Нормативно-правовой режим предпринимательства

Иные

НПА

Понятие и виды

Источники коммерческого права

Принципы коммерческого права

Если мы определяем коммерческое право как подотрасль ГП, то собственных автономных принципов здесь быть не может, все они будут являться проявлением общих принципов частного права, кот специфическим образом будут проявляться в сфере предпринимательства.

Например, принцип свободы договора проявляет себя в сфере предпринимательства с одной стороны еще более ярко, чем для некоммерческого оборота, так как нормативные пределы свободы шире некоммерческой (более защищаемой) сферы. С другой стороны, доп ограничения, например, в целях защиты конкуренции, законодательства о защите прав потребителей.

· Дозволительная направленность

· Невмешательство

· Свобода договора

· Суд защита

· Недопущение злоупотребления

· Свобода частной собственности

Источниками коммерческого права являются внешние формы выражения этого права, в кот содержаться особенности правового регулирования предпринимательской деятельности. Любой НПА в сфере коммерческой деятельности относится к источникам коммерческого права, а так же общепризнанные принципы и нормы, межд договоры в силу прямого указания КРФ. Обычаи делового оборота, суд практика и даже доктрина может выступать в качестве источника.

Коммерческое законодательство – совокупность комплексных НПА, содержащих нормы разных отраслей права, регулирующих предпринимательскую деятельность в части как ее осуществления (предпринимательские отношения), так и в части ее организации (публичные отношения).

Основной массив источников, внутреннее законодательство на уровне законов и подзаконных актов, в кот выражены особенности правового регулирования предпринимательской деятельности.

Предпринимательские отношения – лишь часть отношений в рамках предпринимательской деятельности. А в источники коммерческого права включаются и акты публичного права: НК в части налогообложения предпринимателей.

Особенности регулирования предпринимательской деятельности могут выражается по-разному:

1. особенности в едином ГК и сопровождающих его НПА, так как сам ГК все не вместит при всем желании. Этот подход и реализован в РФ: нет спец акта о правовом регулировании предпринимательской деятельности (торговый кодекс).

2. особенности в спец кодексе (торговый кодекс). Как правило, в этих странах существует и ГК, но весь массив норм не вмещается и в него => иные законодательные акты => трехступенчатая система.

Выбор того или иного варианта систематизации законодательства зависит от воли законодателя, кот формирует систему. Законодатель же при этом руководствуется разл соображениями: полит актуальностью (например, коррупционное законодательство), традициями. Задача: наиболее эффективное регулирование отношений в данной сфере.

У нас преобладает принцип единства частноправового регулирования, ибо при Советах торгового кодекса быть не могло в виду преступности соотв деятельности. В силу этого каждый НПА является комплексным.

Право и законодательство. Право регулирует однородные отношения => совокупность норм в рамках отрасли или института являются однородными нормами. Но закон как НПА – комплексный акт, ибо всякий из них регулирует ту или иную сферу жизни общества разными по природе нормами права, содержащимися в этом акте.

Итак, коммерческое законодательство – совокупность комплексных НПА, регулирующих предпринимательскую деятельность в части как ее осуществления (предпринимательские отношения), так и в части публ организации сферы предпринимательской деятельности.

Особенности частноправового регулирования предпринимательских отношений имеют предпочтение перед общими правилами в рамках правоприменения (торговое законодательство имело бы приоритет перед ГК). То есть сопровождающие законы преобладают над общими нормами ГК.

Нормы в связи с публ организацией предпринимательской деятельности: гос регулирование, контроль и надзор.

Проблемы кодификации коммерческого законодательства. В юр науке этот вопрос давно и активно обсуждается. Считающие нужным иметь торговый кодекс ссылаются на следующее:

1. единый отраслевой кодекс отразит их взгляды на предпринимательское право как самостоятельную отрасль права. Но любой НПА несет комплексный характер, да и не определяет наличие отрасли права. Принятие такого кодекса невозможно.

2. комплексный нормативный торговый кодекс должен вобрать в себя нормы разных отраслей права в сфере предпринимательства аналогично жилищному, земельному и пр. Это вполне возможно, но не целесообразно, ибо тогда возникнут проблемы на практике при соотношении норм разл актов (торговый кодекс преобладает над ГК).

Общепризнанные принципы и нормы МП и межд договоры РФ. Естественно приоритет при коллизии. ФЗ «О межд договорах РФ».

Обычай делового оборота. Этот источник специфичен для коммерческого права, как явствует из самого названия. Определение в ст 5 ГК: «Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе». Признаки:

· Не предусмотрено, но и не противоречит закону и договору

· Широко распространено

· Именно предпринимательская сфера

 

Суд практика. Вопрос о роли как источнике спорен. Речь ни о низовой практике, а о высших обобщениях для единого правопонимания и правоприменения. Суд не призван осуществлять правотворческую деятельность, но как и исп власть может принимать подзаконные акты, почему бы и сюда сие не распространить?! Особенно актуален вопрос для КС. Значение велико, даже при понимании роли судов только как правоистолкователей.

Доктрина – общепризнанный научный взгляд по поводу решения какого-либо правового вопроса. Оно еще не нашло отражение в НПА. А вот применяя иностранное право (ст 14 АПК) суд устанавливает содержание их норм в соотв с официальным толкованием, практикой применения и доктрин в соотв иностранном государстве.

Под нормативно-правовым режимом предпринимательства следует понимать соответствие законодательства природе предпринимательства (в процессе осуществления предпринимательской деятельности и ее организации). Это сопоставление правил и того, что они регулируют – реальное соц-экон явление.

Предпринимательство относится к той сфере общества, где основополагающей является свобода => законодательство должно определить лишь необходимые требования, предъявляемые к предпринимательству, оставляя широкий простор для самого предпринимателя.

Какова же должна быть структура законодательства для этого?! Группировка НПА возможна по разным критериям. Например, законы и подзаконные, по масштабу действия.

Тенденция к увеличению количества и роли законов среди источников коммерческого права. Логично при этом сократить подзаконное регулирования, но как-то не получается. Законы должны быть прямого действия, содержательные законы. Стабильность важна для долгосрочного планирования, а получается она только на законодательном уровне.

Соотношение централизованных и локальных актов. Локальный акт – НПА, кот принимаются самими предпринимателями, их объединениями и отд предпринимателями: уставы, положения, корпоративные акты, правила внутреннего распорядка. Они могут быть индивидуальными или нормативными. И нужно их количество увеличивать, ибо централизованное регулирование сокращает свободу.

Для предпринимательства важна унификация законодательства в одном акте. Общие правила лучше, чем отд закон про мёд.