Психологическая подготовка
Основные задачи психологической подготовки — форми- рование интереса и любви к спортивному метанию ножей, го- товности к тренировочной и соревновательной деятельности, требующей волевых усилий для преодоления внешних и внутрен- них препятствий, совершенствование эмоциональных свойств личности, развитие и совершенствование интеллекта спортсмена. Успешное решение этих задач зависит от знаний и педагогического мастерства тренера, от владения спортсменами системой специ- альных знаний о психике человека. Спортсмены должны знать,
что такое восприятия, представления, внимание, его виды и свой-
ства, память, мышление, воля, волевые качества, чувства, эмоции, каковы их значение, роль и влияние на деятельность человека.
Задачи психологической подготовки:
— формирование значимых морально-волевых качеств;
— совершенствование свойств внимания;
— развитие координационных способностей;
— овладение умением сосредотачиваться и мобилизовывать- ся во время выполнения упражнения;
— овладение умением управлять своими чувствами, дейст- виями, эмоциями, поведением;
— овладение умением регулировать психическое состояние во время соревнований;
— развитие способностей к самоанализу, самокритичности, требовательности к себе;
— овладение умением противостоять неблагоприятным воз- действиям внутренних и внешних факторов;
— создание уверенности в своих силах;
— формирование готовности к выступлениям на соревно- ваниях;
— воспитание стремления целеустремленно бороться за победу.
Наиболее значимой из основных задач психологической под- готовки является достижение состояния готовности к соревнова- ниям, выражающееся в мобилизованности спортсмена на решение поставленных задач. Особенно это важно перед ответственными, главными соревнованиями. Этой способности мобилизовываться нужно учиться при решении повседневных задач, в процессе учеб- но-тренировочных занятий постоянно, изо дня в день.
В психологической подготовке спортсменов применяются следующие методы:
— словесные воздействия: разъяснение, рассказ, беседа, убе- ждение, педагогическое внушение, одобрение, критика, осуждение;
— выполнение посильных задач для достижения результата;
— введение ситуаций, требующих преодоления трудностей: волнения, страха, неприятных ощущений (используя их, необходи- мо соблюдать постепенность и осторожность, не требуя предель-
ной мобилизации);
— применение установок перед соревнованиями, исходя из их уровня и подготовленности спортсмена;
— смешанное воздействие: поощрение, выполнение обще- ственных поручений, наказание.
Психологическая подготовка к соревнованиям начинается задолго до них и опирается на базовую подготовку и решает сле- дующие задачи:
— формирование значимых мотивов, готовности к сорев- нованиям;
— воспитание уверенности в своих силах, стремления
к обязательному достижению определенного результата, победы;
— выработка эмоциональной устойчивости к соревнова- тельному стрессу;
— сохранение нервно-психической свежести;
— предупреждение перенапряжений;
— овладение самоконтролем и саморегуляцией собствен- ного психологического состояния в соревновательной обста- новке.
Велико значение произвольной саморегуляции при подго- товке к выступлению и во время соревнований, когда спортсмен должен справиться с психологической напряженностью, снижаю- щей его работоспособность. Задача тренера — подготовить уче- ника к тому этапу его спортивной деятельности, когда метатель высокой квалификации обязан самостоятельно оценить сложив- шуюся соревновательную ситуацию, быстро принять правильное решение и справиться со своим состоянием.
Такую подготовку следует начать с первых шагов юного ме- тателя. Тренер должен строить многолетний учебно-тренировоч- ный процесс так, чтобы подготовленный технически спортсмен, владел приемами саморегуляции в совершенстве. Сообщая об- учаемым общие сведения об основных понятиях саморегуляции, расширяя и углубляя эти знания, тренер должен постепенно добавлять сведения о средствах саморегуляции и учить тому,
как при необходимости их использовать.
Для снижения уровня возбуждения с целью успокоения,
расслабления перед выступлением применяют следующие спосо- бы саморегуляции:
— словесные воздействия:
— переключение мыслей на технику действия, а не на ре- зультат;
— переключение мыслей и внимания на образы и явления, вызывающие положительные эмоции (картины природы, приятные люди, радостные события и другое);
— самоубеждение, направленное на успокоение: «Я хорошо подготовлен», «Противник не так уж силен»;
— самоприказы: «Успокойся», «Не волнуйся», «Возьми себя в руки» и другие;
— приемы, связанные с использованием поз, движений и внеш- них воздействий, направленные на снижение уровня возбуждения:
— регулирование дыхания изменением интервалов вдоха
и выдоха, задержкой дыхания, замедлением или ускорением вдоха и выдоха, их глубины;
— последовательное расслабление основных и локальных групп мышц;
— чередование напряжения и расслабления отдельных групп мышц;
— успокаивающие приемы массажа (легкое поглаживание, потряхивание).
Для повышения уровня возбуждения с целью мобилизации перед выступлением применяются следующие методы: 1) слове- сные и психологические воздействия:
— концентрация мыслей на достижении высокого результа- та, победы;
— настройка на использование своих технических и физиче- ских возможностей;
— создание представлений о преимуществах над соперниками;
— мысли о высокой ответственности за результат выступления;
— самоприказы: «Отдай все и выиграй», «Мобилизуйся»,
«Я должен» и другие;
2) приемы, связанные с использованием поз, движений
и внешних воздействий, направленные на повышение уровня воз-
буждения:
— использование «тонизирующих» движений;
— регуляция дыхания применением кратковременной ги- первентиляции;
— использование элементов разминки;
— возбуждающие приемы массажа (поколачивание, разми- нание, растирание).
Глава 5. Тактическая подготовка
Понятие «тактика», означающее искусство подготовки и ве-
дения боя, впервые появилось в военном деле. Со временем оно стало использоваться для обозначения совокупности средств
и приемов не только в общественной и политической борьбе, но не менее широко — в спорте.
Спортивное метание ножа имеет свою специфику, заключаю- щуюся в отсутствии конкретного противника. Основными «сопер- никами» метателя-спортсмена являются изменения его психофун- кционального состояния и внешней среды, которые усложняют выполнение метаний и могут привести к ошибкам, снижению результативности выступления на соревнованиях.
Основу спортивно-тактического мастерства составляют каче- ство тактического мышления и тактические знания, умения, навыки.
Тактическое мышление проявляется (выражается) в спо- собности спортсмена, восприняв возникшие изменения, быстро оценить новую ситуацию и переработать эту информацию, суще- ственную для решения тактической задачи, и главное — кратчай- шим путем найти среди нескольких вариантов решений то, кото- рое ведет к успеху с наибольшей вероятностью.
Не менее значимыми являются проявления тактического мышления в способности метателя организовать подготовку
к выступлению, а во время соревнований — свое поведение и дей- ствия при изменении условий внешней среды и психического со- стояния. Эта организация необходима для сохранения эффектив- ности выполнения каждого броска и всего упражнения в целом. Варианты возникающих изменений во внешней среде и в состо- янии психики соревнующихся хорошо известны, и в целом пред-
сказуемы. Спортсмен должен хорошо знать не только возможные изменения, но и содержание вариантов тактических решений, на- правленных на преодоление негативных последствий неожиданно возникших изменений.
Готовясь к выступлению, метатель во время учебно-трени- ровочных занятий по заданию тренера или самостоятельно, пред- ставив себе разные варианты изменений внешней среды, должен вносить коррективы в организацию выполнения бросков. Должны быть продуманы общий план выполнения отдельных упражнений, подготовки экипировки, порядок и задачи выполнения пробных серий, те действия, выполнение которых необходимо контролиро- вать, сосредоточив на них внимание. Не менее важно предусмо- треть вероятность контактов перед стартом, так как результатом
их могут быть переключение мыслей на сообщаемую новость, определенный эмоциональный «всплеск». Такие отвлечения на- рушают общий настрой, сосредоточенность — психологическую готовность спортсмена к выступлению.
Объективные факторы изменений обстоятельств и внешней среды при выполнении упражнений на соревнованиях, проводи- мых на открытом воздухе:
— изменение освещенности при переменной облачности;
— сильный порывистый ветер, изменяющийся по направле- нию и силе;
— несоответствие высоты установки мишеней на сорев- нованиях привычному уровню установки мишеней в месте под- готовки;
— сбои, задержки смены мишеней из-за технических не- поладок;
— нехватка времени, определяемого условиями правил про- ведения соревнований;
— шум от отскоков, неожиданные реплики на соседних стендах или среди зрителей;
— повышенное, эмоционально выражаемое внимание зрите- лей к ходу выполнения упражнения;
— вмешательство судьи.
Субъективные факторы, отрицательно влияющие на чет-
кость выполнения всех элементов броска в целом:
— высокая ответственность;
— сомнения, неуверенность в оценке своих действий;
— посторонние мысли, не связанные с выполнением пред- стоящего броска;
— боязнь неточного броска;
— неготовность к неожиданно высокому результату несколь- ких серий;
— утомление, развивающееся в процессе выполнения упражнения;
— ухудшение (нарушение) согласованности действий по вы- полнению броска.
Успешность преодоления сложностей, вызванных объектив- ными факторами, определяется техническим мастерством спор- тсмена. Со сложностями субъективного характера легче справля- ются волевые спортсмены, овладевшие приемами саморегуляции.
Заключение
Спортивное метание ножей в России стремительно набира- ет популярность. Так, в юношеском Первенстве России 2010 года участвовало 47 юношей и девушек из 8 регионов Российской Феде- рации. Любознательность и естественное для подростков желание научиться красиво и результативно метать нож приводят многих
из них к решению испробовать свои силы в этом виде спорта. Воз- можность проявить себя, достигнуть определенных высот в спор- те, кажущиеся доступность и простота подкрепляют решимость.
Работа с юными спортсменами требует повышенной ответст- венности тренерских кадров, терпения и внимания. В отсутствии специальной подготовки тренеров по спортивному метанию ножа, отрадным является тот факт, что у нынешних педагогов — под- вижников, осваивавших эту дисциплину методом проб и ошибок, появляются ученики, избравшие для себя тренерский путь, такие как Павел Зудов (г. Москва) и Андрей Герасимов (г. Самара). Имен- но на их плечи ляжет дальнейшее практическое и научно-методи- ческое развитие данной спортивной дисциплины и превращение ее в полноценный вид спорта.
Приложения.