ВОЗЗРЕНИЙ В ДОКАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВАХ

УЧЕНИЙ. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ

ТЕМА 1 ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ

ДОРЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Эпоха дорыночной экономики включает в себя периоды становления экономических воззрений Древнего мира (Востока, Греции, Рима) и Средневековья. Представители экономической мысли в своих трудах отстаивали приоритет натурального хозяйства, осуждали крупные торгово-ростовщические операции, по их мнению, нарушающие эквивалентный и пропорциональный характер обмена товаров, рассматривали сущность таких категорий, как товар и стоимость, функции денег, «справедливая цена». Доказательства идеологов древнего мира базировались на категориях морали этики, нравственности, методах исследования формальной логики, эмпирического анализа и элементов каузального метода. Дорыночная эпоха завершилась зарождением капитализма, переходом к рыночному механизму хозяйствования, а с точки зрения истории экономической мысли - формированием первой теоретической школы – меркантилизма и каузального метода исследования, утвержденного поздними меркантилистами как основополагающий метод.

 

Предмет и методы изучения экономической науки. История экономических учений – изучает эволюцию взглядов, закономерности и предпосылки формирования, развития экономических школ, направлений, теорий. Экономические школы характеризуются, прежде всего, тем, что они изучают, и как изучают, то есть предметом и методом и методологией исследования. Методология - это исследование концепций, теорий и основных принципов рассуждения, принятых в той или иной науке, способ, которым устанавливается соотношение между теорией и реальностью. Методологию следует рассматривать как технологию научного исследования, и как совокупность методов и принципов и способов, применяемых в процессе научного познания. В методологии систематизируются проблемы, предмет и инструментарий научного исследования. Стиль научного познания формирует методологию, которая определяет, в свою очередь, метод. Под методом исследователи понимают формальную, математическую или диалектическую логику, каждая из них состоит из совокупности методов – приемов и способов познания. Метод отражает предмет исследования. Методы изучения экономической теории – это учение о принципах построения, формах и способах научного познания. В качестве основных методов исследования в экономической науке выступают следующие: формальная логика (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия), функциональный, каузальный, математический, субъективно-психологический, диалектический.

Традиционно в экономической теории различают позитивный и нормативный аспекты исследования, соответственно выделяют позитивную и нормативную экономику. Позитивная экономика – совокупность систематических знаний, на основе изучения фактов, относящихся к тому, «что есть». Нормативная или регулятивная экономика – система знаний на основе изучения ценностей, относящихся к тому, « что может быть». Дэвид Юм (Трактат о человеческой природе,1770) выявил логическое различие между позитивным и нормативным подходом. Позитивный метод применяется при исследовании « что есть», фактов, при этом, анализ носит объективный и описательный характер, а результаты научного исследования – истинный или ложный характер. Нормативный метод применяется при исследовании, «что должно быть» и анализа ценностей. Анализ носит субъективный и предписывающий характер, на основании, которого действующая система или искусство правил может быть признана хорошей или плохой.

Джон Невилл Кейнс (Предмет и метод политической экономии,1891) определил задачи позитивной науки – установление закономерностей, а для нормативной – определение идеалов, системы правил, искусства достижения заданных целей.

Исходная концептуальная схема, модель постановки проблемы и ее решения, методы исследования, господствующие в течение определенного исторического периода времени в научном сообществе рассматриваются как парадигма. В истории экономической мысли рассматриваются парадигма «экономического человека», маржинализма, субъективно-психологическая парадигма и др.