Органы публ организации

Предпринимательство и государство

Система органов и методы публ организации предпринимательства

Среди западных ученых также нет единства во взглядах на роль государства в экономике. выделяются

- теории свободы предпринимательства (в частности, теории монетаризма)

- теории регулируемого рынка

В условиях рыночной экономики следует различать два начала:

1) свободный, развивающийся объективно по своим внутренним законам и, следовательно, саморегулирующийся рынок;

 

2) внешнее регулирование рынка, включая государственное, ограниченное пределами объективно допустимого.

Каждое из этих начал находит отражение и в праве, его делении на частное и публичное.

Государственное регулирование рыночной экономики должно проявляться в необходимых и достаточных требованиях, отражающих интересы общества в целом. Требования эти определяется органами публ власти.

Государство может влиять на общество и эконом сферу через свои органы и методы.

Органы публ организации – разнообразные органы, их создание и деятельность определяется потребностями общества в организации определенный сферы жизни общества. Всякие там агентства и ведомства создают и упраздняют, полномочия передают туда-сюда.

Гос регулирование предпринимательства связано с объектом, кот необходимо управлять. В соотв с его особенностями строится система контролирующих органов.

Классификация требований к предпринимательству в завис от особенностей деятельности:

1. требования, предъявляемые к предпосылкам осуществления предпринимательской деятельности.

· Необходимость гос регистрации,

· лицензирование отд видов деятельности.

· Приобретение и регистрация контрольно-кассовых машин

2. требования к самому процессу предпринимательской деятельности.

· Требования охраны труда

· Пожарная безопасность

· Охрана окружающей природной среды

· Соблюдение правил пользования природными ресурсами (лесопользования, водопользования)

· Санитарные нормы и правила.

3. требования к результатам предпринимательской деятельности

· Требования по качеству (технические регламенты и прочий контроль)

· Утилизация отходов производства.

· Правила формирования фин результатов деятельности (чистая прибыль, уплата налогов)

Тем самым вся деятельность предпринимателя от начала и вплоть до ликвидации (с соотв записью в ЕГРЮЛ) протекает в рамках гос регулирования.

Разнообразие гос органов большое, каждый не рассмотришь. В перечне фед органов исп власти (Указ Президента от 12 мая 2008 «Вопросы структуры фед органов исп власти») не менее 60 фед органов исп власти. В этот список не входят те органы, кот действует на основании отд законов (Прокуратура, Счетная палата, ЦБ), всякие комиссии, органы субъекта федерации. Вся эта система гос органов может быть разделена на органы общей и специальной компетенции:

1. органы общей компетенции выделяются тем, что занимаются организацией всех сфер жизни общества, в частности, сферы предпринимательской деятельности. На фед уровне это:

· Президент

· ФС

· Правительство

· Фед суды

· …

Полномочия этих органов определяется на уровне ФЗ или ФКЗ. Для органов субъекта – акты аналогичного уровня. Например, ФЗ «Об общих принципах».

2. органы спец компетенции. Занимаются организацией одной или нескольких взаимосвязанных сфер жизни общества. Например, соц сфера или культуры. Для нашей сферы это

- Минэкономразвития,

- Фед агентство гос имущества,

- Счетная палата,

- Прокуратура

- ЦБ.

Правовое положение определяется на уровне закона, а для системы органов исп власти – Указом Президента на основании представления Председателя Правительства (ст 113 КРФ), непосредственное Положение об органе утверждается Президентом или Пост Правительства.

В систему органов исп власти входят министерства, агентства и службы. Между ними распределяются функции. Типовой регламент Пост Правительства 19 янв 2005 взаимодействия фед органов исп власти. Четкое (в идеале) разделение функций единой исп власти => взаимодействие необходимо, но должно исключать излишнее вмешательство. Идеальная конструкция:

А) министерства осуществляют нормативное регулирование, определяет гос политику в соотв сфере

Б) службы осуществляют контроль в соотв сфере

В) агентства оказывают гос услуги в соответствующей сфере: лицензирование, регистрация.

Но не судьба эту систему воплотить во всех сферах жизни общества.

 

Проблемы: каково правовое положение гос органов?! Каков правовой режим имущества гос органов?!

Правовое положение двоякое. Гос органы выступают в 2 видах отношений: изначально предназначены для публ отношений (власти и подчинения), но участвуют и в частных отношениях. Для участия в публ отношениях органы наделяются компетенцией и полномочиями. Реализуя властные функции в пределах компетенции органы:

1. издают НПА (инструкции, приказы)

2. облекают принимаемые решения в форму инд-прав властных актов (распоряжения, приказы)

При этом властные органы создаются в организационно-правовых формах публ права: министерств, агентств, служб. Отнесение к разл группам определяет разл права и обязанности.

С другой стороны, гос органы – это субъекты частного права. Для осуществления эконом деятельности, направленной на осуществление основной своей публ деятельности, эти органы наделяются правами ЮЛ – ГП правосубъектностью. В каких же ОПФ гос органы выступают как субъекты частного права?! В формах некоммерческих организаций, обычно гос учреждения.

Правоспособность таких ЮЛ является специальной. При этом гос орган действует не как властный субъект, а как обычный участник экономического оборота. Это участие является побочным, не основным, вспомогательным видом деятельности, осуществляемым по мере необходимости.

 

Правовой режим имущества. Имущество предназначено для обслуживания гос органа, чтобы тот мог осуществлять свои публ функции. Источники образования этого имущества могут быть разные:

1. непосредственное закрепление за гос органом. Приобретение зак счет бюджетных средств или прямо выделенное имущество. В его отношения гос орган обладает правом оперативного управления.

2. доходы от оказываемых органов гос услуг. ГК 298 п 2: «Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе». Отд счет => поступают на контроль в Казначейство и по мере необходимости выделяются.