Экономическая мысль древнего мира

 

Рассматривая историю экономической мысли древних цивилизаций, необходимо отметить, что термин “экономика”появилось уже в то время. В процессе добывания средств существования между людьми складывались определенные отношения. В системе общей науки — философии — важное место занимали рассуждения древних ученых о сфере, которая в настоящее время именуется экономикой. Об этом свидетельствуют сохраненные источники: “Речение Ипусера” (Египет) и “Кодекс царя Хаммурапи” (Вавилон), датированные XVIII в. до н.э., трактат “Артхашастра” (Индия) IV в. до н.э. и трактат “Гуань-цзы” (Китай) IV в. до н.э.

Необходимо остановиться на представителях древней науки: Конфуций (551— 479 до н.э., Китай). Солоний, Писистрат и Перикл (древняя Греция). Выдающиеся мыслители того времени — Ксенофонт (444—356 до н.э.), Платон (428—348 до н.э.) и его ученик Аристотель (384—322 до н.э.).

О характере экономического уклада в Древней Греции мы познаем из трудов Ксенофонта Афинского „Экономикос” („Домострой”), где он впервые использовал понятие «экономика» (от двух древнегреческих слов: oikos– домашнее хозяйство, nomos – закон). Под экономикой он понимал науку о законах развития хозяйства. Трактат „О земледелии” является своеобразной сельскохозяйственной энциклопедией из 12 томов.

В Древнем Риме экономическая мысль была ориентирована в основном на решение аграрных проблем, организацию вилл и латифундий. Выразителем интересов крупного хозяйства, которое базировалось на труде рабов, был Катон Марк Порций (234 – 149 годы до н.э.). Катон был военачальником, квестором, консулом в Испании. Талантливый оратор и историк, он в совершенстве знал сельское хозяйство. Из земледельцев, как он утверждал, „выходят самые верные люди, самые стойкие солдаты. И доход этот самый чистый, самый верный и совсем не вызывает зависти”. Варрон, Колумелла (I ст. н.э.) анализировали причины хозяйственного упадка Рима, главную из которых они видели не в бесплодности земли, а в низкой производительности рабского труда. Такой же точки зрения придерживался римский реформатор того же периода Тиберий Гракх.

Таким образом, основная форма экономического мышления древних римлян и греков – это система взглядов на ведение частного рабовладельческого хозяйства. Об экономической рациональности и производительности говорится преимущественно в виде практических советов, при этом уделяется внимание вопросом хозяйственной этики.

Вопросы к семинару:

1. Особенности хозяйственного развития в Греции и Риме. Дайте сравнительную характеристику.

2. Причины упадка и разрушения античных цивилизаций.

3. Экономическая мысль в Древнем Риме. Представители древней науки и их научные труды.

4. Экономическая мысль Древней Греции. Как решает проблему „справедливой цены” Аристотель в трактате, который дошел до нас.


Тема 4.ХОЗЯЙСТВО И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ОБЩЕСТВ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (V-XV ст.)

 

План:

1. Генезис европейского феодализма.

2. Неоклассический феодализм.

3. Экономическая мысль периода средневековья.