Взаимосвязи между ресурсами, способностями и конкурентным преимуществом

Ресурсы фирмы

Нужно четко понимать различие между ресурсами фирмы и ее способностями. Ресурсы – это производственные активы, принадлежащие фирме, а способности – это то, что фирма может делать. По отдельности ресурсы не создают конкурентного преимущества; они должны быть задействованы вместе, только тогда они формируют организационную способность, которая и является сутью эффективной деятельности.

Составление перечня всех ресурсов может оказаться трудным делом. Чтобы посмотреть на ресурсы шире, выделяют три основных типа ресурсов: материальные, нематериальные и человеческие.

 
 

 
 


Ресурсы
Материальные · Финансовые · Физические Нематериальные · Технология · Репутация · Культура Человеческие · Навыки/ноу-хау · Способность к сотрудничеству и коммуникациям · Мотивация

Рисунок 5.2. - Взаимосвязи между ресурсами, способностями и конкурентным преимуществом

В таблице приведены некоторые примеры по каждой категории

Классификация и оценка ресурсов фирмы

Ресурс Основные характеристики Ключевые индикаторы
Материальные ресурсы    
Финансовые ресурсы Способность фирмы к привлечению капитала и внутренней капитализации определяют ее инвестиционные способности и эластичность · Отношение долговых обязательств к рыночной стоимости акций · Операционный денежный поток/свободный денежный поток · Кредитный рейтинг
Физические ресурсы Физические ресурсы ограничивают набор производственных возможностей фирмы и влияют на структуру издержек. Ключевые характеристики включают: · размер, местоположение, техническую сложность и универсальность основных производственных средств; · альтернативное использование земли и зданий; · запасы сырья. · Рыночная стоимость основных средств · Тип капитального оборудования · Масштаб предприятий · Гибкость основных средств
Нематериальные ресурсы Интеллектуальная собственность: портфель патентов, авторское право, коммерческая тайна · Количество и значение патентов · Доход от лицензирования патентов и авторских прав  
Технологические ресурсы Ресурсы для создания инноваций: исследовательская инфраструктура, технические и научные специалисты · Численность штата НИОКР в процентах от общей занятости · Количество и размещение исследовательского оборудования
Репутация Завоевание репутации у клиентов благодаря брендам и торговым маркам, устойчивые отношения с постоянными клиентами, репутация качества и надежности продуктов и услуг фирмы Репутация компании у поставщиков, правительства и общества · Узнаваемость бренда, капитал бренда · Процент повторных покупок · Объективные параметры сравнения продуктов · Опросы с целью исследования репутации компании  
Человеческие ресурсы Образование, обучение и опыт служащих определяют профессиональные навыки, которыми обладает фирма Приспособляемость работников влияет на стратегическую гибкость фирмы. Социальные навыки и навыки сотрудничества коллег определяют способность фирмы преобразовывать человеческие ресурсы в организационные способности Ответственность и лояльность сотрудников определяют способность фирмы получить и сохранить конкурентное преимущество · Образовательная, техническая и профессиональная квалификация служащих · Зарплата сотрудников по сравнению со среднеотраслевыми показателями · Процент прогулов · Текучесть кадров · Процент простоя, в том числе вследствие забастовок и трудовых споров

Таблица 5.1. - Классификация и оценка ресурсов фирмы

Материальные ресурсы

Материальные ресурсы легче всех поддаются идентификации и оценке: финансовые ресурсы и физические активы уже определены в отчетах предприятия. Однако, цель анализа ресурсов заключается не в обычной оценке активов компании, а в понимании ее потенциала для получения конкурентного преимущества. Информация о том, что предприятие располагает основными фондами стоимостью 20 млрд. руб. бесполезна при оценке их стратегической ценности.

Как только мы получим более полную информацию о материальных ресурсах, мы узнаем, каким образом сможет создать добавочную стоимость. В этой связи мы должны рассмотреть два ключевых вопроса:

1. Какие возможности существуют для экономии материальных ресурсов? Может быть, можно использовать меньшее количество ресурсов и при этом поддерживать бизнес на том же уровне или использовать то же количество ресурсов, но увеличить объем бизнеса.

2. Какие возможности существуют для более прибыльного использования уже имеющихся активов?

Нематериальные ресурсы

В большинстве компаний нематериальные ресурсы гораздо сильнее влияют на общую стоимость актива, чем материальные. Тем не менее, в финансовых отчетах компаний нематериальные ресурсы практически не фигурируют. Одним из наиболее важных недооцениваемых или вообще неоцениваемых нематериальных ресурсов выступает имя бренда.

Имена брендов или другие торговые марки – это актив в виде репутации компании, их ценность заключена в доверии, вызываемом у потребителей. (Стоимость брендов компаний по данным на 2003 год составляет: Coca-Cola – 70,45 млрд.$; Microsoft -65,17 млрд.$; IBM – 51,76 млрд.$; Intel -31,11 млрд.$; Nokia – 29,44 млрд.$).

Ценность брендов компании можно увеличить за счет расширения спектра товаров или рынков. Сила бренда « Harley-Davidson,s» не только позволила назначить цену на свои мотоциклы почти на 40% выше, чем на аналогичные модели конкурентов, но и продавать лицензии на использование своего имени изготовителям одежды, кружек и сигарет, а также владельцам баров.

Репутация может стать таким же неотъемлемым элементом компании, как и бренд. Репутация компании – это наиболее ценный ресурс, причет речь идет не только о покупателях, но и сотрудниках компании, поставщиках (включая финансовые учреждения) и правительстве.

Нематериальным активом является и технология.

За последние годы компании стали гораздо внимательнее относится к своей интеллектуальной собственности.

Человеческие ресурсы

Человеческие ресурсы – это производительные услуги, которые люди предлагают фирме в форме своих навыков, знаний и способностей к суждению и принятию решений. Идентификация и оценка запаса человеческих ресурсов – сложный и трудоемкий процесс. Человеческие ресурсы оцениваются во время приема сотрудника на работу, когда квалификация и опыт служат индикаторами потенциала эффективной деятельности, а после принятия на службу обычно подтверждаются ежегодными отчетами работника о проделанной работе.

Компании непрерывно ищут более эффективные методы оценки способности к работе и потенциала деятельности своих сотрудников (и потенциальных работников).

Организации стали меньше полагаться на формальную квалификацию и гораздо больше – на гибкость, способность к обучению и умение работать в команде.

Многие компании создают специальные центры, призванные обеспечить всестороннюю и количественную оценку навыков и опыта работы отдельных служащих. Моделирование компетентности предполагает идентификацию совокупности навыков, знаний, установок и ценностей, присущих лучшим исполнителям данного конкретного вида работы, и последующее сравнение каждого сотрудника с этим профилем. Результаты таких оценок компетентности могут использоваться для определения потребности в обучении, подборе новых сотрудников или продвижения по службе, а также определения размера компенсации.

Главная особенность моделирования компетентности состоит в том, что оно учитывает не только технические и профессиональные способности, но и психологические и социальные навыки, которые приобретают решающее значение, объединяясь с первыми в процессе выполнения работы.

Способность служащих согласовывать свои усилия и объединять отдельные навыки зависит не только от их коммуникабельности, но и от организационного контекста.

Организационный контекст, влияющий на сотрудничество работников внутри организации, определяется ключевым нематериальным ресурсом – культурой организации.

Таким образом, термин организационная культура не совсем точен, так как имеет отношение, прежде всего, к ценностям, традициям и социальным нормам.