экономика» М.: Знание, 1991.

106. МС ИСО 8422 «Последовательные выборочные планы контроля по альтернативному признаку» // Надёжность и контроль качества (сер. «Статистические методы»). 1995. № 4, 6, 10.

107. Нив Г.Р. Пространство доктора Деминга. Пер. с англ. Тольятти: Изд-во фонда «Развитие через качество», 1998. 336 с.

108. Никсон Ф. Роль руководства предприятия в обеспечении качества и надёжности: Пер. с англ. 2-е русск. изд. М.: Изд-во стандартов. 1990. 231 с.

109. О системе сертификации специалистов в области качества Американского общества по контролю качества // Надёжность и контроль качества (сер. «Статистические методы»). 1993. № 6, 8, 10.

110. Окрепилов В.В. Управление качеством: Учеб. для вузов. 2-е изд., доп. и перераб. М.: экономика, 1998. 639 с.

111. Организация обеспечения качества на автомобильных фирмах германии. Материалы семинара. Тольятти: АО «АвтоВАЗ», 1994.

112. Оучи У. Методы организации производства: японский и американский подходы: Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1989. 184 с.

113. Парк С. Система статистического управления процессами и её практическое применение в промышленности // Надёжность и контроль качества (сер. «Статистические методы»). 1996. № 4.

114. Печенкин А.Н., Фомин.В.Н. О критериях конкурентоспособности продукции и подходах к её оценке // Надёжность и контроль качества (сер. «Статистические методы»). 1995. № 2.

115. Печенкин А.Н., Фомин В.Н. Конкурентоспособность продукции и производителя // Надёжность и контроль качества (сер. «Статистические методы»). 1995. № 10.

116. Планкетт Л., Хейл Г. Выработка и принятие управленческих решений: Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1984. 168 с.

117. ПР. Применение прикладных статистических методов при производстве продукции для рабочих. Н.Новгород: НИЦ КД, СМЦ «Приоритет», 1995.

118. ПР. Применение прикладных статистических методов при производстве продукции для управляющих на уровне цеха. Н.Новгород: НИЦ КД, СМЦ «Приоритет», 1995.

119. ПР. Применение прикладных статистических методов при производстве продукции для специалистов технических служб предприятий и организаций. Н.Новгород: НИЦ КД, СМЦ «Приоритет», 1995.

120. Рекомендации по построению экономико-статистических механизмов управления качеством продукции при создании систем качества. Н.Новгород: Нф ВНИИСОТ, 1991. 71 с.

121. Рекомендации по построению экономико-статистических механизмов управления качеством продукции при создании систем качества // Надёжность и контроль качества (сер. «Статистические методы»). 1993. № 2, 4, 6.

122. Рекомендации по разработке программ снижения уровней дефектности. Н.Новгород: Нф ВНИИСОТ, 1991. 21 с.

123. Рекомендации по установлению требований к качеству продукции, правилам приёмки и организации статистического контроля в договорах на поставку в условиях рыночных отношений. Н.Новгород: Нф ВНИИСОТ, 1991. 40 с.

124. Робертсон Б. Что даёт индекс Срк ? // Надёжность и контроль качества (сер. «Статистические методы»). 1995. № 4, 6.

125. Розова Н.К. Управление качеством. – СПб.: Питер, 2003.- 224с. – (Серия «Краткий курс»).

126. Рубаник Ю.Т. 14 пунктов Деминга – программа действий для выживания производителей России ? // Стандарты и качество. 1995. № 7, 8.

127. Рыбаков И.Н. О российских трудностях в освоении современного менеджмента качества // Надёжность и контроль качества. 1997. № 9.

128. Рыжков М.Б. Компьютерные программы в управлении качеством // Надёжность и контроль качества (сер. «Статистические методы»). 1995. № 12.

129. Свиткин М.З., Мацута В.Д., Рахлин К.М. Менеджмент качества. Обеспечение качества продукции на основе семейства международных стандартов ИСО 9000. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1997. 380 с.

130. Сейфи Т.Ф., Ярошенко А.И., Бакаев В.И. Система КАНАРСПИ – гарантия высокого качества. М.: Изд-во стандартов, 1968. 149 с.

131. Статистические методы и сертификация систем качества // Надёжность и контроль качества (сер. «Статистические методы»). 1995. № 2.

132. Статистические методы повышения качества: пер. с англ. // под ред. Х.Кумэ. М.: Финансы и статистика, 1990. 304 с.

133. Статистический контроль качества продукции на основе принципа распределения приоритетов // В.А.Лапидус, М.И.Розно, А.В.Глазунов, А.Б.Максаков и др. М.: Финансы и статистика, 1991. 168 с.

134. Семь инструментов качества в японской экономике. М.: Изд-во стандартов, 1990. 88 с.

135. Таблицы по выбору статистических методов в области стандартизации // Надёжность и контроль качества (сер. «Статистические методы»). 1994. № 8.

136. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента: Пер. с англ. А.И.Зака // Под ред. и с пред. Е.А.Кочергина // Контроллинг. 1991. Вып. 1. 104 с.

137. Тейлор Ф.У. Менеджмент: Пер. с англ. А.И.Зака // Под ред. и с пред. Е.А.Кочергина // Контроллинг. 1992. Вып. 4. 137 с.

138. Терехова Т.В. ИСО 9000 – базис QS – 9000 // Стандарты и качество. 1997. № 8.

139. Терехова Т.В., Абрамова Н.А., Соболев В.П. Опыт работы по подготовке предприятия к сертификации систем качества // Надёжность и контроль качества (сер. «Статистические методы»). 1995. № 4, 6.

140. Трайбус М. Вирусная теория менеджмента: Пер. с англ. М.: ГП – Редакция журнала «Стандарты и качество», 1997. 32 с.

141. Тюрин Ю.Н., Макаров А.А. Анализ данных на компьютере. М.: Инфра-М, Финансы и статистика, 1995. 384 с.

142. Файоль А. Общее и промышленное управление: Пер. с франц. // Контроллинг. 1992. Вып. 2. 151 с.

143. Фейгенбаум А. Контроль качества продукции: Сокр.пер. с англ. // Авт. предисл. и науч.ред. А.В.Гличев. М.: Экономика, 1986. 471 с.

144. Фейгенбаум А. В. Всеобщее качество для 90-х годов опирается на принципы всеобщего качества, разработанные в начале 40-х годов // Курс на качество. 1992. № 3 – 4.

145. Фейгенбаум А.В. Победа благодаря качеству // Курс на качество. 1992. № 2.

146. Философия качества по Тагути. Сер. «Всё о качестве. Зарубежный опыт». Вып. 6. 1997: Пер. с англ. М.: НТК «Трек», 1997. 17 с.

147. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. М.: Дело, 1993. 830 с.

148. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения: Пер. с англ. // Под ред. Е.А.Кочергина. М.: Финансы и статистика, 1989. 206 с. (репринт издания 1924 г.).

149. Харрингтон Дж.Х. управление качеством в американских корпорациях: Сокр.пер. с англ. // Авт. вступ. статьи и научн. ред. Л.А.Конарева. М.: Экономика, 1990. 272 с.

150. Храменков В.В. Менеджмент по-японски. Как это делают в «Мацусита денки». М.: МГУ, 1995.

151. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран // Под ред. З.М.Черниловского. М.: Юрид. лит., 1984. 472 с.

152. Цубаки М. Обучение вопросам управления качеством иностранных специалистов в Японии // Надёжность и контроль качества (сер.»Статистические методы»), 1996. № 4.

153. Цубаки Х. Применение статистических методов во всеобщем менеджменте качества ( TQM ). Японский метод // Надёжность и контроль качества (сер. «Статистические методы»). 1996. № 4.

154. Человеческий фактор и не формальность – основные условия эффективности кружков качества: Пер. с англ. М.: Изд-во стандартов, 1988. 98 с.

155. Швец В.Е. «Менеджмент качества» в системе современного менеджмента // Стандарты и качество. 1997. № 6.

156. Шестаков А.Л. Особенности национального менеджмента // Стандарты и качество. 1999. № 10, 11.

157. Шолкин В.Г. О путях совершенствования технического контроля и его нормативной базы в современных условиях // Надёжность и контроль качества (сер. «Статистические методы»). 1995. № 10.

158. Шонбергер Р. Японские методы управления производством (девять простых уроков): Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1988. 251 с.

159. Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг: Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1990. 350 с.

160. Эрто П. Качество, в которое я верю: Пер. с англ. Н.Новгород: СМЦ «Приоритет», 1998. 55 с.

193. QS 9000. Требования к системам качества: Пер. с англ. 3-е изд., 1999. Н.Новгород: СМЦ «Приоритет», 1999. 100 с.

197. SPC. Руководство. Корпорация Крайслер, Форд Мотор компани, Дженерал Моторс Корпорейшн: Пер. с англ. Н.Новгород: СМЦ «Приоритет», 1996. 170 с.

202. Информационные материалы о некоторых видах деятельности компании «Ниссан ЛТД»: Пер.с англ. Н.Новгород: СМЦ «Приоритет», 1997.

203. Джуран Дж. У истоков статистического контроля качества // Надёжность и контроль качества. 1998. № 7. С.50 – 54, № 8. С. 13 – 21.

204. Правила производства лекарственных средств – GMP европейского сообщества: Пер.с англ. М.: АСИНКОМ, 1997. 113 с.

205. Цветов В. Чёрная магия Мацуситы. М.: Изд-во полит. лит., 1975,

80 с.

206. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации // Манифест

революции в бизнесе6 Пер. с англ. СПб: Изд-во С.-Петербургского

университета, 1999. 332 с.

207. Джуран Дж. Два века качества (интервью с д-ром Дж. Джураном):

Пер. с англ. // Европейское качество. 1999. Т. 6. № 2. С. 5 – 7.

208. Лапидус В.А. О критике доктора Дж.Джурана в адрес стандартов

ИСО 9000 // Стандарты и качество. 1999. № 11.

209. Добинс Ллойд. Эд Деминг – революционер капитализма // Амери-

ка. 1992. № 422. Январь. С.21 – 26.

210. Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. М.: АМИ,

1998. 354 с.

211. Оправдывают ли себя стандарты ИСО серии 9000 ? Отчёт Манче-

стерской школы бизнеса (SGA): Пер. с англ. Н.Новгород: СМЦ

«Приоритет», 1997. 13 с.

212. Перцова Н. Опыт Тольятти // Биржа. 1999. № 21.

213. Ляченков Н.В., Кокотов В.Я., Лапидус В.А., Годлевский В.Е., Мак-

саков А.Б. О концепции системы качества АО «АвтоВАЗ» // На-

дёжность и контроль качества (методы менеджмента качества).

1999. № 4.

214. Библиотека карманных справочников по качеству // Структуриро-

вание функции качества (QFD) / Сост. М.Е.Серов. Н.Новгород: СМЦ

«Приоритет», 1999. 126 с.

215. Глудкин О.П. Всеобщее управление качеством. – М.: Радио и связь,

1988.

216. Чайка И.И. Стандарты ИСО серии 9000 версии 2000 г. // Методы

менеджмента качества. Январь, 2000 г.

 

ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ

И ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

 

 

Система управления качеством строительной организации представляет собой совокупность соответствующим образом систематизированных элементов организационно-технической и производственной деятельности организации, от которых зависит качество СМР и возводимых зданий и сооружений. Она охватывает: организационную структуру строительной организации, ответственность и полномочия персонала, его права и обязанности, производственные процессы, контроль, оценку качества возводимых объектов, процессы взаимодействия подразделений организации между собой, поставщиками и заказчиком, ресурсы выделяемые для обеспечения качества, материально-техническое обеспечение, деятельность организации в период гарантийной ответственности, подготовку персонала, методы управления, направленные на осуществление общего руководства качеством.

Структурообразующими элементами системы являются специальные функции управления качеством, количество которых зависит от принятой функциональной модели в конкретных производственных условиях.

Нормативно-методической базой системы является комплекс документов, включающий Руководство по качеству, комплект стандартов предприятия (СТП), Политику в области качества и другие документы.

Организационной основой системы является создание службы качества, осуществляющей формирование Политики строительной организации в области качества и координацию деятельности всех подразделений, служб с целью успешной реализации этой политики.

Разработку и внедрение системы предлагается проводить в три этапа

 

Этап I. Подготовительный или организационный

 

#M12293 0 847100162 0 0 0 0 0 0 0 01. Издать приказ о разработке системы управления качеством#S;

 

2. Сформировать руководящий и рабочий органы для реализации комплекса работ по системе;

 

#M12291 8471001643. Определить Политику организации в области качества#S;

 

#M12291 8471001654. Подготовить и обучить специалистов, рабочих по вопросам управления качеством#S;

 

#M12291 8471001665. Провести обследование и анализ состояния дел по качеству строительства, применяемых методов и функций управления#S;

 

6. Определить оптимальный состав специальных функций управления качеством;

 

7. Распределить обязанности, права и ответственность по функциям управления качеством между подразделениями и должностными лица;

 

#M12293 1 847100167 0 0 0 0 0 0 0 08. Разработать документацию по системе качества#S;

 

9. Реорганизовать организационно-штатную структуру организации;

 

#M12291 84710016810. Разработать комплекс мотивационных мероприятий#S.

 

Этап II. Внедрение системы

 

11. Издать приказ о начале внедрения системы;

 

12. Организовать функционирование системы качества;

 

13. Организовать контроль за внедрением и соблюдением требований документов по системе;

 

14. Обеспечить выполнение плана мероприятий по повышению и улучшению качества;

 

#M12291 84710016915. Организовать внутренний аудит системы качества#S.

 

 

Этап III. Функционирование системы

и ее совершенствование

 

16. Организовать совершенствование работ, выполняемых на 2-м этапе;

 

17. Подготовить систему к сертификации;

 

18. Сертифицировать систему.

 

Литература

 

1. Айрапетов Г.А. Строительство в Германии. М.: Стройиздат, 1996.-228 с.

2. Акимова И.А., Кожин В.А. Управление качеством строительно-монтажных работ. М.: Стройиздат, 1976. - 51 с.

3. Амирджанянц Ф.А. Плюсы и минусы отечественных систем управления качеством продукции. //Стандарты и качество. - 1990. - № 8. - С. 31-34.

4. Брячихин А.М. Управление качеством продукции строительства. - М.: Стройиздат, 1989. - 227 с.

5. Васильев В. М. Управление строительным производством. Л.: Стройиздат, 1990. - 330 с.

6. Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. - М.: Изд-во стандартов, 1988. - 80 с.

7. #M12293 0 1200001719 772254783 4294961312 4293091740 3612780817 247265662 4293216508 557313239 2960271974ГОСТ 15467-79#S Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения. - М.: Изд-во стандартов, 1987. - 28 с.

8. #M12293 0 1200006599 77 2483955797 247265662 4293218078 557313239 2960271974 2851215321 2005302996ГОСТ Р 1.4-92#S ГСС. Стандарты предприятия. Общие положения. - М.: Изд-во стандартов,

9. #M12293 0 1200006600 77 2514914940 247265662 4293218078 557313239 2960271974 2851215321 2005302996ГОСТ Р 1.5-92#S ГСС. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов. - М.: Изд-во стандартов,

10. ГОСТ Р ИСО 10011-93 Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 1. Проверка. - М.: Изд-во стандартов,

11. #M12293 0 901703178 711652704 247265662 4293218087 557313239 2960271974 2851215321 2005302996 3534005227ГОСТ Р ИСО 9001-96#S Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании. - М.: Изд-во стандартов, 1996. - 22 с.

12. #M12293 0 901703177 742611848 247265662 4293218087 557313239 2960271974 2851215321 2005302996 3534005227ГОСТ Р ИСО 9002-96#S Системы качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже, и обслуживании. - М.: Изд-во стандартов, 1996. - 20 с.

13. #M12293 0 901703175 773570992 247265662 4293218087 557313239 2960271974 2851215321 2005302996 3534005227ГОСТ Р ИСО 9003-96#S Системы качества. Модель обеспечения качества при контроле и испытаниях готовой продукции. - М.: Изд-во стандартов, 1996. - 17 с.

14. Ильин Н.Н. Бездефектный труд в строительстве. - М.: Стройиздат, 1978. - 160 с.

15. Инструкция по определению экономической эффективности использования в строительстве новой техники, изобретений и рационализаторских предложений: СН 509-78. М.: Стройиздат. - 1987. - 24 с.

16. Исикава К. Японские методы управления качеством. - М.: Экономика, 1988. - 215 с.

17. Казанский Ю.Н. Опыт организации управления строительными фирмами США. - М.: Стройиздат, 1986. -

18. Каммерер Ю.Ю., Белова Л.С. Зарубежный опыт нормативного управления качеством строительно-монтажных работ (на примере земляных работ). - М.: ВНИИНТПИ, 1990. - 40 с.

19. Ковальский М.Н. Управление строительством: опыт США, Японии, Великобритании, ФРГ, Канады. М.: Стройиздат, 1994. - 416 с.

20. Кочетков А.И., Никешин С.Н., Шапиро В.Д. и др. Управление проектами. - Спб.: "ДваТри", 1993. - 443 с.

21. Лерман В.Д. Комплексная система управления качеством продукции в заводском домостроении. - М.: Стройиздат, 1985. - 196 с.

22. Международный стандарт ИСО 10013-95 руководящие указания по разработке руководств по качеству.

23. Международный стандарт ИСО 8402-86. Качество. Словарь.

24. Международный стандарт ИСО 9000-1:1994. Стандарты по общему руководству качеством и обеспечению качества - Часть 1: Руководящие указания по выбору и применению.

25. Международный стандарт ИСО 9000-2:1994. Стандарты по общему руководству качеством и обеспечению качества - Часть 2: Общие руководящие указания по применению стандартов ИСО 9001, ИСО 90002, ИСО 9003.

26. Международный стандарт ИСО 9004-1:1994. Управление качеством и элементы системы качества - Часть 1: Руководящие указания.

27. Международный стандарт ИСО 9004-5:1994. Общее руководство качеством и элементы системы качества - Часть 5: Руководящие указания по программе качества. - 24 с.

28. Метрология, стандартизация и управление качеством строительства объектов Министерства обороны. В.М. Никитин, Ю.Н. Тихонюк, О.А. Щербаков/ВИТУ. - СПб., 1999.- 215 с.

29. Никитин В.М., Демешко А.Е., Шинкевич В.А. Количественная оценка качества строительства зданий и сооружений. // Стандарты качества. - 1999 - № 2.- С. 45-47.

30. Никитин В.М., Платонов С.А. и др. Схемы операционного контроля качества строительных, ремонтно-строительных и монтажных работ. - СПб.: Изд-во KN, 1999. - 211 с.

31. Никитин В.М., Селькин В.А., Щербаков О.А. Зарубежный и отечественный опыт обеспечения качества строительства. - ПВВИСУ, 1997 - 61 с.

32. Никитин В.М., Шинкевич В.А. и др. Карты технических требований к качеству СМР на объектах жилищно-гражданского назначения. Учебно-методическое пособие. / ПВВИСУ, 1995. - 109 с.

33. Никитин В.М., Шинкевич В.А. и др. Система управления качеством в строительных организациях. Методические указания по разработке и внедрению. ООФ "ЦКС": СПб, 1998. - 72 с.

34. Никитин В.М., Шинкевич В.А. и др. Справочное пособие нормативных требований к качеству строительно-монтажных работ. - СПб.: 1996.- 130 с.

35. Никитин В.М., Шинкевич В.А. Соответствие уровня управления качеством строительства зданий и сооружений требованиям стандартов ИСО серии 9000. // Стандарты и качество. - 1998. - № 12. - С. 42-46.

36. О внедрении систем качества на основе международных стандартов ИСО серии 9000 в строительно-монтажных организациях Российской Федерации. Письмо Госстроя РФ от 1 июня 1999 г. № АТ-1863/6. Стройэксперт-Кодекс.

37. О мерах по повышению качества строительно-монтажных работ, роли и ответственности органов Госархстройнадзора России. Письмо от 27 мая 1998 года № 11.

38. О мерах по предотвращению аварий строящихся и эксплуатируемых зданий и сооружений. Письмо Госстроя России от 27 ноября 1997 года № БЕ-19-42/16

39. О мерах по созданию в проектно-изыскательских организациях систем качества, отвечающих требованиям международных стандартов ИСО серии 9000. Письмо Госстроя Российской Федерации от 29 июля 1997 года № 9-4/76.// Бюллетень строительной техники. - 1997. - № 11. -С.23.

40. О некоторых мерах, направленных на совершенствование систем обеспечения качества продукции и услуг. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. № 113 // Российская газета, 20.02.1998.

41. О создании в проектно-изыскательских организациях систем качества. Письмо Госстроя Российской Федерации от 13 января 1998 года № 9-1-1/5.

42. Обзорный доклад о мировом уровне и тенденциях развития науки и техники в строительстве. Обеспечение качества строительства за рубежом и в СССР. - М.: ВНИИНТПИ, 1990. - 215 с.

43. Окрепилов В.В. Управление качеством и конкурентоспособностью: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. - 260 с.

44. Окрепилов В.В. Управление качеством: Учебник для вузов. -М.: ОАО "Изд-во "Экономика", 1998.-639 с

45. Организация и управление в строительстве. Основные понятия и термины: Учеб.-справ. пособие /В.М. Васильев, В.Б. Лобачев и др. -М.: Изд-во АСВ; СПб., СПбГАСУ. - 1998. - 316 с.

46. Руководство по контролю качества строительно-монтажных работ. Авторы составители: Никитин В.М., Шинкевич В.А. и др. - СПб.: Изд-во KN, 1998. - 784 с.

47. Свиткин М.З., Мацута В.Д., Рахлин К.М. Международные стандарты ИСО серии 900: методика и практика применения. М., 1991.

48. Свиткин М.З., Мацута В.Д., Рахлин К.М. Менеджмент качества и обеспечение качества продукции. Словарь нестандартизированных терминов. СПб.: "Конфлакс", 1998.- 64 с.

49. Свиткин М.З., Мацута В.Д., Рахлин К.М. Менеджмент качества. Обеспечение качества продукции на основе международных стандартов ИСО серии 9000. СП..: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1997. -380 с.

50. Семь инструментов качества в японской экономике. - М.: Изд-во стандартов, 1990. - 89 с.

51. Система нормативных документов в строительстве. Основные положения: СНиП 10-01-94.

52. Современные проблемы теории и практики управления строительством в капиталистических странах. Обзорный доклад. Автор Ковальский М.И. ВНИИНТПИ Госстроя РФ. - М.: 1992. - 82 с.

53. Справочник строителя. Справочник /Г.М. Бадьин, В.В. Стебаков. - М.: Изд-во АСВ, 1996. - 340 стр.

54. Столбов Ю.В. Статистические методы контроля качества строительно-монтажных работ. М.: Стройиздат, 1982. - 87 с.

55. Управление в строительстве: Учебник для вузов./ Васильев В.М., Панибратов Ю.П. и др. - М.: Изд-во АВС, 1994. - 288 с.: ил.

56. Фейгенбаум А. Контроль качества продукции. - М.: Экономика, 1986. - 471 с.

57. Харрингтон Джемс. Управление качеством в американских корпорациях: Сокр. пер. с англ./ [ Предисл. Т.Дж. Питерса: Авт. вступ. ст. и научн. ред. Л.А. Конарёва].- М.: Экономика, 1990.- 272 с.

58. Цай Т.Н., Цай В.Т. Опыт организации и управления строительством в Японии./ Обзорная информация. - М.: ВНИИНТПИ, 1991. - 59 с.

59. Шинкевич В.А. Система управления качеством строительства: назначение, порядок разработки и внедрения // Еврострой. - 1997. - № 3. С. 70-71.