Политические идеи Античности

План

ТЕМА 3. ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

3.1. Политические идеи Античности.

3.2. Развитие политической мысли Средневековья и Возрождения.

3.3. Политические учения Нового времени.

3.4. Русская политическая мысль XIX – начала XX века.

 

Цель изучения темы

 

рассмотрение генезиса политических идей, основных этапов их развития.

 

Основные понятия: античный полис, идеальное государство, тирания, охлократия, полития, олигархия, аристократия, теократия, макиавеллизм, теория «общественного договора», утопия, утопический социализм, материалистическая теория политики, коммунизм, либерализм, консерватизм, народничество, революционная демократия, анархизм.

 

 

Современная политическая наука возникла на базе накопленных человечеством знаний и представлений о политике. Эти представления складывались по мере возникновения и развития отношений политической власти и первоначально существовали в виде учений о справедливом правлении и наставлений политикам и гражданам, они переплетались с мифами и верованиями. Так, представления о власти и государстве в цивилизациях Древнего Востока исходили из тезиса о божественном характере власти и государства как составной части мирового порядка.

Особенно значительное влияние на современную политическую науку оказала западная традиция философской политической мысли.

Ее первым этапом была античная политическая мысль, которая начала складываться в Древней Греции. Для нее был характерен переход от мифологического объяснения политики к философскому.

Развитие политических теорий было востребовано уникальной формой организации общественной жизни, каковой являлся полис – город-государство. В полисе занятие политикой было правом всех свободных граждан, которые в форме голосования в народном собрании участвовали в решении государственных дел.

Наиболее значительными политическими теориями Древней Греции были теории Платона и Аристотеля.

Платон (437–347 гг. до н.э.) – один из величайших мыслителей не только Античности, но и всей истории философии, политических и правовых учений.

В русле своих философских воззрений Платон разработал проект идеального государства (трактат «Государство»). Суть данного проекта состоит в следующем.

Человеческая душа содержит в себе три начала: разумное, яростное и вожделеющее. Этим трем началам аналогичны в государстве три схожих начала: совещательное, защитное, деловое, а этим последним соответствуют три сословия: правителей (философов), воинов и производителей (ремесленников и земледельцев).

Государственная справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Философы, обладающие способностью рассуждать, будут господствовать (управлять государством). Воины, в которых развито яростное, волевое начало, будут вооруженной защитой, подчиняясь первому началу. Оба этих сословия управляют началом вожделеющим (ремесленниками, земледельцами и другими производителями), которое «по своей природе жаждет богатства».

Определяя полис как совместное поселение, обусловленное общими потребностями, Платон подробно обосновывает положение о том, что наилучшее удовлетворение этих потребностей требует разделения труда между гражданами государства.

Для обоснования вводимой иерархии сословий большое значение Платон придавал распространению среди населения идеального государства «благородного вымысла» о том, что хотя все они – братья, но Бог, вылепивший людей, в тех из них, которые способны править, примешал при рождении золото, в их помощников – серебро, а в земледельцев и ремесленников – железо и медь. Лишь в тех случаях, когда от золота родится серебряное потомство, а от серебра – золотое и т. д., допустимы переходы членов одного сословия в другое. Платон предостерегал, что государство погибнет, когда охранять его будет железный или медный страж.

Чтобы стражи постоянно были на высоте своих задач, их быт и вся жизнь организуются на началах солидарности, общности, равенства и коллективизма. Никто не должен обладать никакой частной собственностью, если в том нет крайней необходимости. Затем «ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий». Необходимые припасы стражи получают от третьего сословия. Живут и питаются стражи сообща, как во время походов. Им запрещается не только пользоваться, но даже прикасаться к золоту или серебру.

Решающее значение для идеального государственного устройства имеет, по Платону, введение для стражей общности жен и детей. Женщины в идеальном государстве уравнены в правах и возможностях с мужчинами. Семьи в обычном смысле для двух первых сословий не существует. Детей воспитывает государство.

Вопросы регламентации брака, быта, собственности, труда и всей жизни людей третьего сословия Платон оставляет на усмотрение властей идеального государства. Хотя члены этого сословия отстранены от управления государством, однако в принципе они являются свободными, а не рабами.

Платон – противник крайностей богатства и бедности, за умеренность, средний достаток. Весьма проницательно он подмечает политическое значение имущественного расслоения общества. Главное социально-экономическое отличие проектируемого идеального государства от всех прочих государств Платон видит в том, что в нем преодолен раскол на богатых и бедных, тогда как каждое обычное государство «представляет собою множество государств... Как бы там ни было, в них заключены два враждебных между собой государства: одно – бедняков, другое – богачей».

Идеальное государство Платона – справедливое правление лучших. Правление философов и действие справедливых законов» – два взаимосвязанных аспекта единого идеального проекта.

Идеальное государство как правление лучших и благородных – аристократическое государственное устройство. Этот лучший тип государственного устройства, по Платону, можно назвать двояко: если среди правителей выделится кто-нибудь один, то правление будет царской властью, если несколько правителей, тогда это будет аристократия.

Создатель «Государства» верит в возможность практического осуществления своего проекта, хотя и признает трудности. Но если даже идеальное государство будет создано на земле, оно все равно не будет вечным и в силу неизбежной порочности человеческой натуры сменится другими формами правления. Понимая изменения и смену различных общественно-государственных форм как круговращение внутри определенного цикла, Платон говорит о соответствии пяти видов государственного устройства (аристократия, тимократия, олигархия, демократия и тирания) пяти видам душевного склада людей.

Идеальному (аристократическому) государственному устройству Платон противопоставляет четыре других, характеризуя их в порядке прогрессирующей порчи государственности.

Вырождение идеальной аристократии приводит к появлению частной собственности на землю и дома, делению людей на свободных и рабов. Вместо разумного начала в государстве господствует яростный дух. Это – тимократия, под которой Платон имеет в виду критско-спартанский тип государственного устройства. Такое государство будет вечно воевать. Между тем война, по Платону, «главный источник частных и общественных бед». Особенно ненавистны ему войны между эллинами.

Порча поглощенного войной и раздорами тимократического государства приводит – в результате скопления значительно богатства у частных лиц – к олигархии. Этот строй основан на имущественном цензе; у власти стоят богатые, бедняки не участвуют в правлении. В неимущих зреет ненависть против алчных и никчемных богачей, приводящая к перевороту в государстве и установлению демократии.

В целом демократию Платон расценивал как строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления. Равенство при демократии уравнивает равных и неравных.

То, что в порочном государственном строе считают благом и к чему ненасытно стремятся (в тимократии – военные успехи, в олигархии – богатство, в демократии – свобода), и губит данный строй. Другими словами, каждая форма государства гибнет из-за внутренних противоречий, присущих ее собственному принципу, и злоупотреблений последним.

Так, согласно Платону, демократия опьяняется свободой в неразбавленном виде, и из нее вырастает ее продолжение и противоположность – тирания. Чрезмерная свобода обращается в чрезмерное рабство. Тиран добивается власти как «ставленник народа». Тирания – наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие.

Ряд существенных политико-правовых проблем освещен Платоном в диалоге «Политик». Политика – это, по Платону, царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми. При таких данных у правителей, считал философ, будет уже неважно, правят ли они по законам или без них.

Дальнейшее развитие античной политико-правовой мысли после Платона связано с именем его ученика и критика Аристотеля (384–322 гг. до н. э.).

По Аристотелю, государство – результат естественного развития человеческого сообщества, оно есть высшая форма общения людей, выражающая человеческую сущность. Человек – «политическое животное», т.е. в нем заложено инстинктивное стремление к совместному проживанию. Главная цель государства – достижение общего блага.

Частная собственность коренится в природе человека, в его естественной любви к себе.

Форму государства Аристотель характеризовал как политическую систему, которая олицетворяется верховной властью в государстве. В этом плане государственная форма определяется числом властвующих (один, немногие, большинство). Кроме того, им различаются правильные и неправильные формы государства: в правильных формах правители имеют в виду общую пользу, при неправильных – только свое благо (табл. 1).

 

Таблица 1.Формы правления в классификации Аристотеля

 

Количество властвующих Властители представляют
интересы всех (правильные формы правления) частные интересы (неправильные формы правления)
Один Монархия Тирания
Несколько Аристократия Олигархия
Большинство Полития Демократия

 

 

Самую правильную форму государства Аристотель назвал политией.

В политии правит большинство в интересах пользы. Все остальные формы представляют собой то или иное отклонение. Сама полития, по Аристотелю, является как бы смешением олигархии и демократии. Этот элемент политии (объединение интересов зажиточных и неимущих, богатства и свободы) имеется в большей части государств, т. е. вообще характерен для государства как политического общения.

Из неправильных форм государства тирания – наихудшая. Резко критикуя крайнюю демократию, где верховная власть принадлежит демосу, а не закону, Аристотель с одобрением характеризует умеренную цензовую демократию, основанную на примирении богатых и бедных и господстве закона.

Полития как лучшая форма государства соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их недостатков. Полития – «средняя» форма государства, и «средний» элемент в ней доминирует во всем: в нравах – умеренность, в имуществе – средний достаток, во властвовании — средний слой. «Государство, состоящее из «средних» людей, будет иметь и наилучший государственный строй».

Население лучшего государства должно быть достаточным и легко обозримым. Территория лучшего государства должна быть одинаково хорошо ориентирована по отношению к морю и материку. Территория, кроме того, должна быть достаточной для удовлетворения умеренных потребностей.

Аристотель говорит о большом числе рабов в лучшем государстве. Гражданских прав лишены ремесленники, «толпа матросов», торговцы.

Политическое правление – это, по Аристотелю, правление закона, а не людей: правители, даже лучшие, подвержены чувствам и аффектам, закон же – «уравновешенный разум».