От анализа окружающей среды к анализу отрасли

Анализ окружающей среды

Окружающая среда фирмы состоит из всех внешних влияний, воздействующих на ее деятельность и принятие решений. Отправной точкой изучения внешней среды может служить некоторая система или схема организации информации. Например, влияние внешней среды можно классифицировать по источникам (политические, экономические, социальные и технологические факторы («PEST-анализ») или по степени близости к фирме (микросреда и макросреда). Хотя на первый взгляд весьма желательно систематически и непрерывно изучать весь диапазон внешних влияний, но такой анализ будет малоэффективным с точки зрения затрат и может создавать информационную перегрузку.

Предпосылкой для эффективного анализа внешней среды является умение отличить жизненно важное от просто важного. Для того чтобы получать прибыль фирма прежде всего должна понимать своих покупателей, понимать поставщиков и устанавливать с ними деловые отношения и понимать конкурентов. Таким образом, ядро окружающей среды предприятия формируют ее отношения с тремя группами игроков: клиентами, поставщиками и конкурентами. Это и есть окружающая среда отрасли.

Факторы макроуровня также имеют важное значение для анализа. Эти факторы могут определять с какими угрозами и возможностями фирма столкнется в будущем. Главный вопрос заключается в том, как эти общие факторы внешней среды повлияют на отраслевую среду организации (например, как изменится спрос?, появятся ли новые производители?, возрастут ли затраты? и т.п).

 

 
 

Рисунок 3.1. - Анализ окружающей среды

Если цель стратегии заключается в том, чтобы помочь компании выжить и заработать деньги, то назначением анализа становится вопрос: что определяет уровень прибыли в отрасли?

Прибыль, полученная фирмами в отрасли, определяется тремя факторами:

· ценностью товара для потребителей;

· интенсивностью конкуренции;

· соотношением рыночной власти производителей и их поставщиков.

Анализ отраслевой структуры сводит все три фактора в единую аналитическую схему.