Урок 6-7. Будьте внимательными и осторожными.

Урок 5. Сигналы регулирования дорожного движения.

Цель урока: Повторить знания, полученные по данной теме в 1-ом классе и дополнительно изучить сигналы регулирования дорожного движения.

Учебно-методические пособия: трехсекционный детский светофор, рабочая тетрадь по ПДД – стр. 14, жезл регулировщика, видеофильм по ДДТТ.

Рекомендации к проведению занятия.

В начале занятия следует посмотреть несколько сюжетов видеофильма, после чего рассказать о светофорах и сигналах регулировщика, провести выборочный опрос учащихся по данной теме.

Преподаватель напоминает о том, что на перекрестках и улицах регулирование движения транспорта и пешеходов может производится регулировщиком. Он подает сигнал водителям и пешеходам жестами и поворотом своего корпуса. В своей работе он пользуется жезлом.

Необходимо на классной доске нарисовать пересечение двух улиц (перекресток). Затем повернуться лицом к классу и жестами и поворотами своего корпуса объяснить учащимся сигналы регулировщика. Регулировщик поднял правую руку с жезлом – это такой же сигнал, как желтый свет светофора. Транспорт, который подъехал к перекрестку, останавливается. Движение пешеходов через перекресток запрещается. Регулировщик повернулся к вам боком, держа руку перед грудью, затем опускает руку – теперь можно начать движение также, как при зеленом сигнале светофора. Регулировщик повернулся к вам грудью или спиной – это соответствует красному сигналу светофора – движение транспорта и пешеходов запрещается.

В конце занятия необходимо, чтобы все ученики самостоятельно выполнили задания на стр. 14 рабочей тетради по ПДД.

 

Цель урока: Закрепить знания и навыки движения учащихся по улицам и дорогам, правила их перехода. Научить ребят правильно переходить регулируемый перекресток, правильно обходить стоящий трамвай, троллейбус, автобус.

Учебно-методические пособия: видеофильм по ДДТТ, рабочая тетрадь стр. 15-24, Правила дорожного движения, набор плакатов по ПДД.

Рекомендации к проведению занятия:

Преподаватель говорит о том, что все пешеходы должны ходить только по тротуару. Каждый тротуар, как и проезжая часть, разделяется как бы на две полосы: пешеходы идут в двух направлениях, придерживаясь правой стороны. В этом случае один поток пешеходов не будет мешать движению другого. Даже на улицах с интенсивным пешеходным движением не будет создаваться помех. Если же часть пешеходов будет ходить против пешеходных потоков или нарушать порядок движения (бежать, толкаться, носить громоздкие предметы, ходить в пачкающей одежде), то другие пешеходы будут вынуждены сходить на проезжую часть и, таким образом, создавать опасную обстановку. На улицах, не имеющих тротуаров, пешеходам разрешается ходить по краю проезжей части, а на дорогах – по левой обочине. Если обочины нет, то по левому краю дороги, навстречу движению транспорта.

С наступлением зимы, несмотря на то, что снег убирается, улицы становятся скользкими. Поэтому во время движения пешеходы должны быть предусмотрительны и осторожны, можно поскользнуться и неожиданно упасть на проезжую часть улицы. А водителю транспорта на скользкой дороге труднее остановить автомобиль, так как тормозной путь увеличивается в несколько раз. Надо также учитывать то, что долгота дня зимой резко сокращается, рано темнеет. В условиях плохой видимости, как водители, так и пешеходы должны быть особенно осторожны.

В весеннее время года происходит таяние снега, ночью наступают заморозки, улицы становятся скользкими, кроме того, увеличивается количество транспорта на улицах и дорогах. Это также необходимо учитывать пешеходам и принимать меры предосторожности.

Рассказав, о несчастном случае, произошедшим в результате неправильного перехода улицы учащимся (материал взять из районного отделения ГИБДД), обращает внимание на соблюдение правил перехода улиц и дорог и излагает эти правила.

Переходить улицу нужно только в отведенных для этого местах, по пешеходным переходам. На улицах, где пешеходные переходы не обозначены, надо выбирать такое место для перехода, где хорошо просматривается улица. Обычно улицу переходят на углу по линиям продолжения тротуара. Это является границей перекрестка, и скорость транспорта здесь меньше. Не следует переходить перекресток по диагонали. Его надо переходить только по линиям границы перекрестка, проходя по очередности улицы. Таким же образом переходят несколько улиц при движении по площади. Прежде чем сойти на проезжую часть улицы, проверьте, не приближается ли транспорт. До перехода проезжей части убедитесь, что слева нет приближающегося транспорта, а затем начинайте переходить улицу. Дойдя до середины, посмотрите направо и, пропустив транспорт, закончите переход.

При переходе узких улиц очень опасно останавливаться на середине улицы, поэтому лучше подождать, пока ни стой, ни с другой стороны не будет приближающегося транспорта. Прежде чем перейти перекресток, посмотрите, регулируется ли движение и какими средствами оно регулируется. Установив это, руководствуйтесь сигналами регулирования. В местах перехода, где движение не регулируется или установлены светофоры с мигающим желтым сигналом, пешеходы во всех случаях должны пропустить приближающийся транспорт. Если движение очень интенсивное и переход через улицу может быть опасным, попросите кого-нибудь из взрослых помочь перейти улицу. Не забудьте поблагодарить их за это.

На загородной дороге (шоссе) вне населенного пункта переходить дорогу надо только на участках, где она хорошо просматривается в обе стороны. Переход через дорогу в населенном пункте разрешается только по обозначенным пешеходным переходам или на перекрестке дорог после того, когда будет полная уверенность в безопасном переходе.

В тех местах улиц и дорог, где построены подземные переходы, надо пользоваться только ими. Если через дорогу установлен пешеходный мостик, то при переходе дороги необходимо пользоваться только им.

Преподаватель объясняет, что перекресток, на котором движение регулируется светофором или регулировщиком, называется регулируемым перекрестком. Преподаватель приводит примеры таких перекрестков.

При переходе улицы надо строго следить за сигналами светофора или регулировщика. Пешеходы должны сочетать свои действия с сигналами светофора или жестами регулировщика. Зеленый сигнал светофора разрешает движение через перекресток (показать какое положение соответствует зеленому сигналу светофора). Желтый сигнал светофора предупреждает водителей машин и пешеходов о предстоящей смене сигналов. Если регулировщик поднял руку с жезлом вверх, независимо от положения корпуса – это соответствует желтому сигналу светофора. Если желтый сигнал светофора или соответствующий ему жест регулировщика застанет пешехода при переходе улицы, то необходимо дойти до середины улицы или «островка безопасности» и ждать разрешающего сигнала. Красный сигнал светофора запрещает переход. Этому сигналу соответствует такое положение регулировщика, при котором он обращен к пешеходам лицом или спиной.

При объяснении преподаватель включает сигналы светофора, а один из учащихся показывает положения и жесты регулировщика, соответствующие этому сигналу. Необходимо объяснить учащимся, что если они подходят к перекрестку, где движение регулируется светофором и регулировщиком, то они обязаны выполнять указания регулировщика.

В конце занятия можно посмотреть видеосюжеты по профилактике ДДТТ.

На втором уроке необходимо поставить задачу учащимся по выполнению заданий в рабочей тетради по ПДД – стр. 15-24 и в конце занятия проверить качество выполнения заданий.