Формы безналичных расчетов

Учет операций по расчетным счетам

В процессе хозяйственной деятельности между организациями возникают различные расчетно-денежные отношения. Расчет, как правило, осуществляется безналичным путем, то есть перечислением денежных средств через отделения банка с расчетного счета плательщика на счет получателя. Все организации обязаны хранить свободные денежные средства на счетах в банках. Они вправе открывать в любом банке расчетный счет для проведения всех видов расчетов. Открытому счету присваивается номер, который затем указывается на всех документах, отражающих движение средств на расчетном счете. Между банком и организацией заключается договор на расчетно-кассовое обслуживание. Порядок ведения операций по расчетному счету регулируется действующим законодательством и Центральным Банком Российской Федерации.

Все операции по расчетному счету банк производит с согласия и по поручению владельца. Отношения между ними регулируются договором. Бесспорное списание денег со счета производится банком в случаях, установленных законом и договором. При недостаточности денежных средств на счете, предъявленные к оплате платежные документы банк помещает в картотеку. Эти документы оплачиваются по мере поступления средств на расчетный счет в последовательности, установленной Гражданским кодексом.

Порядок совершения и оформления операций по расчетному счету регулируется Центральным банком РФ. Движение средств на расчетном счете оформляется банковскими платежными документами. К ним относятся: объявление о взносе наличными, платежные поручения, платежные требования, требования-поручения, чеки и аккредитивы, банковские пластиковые карточки и векселя. Документы оформляются в соответствии с правилами, установленными Положением ЦБ РФ «О безналичных расчетах в Российской Федерации». Помарки и подчистки в банковских документах недопустимы.

Положением ЦБ РФ «О безналичных расчетах в Российской Федерации» установлены следующие формы безналичных расчетов:

· Расчеты платежными поручениями;

· Расчеты по аккредитиву;

· Расчеты чеками;

· Расчеты по инкассо.

Наиболее распространенной формой безналичных расчетов являются расчеты платежными поручениями. Такие расчеты ведутся в тех случаях, когда владелец счета дает распоряжение обслуживающему его банку о перечислении указанной им суммы со своего счета на счет получателя средств. Используются платежные поручения для предварительной и последующей оплаты уже полученных товаров (услуг, работ), для перечисления платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, различным юридическим и физическим лицам. Платежное поручение действительно в течение десяти дней со дня выписки. Если срок платежа в поручении не проставлен, то сроком платежа считается дата принятия документа банком. Платежное поручение считается исполненным только в момент зачисления денежных средств на указанный в поручении счет получателя.

При аккредитивной форме расчетов учреждение банка по заявлению обслуживаемого им покупателя дает поручение иногороднему учреждению банка, обслуживающего поставщика, оплатить отгруженные поставщиком товарно-материальные ценности, работы или оказанные услуги на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении получателя. Сумму аккредитива банк покупателя депонирует на отдельном счете для последующего покрытия выплат поставщику по извещениям обслуживающего его банка. Аккредитив может выставляться и за счет ссуды банка.

Аккредитивная форма расчетов применяется при эпизодических, разовых расчетах между поставщиком и покупателем. При аккредитивной форме расчетов продукция оплачивается по месту нахождения поставщика, вслед за ее отгрузкой, после предъявления поставщиком своему банку счетов и товарно-транспортных накладных, подтверждающих факт отгрузки товаров (и других документов, предусмотренных условиями аккредитива).

В данной форме расчетных отношений участвуют четыре стороны: покупатель, банк покупателя, банк продавца и продавец. При расчетах аккредитивами покупатель поручает обслуживающему его банку произвести за счет своих депонированных средств или ссуды оплату материалов, товаров, работ или услуг продавцу через банк продавца. Таким образом, аккредитив представляет собой поручение банка покупателя банку продавца оплатить расчетные документы.

В тех случаях, когда продавец сомневается в платежеспособности покупателя и требует предварительной оплаты, а покупатель сомневается в надежности поставщика и боится заранее перечислять деньги, аккредитивная форма расчетов может стать способом решения конфликта.

Аккредитивная форма расчетов ведет к отвлечению, как бы «замораживанию» средств покупателей на период действия аккредитива до его фактического использования. Поэтому нецелесообразно применение аккредитивной формы расчетов с постоянными покупателями, своевременно производящими платежи по своим обязательствам.

В условиях перехода к рыночной экономике для безналичных расчетов используются расчетные чеки. Расчетный чек – это составленное на специальном банковском бланке письменное поручение владельца счета (чекодателя) произвести выплату определенной суммы денег получателю (чекодержателю) или о перечислении средств на его счет.

Обычно расчеты с использованием чеков производятся в следующей последовательности. Заключается договор купли, продажи товаров, в котором отражается, что расчеты производятся чеком (или чеками). Для получения чековой книжки покупатель товаров представляет в банк заявление с такой просьбой. Затем покупатель депонирует на специальном счете в обслуживающем банке сумму, за счет которой в дальнейшее будут оплачиваться чеки. После этого поставщик отгружает товар, а покупатель выписывает ему чек на стоимость полученного товара. Поставщик предъявляет чек в обслуживающий его банк на инкассо для получения платежа. Банк поставщика предъявляет полученный чек для оплаты в банк покупателя, а банк покупателя производит оплату чека за счет депонированных ранее сумм.

Расчеты по инкассо используются, когда инициатива по перечислению денежных средств принадлежит их получателю. Эти расчеты представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк-эмитент по поручению и за счет своего клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. При этом используются платежные требования и инкассовые поручения. Инкассовые поручения используются для списания денег со счета плательщика в бесспорном порядке государственными органами, выполняющими контрольные функции в случаях, установленных законодательством, а также по исполнительным документам. При этом в поручении указывается основание, по которому производится списание.

Все чаще встречается в повседневной практике расчетных и кредитно-денежных отношений вексель. Вексель является средством оформления отношений между организациями или товарных кредитов, предоставляемых продавцом покупателю в виде отсрочки уплаты денег за проданные товары, выполненные работы или оказанные услуги, в качестве залога для получения банковского кредита или займа, как средство обеспечения обязательств третьих лиц и пр.

Держатель векселя, срок платежа по которому назначен на определенный день или в определенный день от составления или предъявления, должен предъявить его к оплате в этот день (или в последующий рабочий день недели). Если в течение трех дней векселедержатель не предъявил вексель к платежу, то все затраты и риски по нему переходят от должника к векселедержателю. В случае частичного платежа должник может потребовать отметки о таком платеже на векселе и выдачи ему расписки об этом. Должник освобождается от обязательств, если он оплатил вексель в срок.

Учреждения банка ведут учет векселей, в котором показываются передача или продажа векселедержателем векселей банку.

Расчеты в порядке плановых платежей используются при устойчивых постоянных взаимоотношениях между организациями за товары, работы и услуги. Платежи в этих случаях производят оговоренными суммами в заранее установленные сроки. Обычно такие расчеты не завершаются поступлением оплаты по отдельному расчетному документу. Не реже одного раза в месяц поставщик и покупатель проверяют, соответствуют ли платежи действительному объему поставок, и делают перерасчет.

Организация должна контролировать обоснованность осуществления операций по своему расчетному счету. Учреждение банка выдает владельцу счета выписки об остатках и движении средств на расчетном счете с приложением к ним всех первичных расчетных документов. Записи в выписке банка по дебету означают выдачу наличных денег по чекам или списания по счету, а по кредиту – взносы наличными и зачисления.

Учет операций по расчетному счету осуществляется на счете 51 по дебету – поступление, по кредиту – выбытие денежных средств. Суммы, которые ошибочно отнесены на 51 счет и обнаружены при проверке выписки, отражаются до выяснения обстоятельств на 76 счете. Все операции на 51 счете должны быть подтверждены платежными документами и выпиской банка.

Движение денежных средств на расчетном счете может оформляться следующим образом:

1. Поступление денежных средств от покупателей Д 51 К 62

2. Поступление денежных средств из кассы Д 51 К 50

3. Поступление выручки от продажи валюты Д 51 К 91

4. Возврат предоплаты, перечисленной ранее поставщику Д 51 К 60

5. Поступление на р/с кредитов, займов Д 51 К 67 (66)

6. Перечисление денег поставщику Д 60 К 51

7 Выдача заработной платы Д 70 К 51

8. Уплата налогов с расчетного счета Д 68 (69) К 51

9. Погашение займов Д 66 (67) К 51

10. Оплата расчетно-кассового обслуживания Д 91 К 51

Учетными регистрами по расчетному счету являются журнал-ордер и ведомость №2, которые заполняются аналогично журналу-ордеру и ведомости №1. В журнале-ордере накапливается и систематизируется информация о списании средств с расчетного счета на какие-либо счета на определенную дату. В ведомости – информация о поступлении средств со счетов на каждую дату месяца. Сальдо на начало периода берется из предыдущей ведомости и сверяется с последней выпиской банка за предыдущий месяц. Расчет конечного сальдо осуществляется следующим образом: сальдо на начало периода (из ведомости) + оборот по дебету (из ведомости) – оборот по кредиту (из журнала-ордера).

Наряду с расчетными счетами организации могут иметь счета для учета денежных средств целевого назначения, находящихся в аккредитивах, платежных чековых книжках и др. и предназначенных для финансирования капитального строительства и других текущих расходов.