Морально правовая структура маркетинга.
Отправной точкой для понимания природы и значения этики в маркетинге является проведение границы между законностью и этичностью маркетинговых решений. Если этика имеет дело с моральными принципами и ценностями отдельных людей, то законы представляют собой принятые обществом ценности и нормы поведения, следования которым обеспечивается судебными органами. В связи с этим существует мнение, что поведение, укладывается в приемлемые этически правовые рамки не является незаконными или безнравственным.
На вопрос: «Считаете ли вы допустимым обойти закон, если при этом он фактически не нарушается?» - 61% американских бизнесменов, принявших участие в социологическом опросе ответили утвердительно.
Классификация маркетинговых решений морально правовых взаимосвязей.
Российская ассоциация маркетинга: Профессиональный кодекс в области маркетинга
1. Общие положения. Руководствуясь принятым настоящим кодексом нормами, лица осуществляющую маркетинговую деятельность и подписанный данный кодекс обязуются:
1) представлять продукцию, которая не наносит вреда окружающим, соответствует провозглашенным целям и декларирующим характеристикам товаров и услуг;
2) представлять только абсолютно достоверную информацию о товарах и услугах;
3) исходить из намерения строго соблюдать свои финансовые и прочие обязательства;
4) предусматривать наличие методов и способов решения проблем, связанных с рекламациями потребителей по поводу приобретенных продуктов и услуг;
5) руководствуясь основными правилами этики, не наносить преднамеренного ущерба;
6) основывать свою деятельность на неукоснительном выполнении требования законодательства страны, в которой осуществляется маркетинг;
7) предоставлять объективную, достоверную информацию относительно своего профессионального опыта;
8) использовать нормы данного кодекса в практической деятельности, а так же содействовать активной поддержки распространения норм данного кодекса.
2.Профессиональные нормы в области маркетинга товаров и услуг. Юридические и физические лица осуществляющие маркетинг товаров и услуг обязаны выполнять следующие требования:
-1- В области разработки продукта:
а) предоставлять полную информацию о потенциальном риске, связанном с использованием товаров и услуг;
б) предоставлять информацию о всех изменениях в характеристиках товаров и услуг, которые могут влиять на физические свойства продукта или на принятие решения по покупке продукта;
в) предоставлять информацию о всех изменениях ведущих к повышению цены.
-2- В области продвижения продуктов и услуг:
а) избегать использование в рекламе заведомо ложной информации, которая может ввести в заблуждение относительно свойств, предоставляемых товаров или услуг;
б) избегать методов продаж, направляемых на манипулирование потребителей;
в) избегать методов жесткой продажи или методов продаж, вводящих потребителя в заблуждение.
В случае нарушения положения данного кодекса против нарушителя могут быть приняты меры, предусматривающие приостановление или прекращение его членства в ассоциации.