Психологическая подготовка

Основные задачи психологической подготовки — форми- рование интереса и любви к спортивному метанию ножей, го- товности к тренировочной и соревновательной деятельности, требующей волевых усилий для преодоления внешних и внутрен- них препятствий, совершенствование эмоциональных свойств личности, развитие и совершенствование интеллекта спортсмена. Успешное решение этих задач зависит от знаний и педагогического мастерства тренера, от владения спортсменами системой специ- альных знаний о психике человека. Спортсмены должны знать,

что такое восприятия, представления, внимание, его виды и свой-


 

ства, память, мышление, воля, волевые качества, чувства, эмоции, каковы их значение, роль и влияние на деятельность человека.

Задачи психологической подготовки:

— формирование значимых морально-волевых качеств;

— совершенствование свойств внимания;

— развитие координационных способностей;

— овладение умением сосредотачиваться и мобилизовывать- ся во время выполнения упражнения;

— овладение умением управлять своими чувствами, дейст- виями, эмоциями, поведением;

— овладение умением регулировать психическое состояние во время соревнований;

— развитие способностей к самоанализу, самокритичности, требовательности к себе;

— овладение умением противостоять неблагоприятным воз- действиям внутренних и внешних факторов;

— создание уверенности в своих силах;

— формирование готовности к выступлениям на соревно- ваниях;

— воспитание стремления целеустремленно бороться за победу.

Наиболее значимой из основных задач психологической под- готовки является достижение состояния готовности к соревнова- ниям, выражающееся в мобилизованности спортсмена на решение поставленных задач. Особенно это важно перед ответственными, главными соревнованиями. Этой способности мобилизовываться нужно учиться при решении повседневных задач, в процессе учеб- но-тренировочных занятий постоянно, изо дня в день.

В психологической подготовке спортсменов применяются следующие методы:

— словесные воздействия: разъяснение, рассказ, беседа, убе- ждение, педагогическое внушение, одобрение, критика, осуждение;

— выполнение посильных задач для достижения результата;

— введение ситуаций, требующих преодоления трудностей: волнения, страха, неприятных ощущений (используя их, необходи- мо соблюдать постепенность и осторожность, не требуя предель-


 

ной мобилизации);

— применение установок перед соревнованиями, исходя из их уровня и подготовленности спортсмена;

— смешанное воздействие: поощрение, выполнение обще- ственных поручений, наказание.

Психологическая подготовка к соревнованиям начинается задолго до них и опирается на базовую подготовку и решает сле- дующие задачи:

— формирование значимых мотивов, готовности к сорев- нованиям;

— воспитание уверенности в своих силах, стремления

к обязательному достижению определенного результата, победы;

— выработка эмоциональной устойчивости к соревнова- тельному стрессу;

— сохранение нервно-психической свежести;

— предупреждение перенапряжений;

— овладение самоконтролем и саморегуляцией собствен- ного психологического состояния в соревновательной обста- новке.

Велико значение произвольной саморегуляции при подго- товке к выступлению и во время соревнований, когда спортсмен должен справиться с психологической напряженностью, снижаю- щей его работоспособность. Задача тренера — подготовить уче- ника к тому этапу его спортивной деятельности, когда метатель высокой квалификации обязан самостоятельно оценить сложив- шуюся соревновательную ситуацию, быстро принять правильное решение и справиться со своим состоянием.

Такую подготовку следует начать с первых шагов юного ме- тателя. Тренер должен строить многолетний учебно-тренировоч- ный процесс так, чтобы подготовленный технически спортсмен, владел приемами саморегуляции в совершенстве. Сообщая об- учаемым общие сведения об основных понятиях саморегуляции, расширяя и углубляя эти знания, тренер должен постепенно добавлять сведения о средствах саморегуляции и учить тому,

как при необходимости их использовать.

Для снижения уровня возбуждения с целью успокоения,


 

расслабления перед выступлением применяют следующие спосо- бы саморегуляции:

— словесные воздействия:

— переключение мыслей на технику действия, а не на ре- зультат;

— переключение мыслей и внимания на образы и явления, вызывающие положительные эмоции (картины природы, приятные люди, радостные события и другое);

— самоубеждение, направленное на успокоение: «Я хорошо подготовлен», «Противник не так уж силен»;

— самоприказы: «Успокойся», «Не волнуйся», «Возьми себя в руки» и другие;

— приемы, связанные с использованием поз, движений и внеш- них воздействий, направленные на снижение уровня возбуждения:

— регулирование дыхания изменением интервалов вдоха

и выдоха, задержкой дыхания, замедлением или ускорением вдоха и выдоха, их глубины;

— последовательное расслабление основных и локальных групп мышц;

— чередование напряжения и расслабления отдельных групп мышц;

— успокаивающие приемы массажа (легкое поглаживание, потряхивание).

Для повышения уровня возбуждения с целью мобилизации перед выступлением применяются следующие методы: 1) слове- сные и психологические воздействия:

— концентрация мыслей на достижении высокого результа- та, победы;

— настройка на использование своих технических и физиче- ских возможностей;

— создание представлений о преимуществах над соперниками;

— мысли о высокой ответственности за результат выступления;

— самоприказы: «Отдай все и выиграй», «Мобилизуйся»,

«Я должен» и другие;

2) приемы, связанные с использованием поз, движений

и внешних воздействий, направленные на повышение уровня воз-


 

буждения:

— использование «тонизирующих» движений;

— регуляция дыхания применением кратковременной ги- первентиляции;

— использование элементов разминки;

— возбуждающие приемы массажа (поколачивание, разми- нание, растирание).

Глава 5. Тактическая подготовка

Понятие «тактика», означающее искусство подготовки и ве-

дения боя, впервые появилось в военном деле. Со временем оно стало использоваться для обозначения совокупности средств

и приемов не только в общественной и политической борьбе, но не менее широко — в спорте.

Спортивное метание ножа имеет свою специфику, заключаю- щуюся в отсутствии конкретного противника. Основными «сопер- никами» метателя-спортсмена являются изменения его психофун- кционального состояния и внешней среды, которые усложняют выполнение метаний и могут привести к ошибкам, снижению результативности выступления на соревнованиях.

Основу спортивно-тактического мастерства составляют каче- ство тактического мышления и тактические знания, умения, навыки.

Тактическое мышление проявляется (выражается) в спо- собности спортсмена, восприняв возникшие изменения, быстро оценить новую ситуацию и переработать эту информацию, суще- ственную для решения тактической задачи, и главное — кратчай- шим путем найти среди нескольких вариантов решений то, кото- рое ведет к успеху с наибольшей вероятностью.

Не менее значимыми являются проявления тактического мышления в способности метателя организовать подготовку

к выступлению, а во время соревнований — свое поведение и дей- ствия при изменении условий внешней среды и психического со- стояния. Эта организация необходима для сохранения эффектив- ности выполнения каждого броска и всего упражнения в целом. Варианты возникающих изменений во внешней среде и в состо- янии психики соревнующихся хорошо известны, и в целом пред-


 

сказуемы. Спортсмен должен хорошо знать не только возможные изменения, но и содержание вариантов тактических решений, на- правленных на преодоление негативных последствий неожиданно возникших изменений.

Готовясь к выступлению, метатель во время учебно-трени- ровочных занятий по заданию тренера или самостоятельно, пред- ставив себе разные варианты изменений внешней среды, должен вносить коррективы в организацию выполнения бросков. Должны быть продуманы общий план выполнения отдельных упражнений, подготовки экипировки, порядок и задачи выполнения пробных серий, те действия, выполнение которых необходимо контролиро- вать, сосредоточив на них внимание. Не менее важно предусмо- треть вероятность контактов перед стартом, так как результатом

их могут быть переключение мыслей на сообщаемую новость, определенный эмоциональный «всплеск». Такие отвлечения на- рушают общий настрой, сосредоточенность — психологическую готовность спортсмена к выступлению.

Объективные факторы изменений обстоятельств и внешней среды при выполнении упражнений на соревнованиях, проводи- мых на открытом воздухе:

— изменение освещенности при переменной облачности;

— сильный порывистый ветер, изменяющийся по направле- нию и силе;

— несоответствие высоты установки мишеней на сорев- нованиях привычному уровню установки мишеней в месте под- готовки;

— сбои, задержки смены мишеней из-за технических не- поладок;

— нехватка времени, определяемого условиями правил про- ведения соревнований;

— шум от отскоков, неожиданные реплики на соседних стендах или среди зрителей;

— повышенное, эмоционально выражаемое внимание зрите- лей к ходу выполнения упражнения;

— вмешательство судьи.

Субъективные факторы, отрицательно влияющие на чет-


 

кость выполнения всех элементов броска в целом:

— высокая ответственность;

— сомнения, неуверенность в оценке своих действий;

— посторонние мысли, не связанные с выполнением пред- стоящего броска;

— боязнь неточного броска;

— неготовность к неожиданно высокому результату несколь- ких серий;

— утомление, развивающееся в процессе выполнения упражнения;

— ухудшение (нарушение) согласованности действий по вы- полнению броска.

Успешность преодоления сложностей, вызванных объектив- ными факторами, определяется техническим мастерством спор- тсмена. Со сложностями субъективного характера легче справля- ются волевые спортсмены, овладевшие приемами саморегуляции.

Заключение

Спортивное метание ножей в России стремительно набира- ет популярность. Так, в юношеском Первенстве России 2010 года участвовало 47 юношей и девушек из 8 регионов Российской Феде- рации. Любознательность и естественное для подростков желание научиться красиво и результативно метать нож приводят многих

из них к решению испробовать свои силы в этом виде спорта. Воз- можность проявить себя, достигнуть определенных высот в спор- те, кажущиеся доступность и простота подкрепляют решимость.

Работа с юными спортсменами требует повышенной ответст- венности тренерских кадров, терпения и внимания. В отсутствии специальной подготовки тренеров по спортивному метанию ножа, отрадным является тот факт, что у нынешних педагогов — под- вижников, осваивавших эту дисциплину методом проб и ошибок, появляются ученики, избравшие для себя тренерский путь, такие как Павел Зудов (г. Москва) и Андрей Герасимов (г. Самара). Имен- но на их плечи ляжет дальнейшее практическое и научно-методи- ческое развитие данной спортивной дисциплины и превращение ее в полноценный вид спорта.


 

Приложения.