Маркетинговая разведка
Выделяют два основных источника получения информации в маркетинге:
1) маркетинговые исследования;
2) маркетинговая разведка.
Экономическая разведка занимается прогнозами и анализом тенденций в экономике, в том числе доступ к закрытым данным.
Правовая разведка оценивает замыслы различных партий органов власти в юридической и правовой сфере (анализ программ и других элементов политических партий).
Политическая разведка близка к правовой, оценка возможных политических изменений и связанных с ними возможности угроз для фирмы.
Конкурентная разведка основная составляющая маркетинговой разведки, занимающаяся сбором и анализом информации конкурентов и деловой конкурентной среды с целью достижения преимуществ путем использования полученных в результате данных для принятия эффектных и качественных, стратегических и тактических решений в бизнесе.
Изучение деятельности конкурентов, осуществляемая для того, чтобы:
а) следовать за преуспевающими конкурентами, т.е. производить такие же товары и услуги, использовать такую же стратегию (позиция ведомого);
б) избегать конкуренции путем производства товаров и услуг, отличных от товаров и услуг конкурентов, разработки собственной конкурентной стратегии;
в) чтобы лучше ориентироваться в вопросах цен на товары и услуги.
Маркетинговая разведка использует следующие методы:
1. Приобретение товаров конкурентов с их последней разработкой, изучением, анализом (для товаров производственного назначения или потребительские товары длительного пользования);
2. Посещение дней открытых дверей, специализированных выставок;
3. Чтение публикуемых конкурентами отчетов и присутствие на собрании акционеров (под видом прессы);
4. Сбор рекламы конкурентов (оценка тенденции, по которой можно судить об изменении акцентов в деятельности конкурентов);
5. Анализ информации о фирме и ее конкурентов в периодической печати и других средствах СМИ;
6. Чтение специализированной литературы и документов профессиональных ассоциаций;
7. Работа с бывшими и действующими сотрудниками конкурентных организаций, а так же с дилерами, дистрибьюторами, поставщиками и другими партнерами.
Маркетинговая разведка – непрерывный процесс. Сотрудничество с маркетинговой разведкой и конкурентной разведкой долг каждого сотрудника фирмы, элемент корпоративной культуры. Возможна выплата премий наиболее активным.
Подразделения маркетинговой разведки может носить различные названия:
Аналитический отдел;
Отдел прогнозирования;
Отдел мониторинга рынка.
Маркетинговая контрразведка занимается поиском и предотвращением, путем утечки важной информации конкурентам (халатность, непорядочность) – отдел предотвращения потерь.
Работа маркетинговой разведки построена на использовании агентов-осведомителей из числа посредников, торговых агентов, дистрибьюторов данной фирмы. Получаемая от них информация оплачивается.
Используются три критерия оценки эффективности работы этих агентов:
1) добросовестность информации (качество, достоверность);
2) скорость передачи информации;
3) постоянность передачи информации.
Таким образом, источником информации для маркетинговой разведки являются:
а) сотрудники данной фирмы;
б) сотрудники фирмы посредников и партнеров;
в) сотрудники фирмы конкурентов.
Нелегальный метод маркетинговой разведки – экономических шпионаж – нелегальное прослушивание переговоров конкурентов, проникновение в их офисы или квартиры, изъятие или копирование важных документов.
Задача маркетинговой разведки – собрать максимально полную информацию об интересующих нас представителях (сотрудниках) фирм конкурентов, с которыми фирма намерена установить контакт, а так же о посредниках и торговых агентах являющихся информаторами маркетинговой разведки. Данная информация должна включать:
а) биографию;
б) образование;
в) политические взгляды;
г) религиозные убеждения;
д) доходы;
е) мотивацию в фирме;
ж) хобби;
з) интимные пристрастия и прочее.
Сведения, полученные в результате маркетинговой разведки, позволяют определить изменения в ценовой и ассортиментной политике предприятия выявить каналы товародвижения и методы стимулирования сбыта.