Факторы, влияющие на поведение потребителя.

Лекция 6. Теория потребительского поведения

Нарушение рыночного равновесия цен.

Равновесие цен может нарушиться вследствие вмешательства в закон спроса и предложения со стороны государства путем:

1. Налогообложения продаж.

2. Контроля над ценами.

Налог включается в цену товара и повышает ее уровень, в результате чего производитель сокращает свое производство и равновесная цена устанавливается на более высоком уровне.

Последствия: общее снижение производства товаров и потребления их покупателями. Товарный дефицит, перераспределение дохода потребителя в пользу государства.

Контроль над ценами осуществляется государством путем принудительного установления цены ниже уровня рыночного равновесия. Это нарушает механизм рыночного ценообразования по законам спроса и предложения и обуславливает следующие последствия:

1. Сокращение производства

2. Товарный дефицит

3. Возникновение теневой экономики

4. Социальное напряжение в обществе.

 

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Влияние степени загрузки производственных мощностей на эластичность спроса (предложения).

2. Способность к новым инвестициям как фактор влияния на эластичность спроса (предложения).

3. Нарушение рыночного равновесия из-за налогообложения продаж.

4. Нарушение рыночного равновесия из-за контроля государства над ценами.

 

1. Поведение потребителя, личный доход, бюджетные ограничения.

3. Потребительская корзина.

4. Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности.

 

Поведение потребителя - это формирование спроса покупателя, выбор товара с учетом цен и личного бюджета. Поведение покупателя индивидуально по причине субъективных предпочтений конкретных групп потребителей.

Личный доход представляет собой фиксированную для данного периода времени сумму денег, определяющую меру платежеспособности его получателей. Его величина есть бюджетное ограничение покупательской способности.

Теория потребительского поведения основана на принципе рационального поведения потребителя, который располагает свои потребности в соответствии с собственными предпочтениями, стремясь приобрести такой набор благ, который обеспечил бы ему максимальное удовлетворение потребностей при ограниченном размере его денежного дохода.

Бюджетные ограничения - это ограниченность денежных доходов, в пределе которых могут быть произведены расходы на потребление. График бюджетных ограничений представляет собой линию, отражающую соотношение покупок товаров групп X и Y.