Основные задачи и обязанности финансового менеджера на предприятии

Организационное обеспечение финансового менеджмента. Центры ответственности

Система организационного обеспечения управления финансами предприятияпредставляет собой взаимосвязанную совокупность внутренних структурных служб и подразделений организации, обеспечивающих разработку и принятие управленческих решений по отдельным аспектам ее финансовой деятельности и несущих ответственность за результаты этих решений. На практике, наряду с традиционной системой управления финансами, все чаще используется управление на основе «центров ответственности».

Центр ответственности – структурное подразделение предприятия, которое полностью контролирует те или иные аспекты финансовой деятельности и принимает управленческие решения в рамках этих аспектов и несет полную ответственность за выполнение доведенных ему плановых или нормативных финансовых показателей.

Виды центров ответственностипредставлены на рисунке 10.1.

 

 

Рисунок 10.1 – Классификация центров ответственности

Формирование системы организационного обеспеченияуправления финансами предприятия предусматривает следующий алгоритм действий:

1) исследование особенностей функционирования отдельных структурных подразделений с позиции их влияния на отдельные аспекты формирования и использования финансовых ресурсов;

2) определение основных типов центров ответственности в разрезе структурных подразделений предприятия;

3) формирование системы прав, обязанностей и меры ответственности руководителей структурных подразделений, определенных как центр финансовой ответственности;

4) разработка и доведение центрам ответственности плановых или нормативных показателей, финансовых заданий в форме текущих или капитальных бюджетов.

5) обеспечение контроля выполнения установленных заданий центрами ответственности путем получения соответствующей информации (отчетов), ее анализа и установление причин отклонений.

Статус финансового менеджера на предприятии. Финансовый менеджер является ключевой фигурой в системе управления современным предприятием. Как правило, это высококвалифицированный специалист, владеющий передовыми управленческими технологиями, современными теоретическими знаниями и практическими навыками в сфере финансов, финансовых расчетов и финансовой отчетности.

Финансовый менеджер обладает хорошей бизнес-интуицией. Каждое свое управленческое решение он строит на учете широкого спектра факторов: конкурентной среды, необходимости постоянного технологического совершенствования материально-технической базы предприятия, потребности в капитальных вложениях, меняющегося налогового законодательства, мировой конъюнктуры, политической нестабильности, информационных тенденций, изменений процентных ставок и ситуации на фондовом рынке и т.п.

Финансовый менеджер несет личную ответственность за состояние финансов предприятия. На любом этапе его развития менеджер должен быть готов решить следующие задачи:

- какова должна быть величина и оптимальный состав активов предприятия, позволяющих достичь поставленных бизнес-целей?

- где найти источники финансирования и каков должен быть их оптимальный состав?

- как организовать текущее и перспективное управление финансовой деятельностью предприятия, обеспечивающее ему платежеспособность, кредитоспособность и финансовую устойчивость?

Обязанности финансовых менеджеров – это систематизированный перечень обязательных видов финансовой работы, подлежащих выполнению финансовым менеджером. Полнота этого перечня и обязательность выполнения включенных в него работ является гарантией надлежащего качества финансового управления.

Четкое определение задач и обязанностей финансового менеджера позволяет распределить финансовую работу между работниками финансовой службы предприятия. В свою очередь, такое распределение объединяет работников финансовой службы, консолидирует их усилия на решении задач, стоящих перед предприятием.

Благодаря четкому распределению функциональных обязанностей финансовых менеджеров формируется отлаженная организационная структура финансового управления на предприятии. В конечном итоге это не только повышает скорость сбора, обработки и использования оперативной информации, но и обеспечивает более высокий уровень контроля ее достоверности, понимание места и роли финансовых управленческих решений во всей структуре управления предприятием