Биографический метод

Биографический метод — это способ исследования и проектирования жизненного пути личности, основанный на изучении документов его биографии (личные дневники, переписка и т. д.). Биографический метод предусматривает использование метода контент-анализа как приема количественной и качественной обработки документации.

 

Ананьев Б.Г. [КЛАСИФІКАЦИЯ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА]

Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов) / [под ред. А.А.Бодалева]. – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1976. – С. 23-35.

Классификация методов исследования

…Мы предлагаем собственную классификацию. Непосредственно с вышеуказанными стратегическими линиями исследования связана первая группа методов, с помощью которых строится весь цикл исследования и регулируется взаимодействие всех других методов, вводимых в тот или иной момент исследования. К этой группе методов, которые можно назвать организационными, относятся: сравнительный, лонгитюдный и комплексный. Эти методы действуют на протяжении всего исследования, и их эффективность определяется по конечным результатам исследования (теоретическим или практическим — в виде определенных рекомендаций к совершенствованию или созданию нового средства обучения, диагностики и лечения, уп­равления и т. д.).

Вторую, самую обширную группу методов составляют эмпирические способы добывания научных данных, получения фактов. К этой группе относятся: наблюдение и самонаблюдение (обсервационные методы); экспериментальные методы (лабораторный, полевой, естественный, формирующий или психолого-педагогический); психодиагностические методы (тесты стандартизированные и прожективные, анкеты и вопросники современ­ных типов, социометрия, интервью и беседы): приемы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографическое описание, оценка изделий, выполненных работ, в том числе ученических, произведений разного рода и т. д.), которые можно назвать праксиметрическими методами; моделирование (математическое, кибернетическое и т. д.); биографические методы (анализ фактов, дат и событий жизненного пути человека, документации, свидетельств и т.д.). Использование отдельных методов или их констелляций зависит от того, каким организационным методом (сравнительным, лонгитюдным или комплексным) пользуется исследователь.

Третью группу методов составляют приемы обработки данных (экспериментальных и других). К этим методам относятся количественный (математико-статистический) анализ, с одной стороны, качественный — с другой (в том числе дифференциация материала по типам, группам, вариантам и составление психологической казуистики, т. е. описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями или нарушениями центральных тенденций).

Наконец, четвертую группу — интерпретационных методов— составляют различные варианты генетического и структурного методов. Вариантами генетического метода являются филогенетический, онтогенетический в специальном смысле слова (генетики поведения и индивидуальных свойств), социо-генетический, исторический (в исторической психологии). Генетический метод может охватывать все уровни раззития, от нейронного до поведенческого, т. е. от молекулярного (в широком смысле слова) до молярного. Различные варианты этого метода есть способы теоретического исследования генетических связей между изучаемыми явлениями. Взаимосвязи между частями и целым, т. е. функциями и личностью, отдельными параметрами развития и организмом в определенный момент его жизни, определяются структурными методами (психографией, типологической классификацией, психологическим профилем).

Таким образом, в современной психологии складывается система методов, охватывающих весь цикл исследования (организационных, эмпирических, количественно-качественного анализа научных данных, интерпретационных).