Функционирование политической системы

Политическая система – это совокупность государственных и общественных организаций, объединений, политических и правовых норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе.

Понятие и структура политической системы

Цели изучения темы

План

ТЕМА 5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

5.1. Понятие и структура политической системы.

5.2. Функционирование политической системы.

5.3. Типологии политических систем.

5.4. Политическая стабильность и политический риск.

 

- характеристика системного подхода к политике;

- анализ модели политической системы Д. Истона;

- определение структуры и функций политической системы;

- выявление особенностей и типов политической стабильности и политического риска.

 

Основные понятия: политическая система, «вход» и «выход», требования и поддержка, институциональная подсистема, нормативная подсистема, коммуникативная подсистема, функциональная подсистема, идеологическая подсистема, политическая стабильность, политический риск.

 

 

Термин «политическая система» был введен в политологию в 50–60-х гг. XX в. Его использование отражало нарастающее понимание политики как системы. Основателями классической теории политической системы являются американские политологи Д. Истон и Г. Алмонд.

Данное понятие позволяет трактовать политику как определенную целостность, а значит анализировать способы и формы ее взаимодействия с окружающей средой, различными сферами общества, выявлять способы поддержания равновесия, стабильности в обществе. Оно показывает, каким образом происходит регулирование политических процессов, формирование и функционирование политической власти. Оно используется для характеристики взаимоотношений между государством и обществом, между различными социальными субъектами на негосударственном уровне.

«Политическая система» как понятие показывает:

· как организована власть в данном обществе;

· каковы основные институты власти;

· как складываются отношения между обществом и государством;

· как организован и протекает политический процесс;

· каково состояние политической деятельности;

· каков уровень политического участия и др.

Политическая система выступает подсистемой более широкой общественной системы. «Системой» она является потому, что в ней имеет место взаимодействие частей внутри единого целого, «политической» – потому, что это взаимодействие происходит по поводу распределения власти, богатства, ресурсов в обществе. Стержнем политической системы выступает политическая власть, определяющая сущность, природу, структуру и границы политической системы. Через политическую систему выявляются и аккумулируются основные интересы общества, выстраиваются социальные приоритеты.

Политическая система состоит из следующих составляющих (подсистем):

1. Институциональная подсистема, включающая в себя основные политические институты (государство, политические партии), общественные движения, организации, лоббистские группы, средства массовой информации, церковь. Главное место в этой подсистеме занимает государство.

Среди институтов политической системы выделяют собственно политические институты: государство и политические партии, основное назначение которых – осуществление политической власти.

Общественные объединения, организации, профсоюзы не являются собственно политическими институтами. Их влияние на процессы управления обществом и осуществление власти носит косвенный характер. Все эти институты создаются для решения определенных неполитических задач. Но достижение задач так или иначе требует от них участия в политическом процессе. Так, политическое лоббирование заключается в оказании давления на различные органы власти с целью обеспечить интересы конкретных слоев и социальных групп. Лоббирование предполагает определенный прессинг (вплоть до подкупа, запугивания, шантажа) отдельных депутатов, министров, членов муниципалитетов и т. д.

2. Функциональная, т. е. методы политической деятельности, способы осуществления власти. Она составляет основу политического режима.

3. Нормативная, включающая в себя правовые, политические, моральные нормы и ценности, традиции и обычаи. Через них политическая система оказывает регулятивное воздействие на деятельность институтов, поведение граждан.

4. Коммуникативная, включающая все формы политического взаимодействия как внутри системы, так и с политическими системами других стран.

5. Идеологическая, включающая в себя совокупность политических идей, теорий, концепций (политическое сознание, политическая культура, политическая социализация). Данная подсистема обеспечивает:

· стабильность политической системы;

· единство различных слоев населения;

· прочность социальной базы политической власти;

· возможность предвидеть реакцию на принимаемые решения;

· преемственность и воспроизводство политических традиций.

Одна из общепризнанных моделей функционирования политической системы была разработана Дж. Истоном. В данной модели политическая система представлена как саморегулирующийся и саморазвивающийся механизм, активно реагирующий на поступающие извне импульсы-команды.

Обмен ресурсами и взаимодействие системы с окружающей средой осуществляются по принципу «вход-выход».

«Вход» в политическую систему представляет собой требования и проявления поддержки со стороны общества. Требования варьируются от призывов поднять жизненный уровень, улучшить ситуацию с занятостью, увеличить выплаты по социальным пособиям до лозунгов защиты меньшинств и прав человека. Требования ослабляют политическую систему.

Поддержка означает усиление политической системы. Она охватывает все варианты поведения и позиции, благоприятные для системы. Формы проявления поддержки: исправная уплата налогов, патриотизм, выполнение воинского долга, уважение власти, преданность политическому руководству.

Реакция системы на «выходе» осуществляется в виде решений и действий. Политические решения могут иметь форму новых законов, заявлений, субсидий и т.д.; их выполнение обеспечивается силой закона. Политические действия не имеют такого принудительного характера, но оказывают существенное влияние на различные стороны общественной жизни. Они осуществляются в форме системы мер по регулированию и решению актуальных проблем в области экономики, социальной политики и т. д.

Если эти решения и действия соответствуют ожиданиям и требованиям различных слоев общества, то поддержка, оказываемая политической системе, усиливается. Система, таким образом, работает стабильно, что, в свою очередь, обеспечивает стабильность общества.

Если власть безразлична к требованиям членов общества, ее решения и действия поддержки не вызывают (или вызывают с трудом). Такие политические решения влекут за собой негативные последствия и могут привести к частичному или полному кризису политической системы.

Главная идея Истона заключается в том, что политическая система всегда стремится к долгосрочному равновесию (к политической стабильности) и стабильность этой системы зависит от того, насколько «выход» уравновешен по отношению к «входу» (рис. 3).

 


 

 

Рис. 3. Функционирование политической системы (по Д. Истону)

 

 

Функции политической системы:

1) политическое целеполагание (определение целей, задач, программ деятельности);

2) мобилизация ресурсов для достижения целей, выполнения программ;;

3) интеграция общества и организация его деятельности по выполнению поставленных задач;

4) регулирование режима социально-политической деятельности;

5) распределение ресурсов;

6) легитимация;

7) разработка правил поведения в обществе – нормотворчество;

8) контроль соблюдения правил;

9) политическая социализация, т. е. приобщение членов общества к политическому участию, формирование политического сознания.

Таким образом, становится ясно, что функции политической системы в концентрированном виде отражают именно те функции, которые призваны выполнять в обществе политика и политическая власть.

Не всякая политическая система справляется со своими функциями, что сказывается не только на ее собственном состоянии, но в силу ее верховенства отражается на показателях стабильности, прогресса и процветания всего общества.

Можно выделить следующие показатели эффективности политической системы:

· устойчивость, т. е. продолжительность существования данной системы;

· адаптивность, т. е. способность системы реагировать на внешние вызовы, изменения окружающей среды;

· продуктивность – способность системы решать проблемы, достигать поставленной цели;

· поддержка гражданами, что обеспечивает легитимность системы.

Эффективна та политическая система, которая справляется с поставленными целям, задачами, выполняет функции, обеспечивает целостность, стабильность общества, его поступательное развитие.