Упражнения по формированию правильного схода ножа.
Сход ножа из ладони осуществляется за счет ускорения, со- здаваемого рукой, положения пальцев, обеспечивающих выскаль- зывание ножа, и фиксированного положения кисти в конечной фазе броска. Согласованность этих составляющих обеспечивает пра- вильный выход ножа из ладони в нужном направлении.
Основными ошибками при сходе ножа в цель можно счи- тать «залипание» в пальцах и нежелательный «выхлест» в кисти, что происходит рефлекторно на начальном этапе обучения.
Упражнения с ножом без стенда:
— при выполнении данного упражнения нож вкладывается в руку хватом «плашмя» за рукоять. Рука при этом свободно опу- щена вниз и не напряжена. Стойка может быть фронтальной или од- ноименной. Задача данного упражнения — не разжимая, расслабить пальцы руки, удерживающие нож настолько, чтобы он выскользнул из ладони. Нож под весом собственной тяжести направляется вниз,
в заранее подложенную деревянную или резиновую поверхность. Обязательное условие — нож должен столкнуться с поверхностью острием.
После освоения упражнения с выскальзыванием ножа вниз, следует перейти к упражнению с маховым движением вперед:
Исходное положение — разноименная или одноименная стой- ка. Рука, опущенная вниз и удерживающая нож хватом «плашмя» за рукоять, отводится назад и выполняет маховое движение вперед вдоль бедра. За счет создаваемой центробежной силы нож выскаль-
зывает вперед. Рука протягивается за ножом, не сгибаясь в локтевом суставе. Задача данного упражнения — не только контролировать направляющую, создаваемую пальцами, но и фиксировать кисть та- ким образом, что бы нож, посылаемый вперед, не вращался вокруг своего центра тяжести и летел строго в параллельной плоскости
пола (земли, поверхности пола). При правильном выполнении дан- ного упражнения нож приземляется на пол своей плоскостью.
При освоении данного упражнения важно следить за тем, чтобы мышцы руки, выполняющие движение были не напряжены, а тело не заваливалось вперед и находилось в устойчивом положе- нии, сохраняя равновесие.
Данные упражнения развивают тактильные ощущения, вы- зываемые прикосновением, т. е. форму чувствительности двух ви- дов рецепторов кожи — нервных сплетений окружающих луковиц волос и состоящих из клеток соединительных тканей капсул. По- сле освоения данных упражнений, следует переходить к формиро- ванию схода на стенде.
1. Находясь у стенда на расстоянии 1,5–2 метра, выполнять упражнение, аналогичное описанному выше (маховое движение снизу — вперед) — посылать нож в стенд. При правильном выпол- нении нож должен входить в стенд.
2. Метатель, стоя у стенда на расстоянии 1,5–2 метра
во фронтальной стойке и удерживая нож хватом «плашмя», вы- полняет замах поверх плеча, посылает нож в стенд с ускорением, выпрямляясь и протягиваясь за ним. Фронтальная стойка, в этом упражнении позволяет удерживать равновесие, не давая телу де- лать нежелательный наклон вперед, и четко отслеживать направ- ление движения руки. Выполняя данное упражнение, спортсмен одновременно с освоением схода, знакомится с такими понятиями как «перекрут» и «недокрут».
При «перекруте» нож сталкивается с поверхностью стенда под острым углом, рукоятью вверх, и может либо войти острием в стенд, либо отскочить от него (Рис.16).
Рис.16 Рис.17
В такой ситуации спортсмену следует сократить дистанцию на 10–15 см.
При «недокруте» нож сталкивается с поверхностью под острым углом, рукоятью вниз (Рис.17).
Следует увеличить дистанцию на 10–15 см в зависимости
от угла входа. В связи с возможными отскоками ножа, упражнение следует выполнять, не прилагая значительных усилий.
Данное упражнение позволяет осваивать другие виды хва- тов и стоек.
Положительный эффект для формирования правильного схода дает и использование при метании матерчатого чехла с вло- женным в него предварительно ножом. Метатель удерживает чехол со вложенным ножом хватом за лезвие (но через чехол). При броске нож выскальзывает из чехла и летит в мишень. Здесь задача метате- ля — дозированно сжимать чехол, чтобы почувствовать этот сход.