Общая психология. 2 страница

Е.Е. Соколова

Аффект [лат. affectus — душевное волнение, страсть] — сильная, взрывного характера, относительно кратковременная эмоциональная реакция, сопровождаемая резко выраженными изменениями как в физиологическом состоянии организма, так и в поведении индивида, и развивающаяся в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций. Обладая свойствами доминанты, А. тормозит не связанные с ним психические процессы и навязывает тот или иной стереотипный способ "аварийного" разрешения ситуации (оцепенение, бегство, агрессию), сложившийся в процессе биологической эволюции и поэтому оправдывающий себя лишь в типичных биологических условиях. Другая важная регулирующая функция А. состоит в образовании специфического опыта — аффективных комплексов (следов), эмоционально запечатляющих отдельные элементы породившей А. ситуации и в будущем предупреждающих о возможном ее повторении. У человека А. могут возникать при фрустрации как его биологических потребностей (например, при угрозе жизни), так и социальных ценностей (при оскорблении, столкновении с несправедливостью). Иногда А. возникает вследствие многократного повторения травмирующих событий, создающего у человека впечатление безысходности в отношении не конкретной ситуации, а всей жизни; в таких случаях происходит т.н. аккумуляция А., вследствие которой он может возникать и приводить к неуправляемому поведению при одном из многих столкновений с несправедливостью, т. е. в ситуации, не отличающейся исключительностью. Для состояния А. характерно сужение сознания, при котором внимание субъекта целиком поглощается породившими А. обстоятельствами и навязанными ими действиями. Нарушения сознания могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды своего поведения и развития событий, к заметному притуплению чувствительности к боли, а в случае исключительно сильного А. — завершиться потерей сознания и полной амнезией. Поскольку А. предельно ограничивает возможность произвольной регуляции поведения, рекомендации по его преодолению, применяемые в педагогической и психотерапевтической практике, подчеркивают важность избегания порождающих А. ситуаций, представления нежелательных последствий, выполнения отвлекающих действий и т. п. Устойчивость к вовлечению в состояние А. зависит как от природной конституции человека, так и от уровня развития личности, ее моральной мотивации. Диагностика А. является типичной задачей в практике судебно-психологической экспертизы; при ее решении помимо физиологического состояния организма и расстройств сознания в качестве показателей служат также характер действий человека в состоянии А. (импульсивность, стереотипность, отсутствие приготовлений) и степень их расхождения с обычным его поведением.

В.К. Вилюнас

Беседа (в психологии) — метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Широко применяется в различных сферах психологии (социальной, медицинской, детской и др.).

В.И. Слободчиков

Бессознательное — 1) совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета; 2) форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии, составляя нерасчлененное целое. Б. отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, его отношениями к миру, поэтому в Б. невозможны произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и оценка их результатов. В Б. действительность переживается субъектом через такие формы уподобления, отождествления себя с другими людьми и явлениями, как непосредственное эмоциональное вчувствование, идентификация, эмоциональное заражение, объединение различных явлений в один ряд через сопричастие, а не через выявление логических противоречий и различий между объектами по тем или иным существенным признакам. В Б. зачастую прошлое, настоящее и будущее сосуществуют, объединяясь в каком-либо одном психическом акте (например, в сновидении). Б. находит свое выражение в ранних формах познания ребенком действительности и первобытном мышлении, интуиции, аффектах, панике, гипнозе, сновидениях, привычных действиях, подпороговом восприятии, непроизвольном запоминании и т. д., а также в стремлениях, чувствах и поступках, причины которых не осознаются личностью. Выделяются четыре класса проявлений Б.: 1) надсознательные явления; 2) неосознаваемые побудители деятельности (неосознаваемые мотивы и смысловые установки), обусловливаемые имеющим личностный смысл желаемым будущим. Этот класс явлений был обнаружен при исследовании поведения субъекта после выхода его из гипнотического состояния, в котором ему внушалась определенная программа действий (например, зайти в магазин и купить определенную вещь и т. п.). Выполняя заданную программу, человек не мог объяснить причины своего поведения. Пытаясь объяснить природу этих явлений с позиций психоанализа, З. Фрейд ввел термин "динамическое вытеснение Б.". Под Б. он понимал нереализованные влечения, которые из-за конфликта с требованиями социальных норм не допускались в сознание, отчуждались с помощью механизма вытеснения, обнаруживая себя в обмолвках, оговорках, сновидениях и пр. Особенность подобных проявлений Б. состоит в том, что осознание субъектом причинной связи нереализованных влечений с психотравмирующими событиями не приводит к исчезновению переживаний, обусловленных этими влечениями (например, к исчезновению страхов), поскольку осознанное воспринимается субъектом как нечто безличное, чуждое, происходящее не с ним. Эффекты Б. в поведении устраняются в том случае, если вызвавшие их события изживаются личностью совместно с другим человеком (например, в психоаналитическом сеансе) или с другими людьми (психотерапия групповая); 3) неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности (операциональные установки и стереотипы автоматизированного поведения), обеспечивающие направленный и устойчивый характер ее протекания. Они лежат в основе регуляции автоматизированных и непроизвольных действий (например, процесса решения задач) и обусловливаются образами неосознанно предвосхищаемых событий и способов действия, опирающимися на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях. Они могут осознаваться субъектом, если на пути привычного автоматизированного поведения встречается неожиданное препятствие. Представление о психофизиологических механизмах неосознаваемого автоматизированного поведения разработано Н.А. Бернштейном в концепции уровней построения движения; 4) проявления субсенсорного восприятия. Развитие представлений о природе Б., специфике его проявлений, механизмах и функциях в регуляции поведения человека является необходимым условием создания целостной объективной картины психической жизни личности.

А.Г. Асмолов

Библиопсихология (библиотечная психология) — раздел психологии, пересекающийся с библиотековедением, психологией труда библиотечных работников и педагогической психологией, направленный на изучение психологии читателя и психологии чтения. Основы Б. заложены Н.А. Рубакиным, который создал в Лозанне Международный институт библио-психологии. Н.А. Рубакин определял Б. (ввел синоним "библиологическая психология") как "научное изучение всех психических явлений, связанных с созданием, циркуляцией и утилизацией печатной, рукописной и устной речи" (1924). Исследуя влияние устного, печатного и рукописного слова как на индивида, так и на коллектив, считал необходимым в теории книги соблюдать "примат читателя" над "приматом содержания", утверждая, что "без читателя нет книги" и "изучать надо не слова, а психологические явления, ими возбуждаемые". Опираясь на три закона, выдвинутых: 1) языковедами В. Гумбольдтом и А. Потебней: "Слово, фраза, книга есть возбудители, а не передатчики чужой мысли, чужого чувства, чужих стремлений", 2) биологом Р. Семоном — о единстве психических и физиологических явлений, 3) филологом и социологом И. Тэном — о значении расы, среды и момента как трех основных факторах, обусловливающих происхождение и эволюцию литературных явлений, — Рубакин разработал и описал основные методы и принципы библиопсихологического исследования, выдвинул главной задачей теоретической Б. "выяснение функциональной зависимости библиопсихологического восприятия от индивидуальных и социальных особенностей субъекта", прикладной Б. — "практические пути для коренного улучшения творческой работы, называемой создаванием, циркуляцией и утилизацией устного, рукописного и печатного слова".

Н.Л. Карпова

Биографические методы (в психологии) [греч. bios — жизнь, graphô — пишу] — способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Б. м. начали разрабатываться в первой четверти ХХ в. (Н.А. Рыбников, Ш. Бюлер). Современные Б. м. основаны на изучении личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия. Использование Б. м. предполагает получение информации, источником которой являются автобиографические методики (опросники, интервью, спонтанные и спровоцированные автобиографии), свидетельства очевидцев, контент-анализ дневников, писем и т. п.

А.А. Кроник

Бихевиоризм [англ. behavior — поведение] — направление в американской психологии ХХ в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. На рубеже XIX-XX вв. обнаружилась несостоятельность доминировавшей ранее интроспективной "психологии сознания", особенно в решении проблем мышления и мотивации. Экспериментально было доказано, что существуют неосознаваемые человеком, недоступные интроспекции психические процессы. В 1913 г. сложилась первая программа Б., сформулированная американским психологом Д. Уотсоном. В дальнейшем в Б. вошли "физический монизм" А. Вейса, "антропономия" У. Хантера, система взглядов К. Лешли и др. Б., исходя из того, что сознание будто бы недоступно для объективного изучения, отвергает его роль в качестве реального регулятора человеческой деятельности. Все психические явления сводятся к реакциям организма, преимущественно двигательным: мышление отождествляется с речедвигательными актами, эмоции — с изменениями внутри организма и т. д. За единицу поведения принимается связь стимула и реакции. Законы поведения, согласно Б., фиксируют отношения между тем, что происходит на "входе" (стимул) и "выходе" (двигательный ответ) системы организма. Процессы внутри этой системы (как психические, так и физиологические) Б., следуя позитивистской методологии, считает не поддающимися научному анализу, поскольку они недоступны прямому наблюдению. Основной метод Б. — наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды с целью выявления доступных математическому описанию корреляций между этими переменными. Подавляющую часть экспериментов сторонники Б. провели на животных (преимущественно на белых крысах), перенеся затем установленные на этом уровне закономерности на человека. Активность организма и роль его психической организации в преобразовании среды, как и социальная природа человека, игнорируются. Идеи Б. оказали влияние на лингвистику, антропологию, социологию, семиотику и стали одним из истоков кибернетики. Бихевиористы внесли существенный вклад в разработку эмпирических и математических методов изучения поведения, в постановку ряда психологических проблем, в особенности касающихся научения — приобретения организмом новых форм поведения. Основное значение Б. для развития категориального аппарата психологии заключается в разработке категории действия. Б. расширил область психологии, включив в нее также внешние, телесные реакции. Вместе с тем вследствие методологических изъянов исходной концепции Б. уже в 1920-х гг. начался ее распад на ряд направлений, сочетающих основную доктрину с элементами других теорий (в частности гештальтпсихологии, а затем психоанализа). Возник необихевиоризм. В настоящее время лишь немногие из американских психологов (наиболее последовательно и непримиримо — Б. Скиннер и его школа) продолжают защищать постулаты ортодоксального Б.

М.Г. Ярошевский

Бугера-Вебера закон (иногда закон Вебера) — установленная для случая различения одномерных сенсорных раздражителей прямо пропорциональная зависимость разностного порога (см. Порог ощущения) "Дельта I" от величины раздражителя "I", к которой адаптирована данная сенсорная система: Дельта I / I = K (const). Коэффициент "К", получивший название отношения Вебера, различен для разных сенсорных раздражителей: 0,003 — для высоты звука; 0,02 — для видимой яркости; 0,09 — для громкости звуков и т. д. Он фиксирует величину, на которую должен быть увеличен или уменьшен раздражитель, чтобы можно было получить едва заметное изменение ощущения. Данная зависимость была установлена в XVIII веке французским ученым П. Бугером и детально изучена впоследствии немецким физиологом Э.Г. Вебером. Дальнейшим развитием и отчасти интерпретацией Б.-В. з. является закон Фехнера.

Б.М. Величковский

Валидность теста [англ. validate — объявлять действительным, подтверждать] — один из основных (наряду с надежностью, репрезентативностью, объективностью, достоверностью и эффективностью) критериев оценки тестовых результатов. Понятие В. т. отражает прагматическую идею обязательной практической (применительно к науке эмпирической) проверки качества измерения психологических свойств личности. Если раньше понятие В. т. чаще других ассоциировалось с понятием "качество теста", то в последние годы все больше осознается роль интерпретации тестовых результатов. Таким образом, В. т. — это прежде всего адекватность интерпретации тестовых результатов по отношению к цели тестирования, содержанию основного понятия (содержанию диагносцируемого психического свойства) и применению результатов тестирования (в профессиональном отборе и других прикладных психологических обследованиях). В контексте прикладной задачи В. т. представляет собой не столько критерий качества теста, сколько показатель меры соответствия теста цели тестирования. Например, тест может быть валиден для измерения интеллекта и невалиден для оценки знаний. И наоборот: если тест создавался для проверки уровня знаний, то результаты по нему не могут быть интерпретированы как мера интеллектуального развития испытуемых. Результаты подобного истолкования невалидны изначально, по цели создания теста. Существенной стороной интерпретации является учет условий тестирования и применения результатов. Если тестирование протекает с нарушением правил (неодинаковое для всех время тестирования, различия в инструкциях, помощь отдельным испытуемым), то интерпретация таких нестандартных результатов не может быть названа валидной по условиям сбора данных. Содержание заданий теста должно соотноситься с содержанием основного понятия (концепции), отражающей измеряемое качество. Это гносеологический аспект В. т., отражающий меру связи теоретического понятия с операциональным понятием и качеством подбора эмпирических индикаторов. В западной психологической литературе отмеченный способ интерпретации тестовых результатов соотносится с определением конструктивной валидности (construct validity). Тестовые результаты могут быть валидны для отбора по одной профессии и невалидны для отбора на другую профессию. Это особенно характерно для сконструированных целенаправленно-прагматических тестов по критерию. Мерой валидности обычно выступает коэффициент корреляции результатов по тесту с результатами по профессиональному критерию. При этом встречаются немало корреляций, опосредованных другими, иногда неизвестными факторами. Отсюда берет начало широко исследованная на Западе проблема дифференциации различных тестов по их валидности для отбора на различные профессии.

В.С. Аванесов, А.Г. Шмелев

Вдохновение — состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил, творческого волнения человека, ведущее к возникновению или реализации замысла и идеи произведения науки, искусства, техники. В. при всей своей кажущейся самопроизвольности является, как правило, результатом предварительного напряженного труда. В.В. Мироненко

Вебера-Фехнера закон — логарифмическая зависимость силы ощущения (Е) от физической интенсивности раздражителя (Р): Е=klogP + c, где k и с — некоторые постоянные, определяемые данной сенсорной системой. Эта зависимость была выведена немецким психологом и физиологом Г.-Т. Фехнером на основе закона Вебера (см. Бугера-Вебера закон) и дополнительного предположения о субъективном равенстве едва заметных различий ощущений. Эмпирические исследования подтверждают данную зависимость лишь для среднего участка диапазона воспринимаемых значений раздражителя. В.-Ф. з. обычно противопоставляется закону Стивенса, согласно которому эта зависимость носит степенной, а не логарифмический характер. Обобщение обеих формул дано Ю.М. Забродиным.

Б.М. Величковский

Вера (в психологии) [лат. veritas — истина, verus — истинный] — 1) особое состояние психики, заключающееся в полном и безоговорочном принятии человеком, его разумом и душой, фактов внутреннего и внешнего существования живого, истинного откровения; фиксируясь в идеях и образах, эти факторы могут стимулировать и направлять последующие деяния человека; 2) "признание чего-либо истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств. Это не значит, что истины В. не подлежат никаким доказательствам, а значит только, что сила В. зависит от особого самостоятельного психологического акта, не определяемого всецело эмпирическими и логическими основаниями" (Вл. Соловьев). В. и неверие являлись предметом исследования многих поколений теологов, философов, а в последнее время и психологов. Поскольку человек постоянно сталкивается с разнообразными ситуациями, требующими от него принятия решения, а полной информацией он, как правило, не располагает, то это вынуждает его либо верить (доверять и вверяться) кому-либо или чему-либо, либо сомневаться, не верить, отвергать предложенное или случившееся. Принято связывать понятие В. преимущественно с понятием В. религиозной, а все остальные варианты его использования называть В. светской. В философской литературе последнего времени выделяется еще понятие В. духовной, частично пересекающееся с В. религиозной. Содержательно понятие В. двойственно (дуалистично), поскольку, с одной стороны, отражает трактовку разума (трезвого, сомневающегося рассудка), а с другой — трактовку некоторых религиозных систем (например, христианства), в которых В. выступает центральной мировоззренческой аксиомой. С религиозных позиций В. есть следствие непосредственно чувствуемого, переживаемого и осознаваемого разумом человека живого и истинного откровения. Такая В. не подвержена сомнениям, не требует доказательств и обнаруживает себя как созерцание факта невидимого, проявленного в факте видимом (А. Хомяков). Объекты В. (разнообразные представления, факты, явления природной, социальной и духовно-интеллектуальной действительности и т. п.) не даны субъекту чувственно (иначе они будут объектом знания), а предполагаются как вероятные, выступающие в форме возможности. Если возможность переходит в действительность, то В. переходит в уверенность (твердое знание, отсутствие сомнений). В качестве субъекта В. могут выступать отдельный индивид, социальная группа, общество, все человечество. При этом В., как особое состояние субъекта, отражает не только то конкретное, на что она направлена (предмет В.), но, главным образом, эмоциональное и ценностное отношение к нему, отражающее потребности и интересы этого субъекта.

Л.А. Карпенко

Виды речи — разновидности использования языка в зависимости от формы фиксации (устная, звучащая и письменная, графическая), от ситуации (публичная и бытовая), от условий предварительной подготовки (спонтанная и подготовленная), от специфики коммуникативного задания (разговорная и книжная; повествовательная и описательная; информационно-логическая и художественная и мн. др.), от темы и т. п. Различные виды и формы Р. строятся по специфическим законам и имеют существенные отличия в порождении и восприятии.

Устная речь воспринимается на слух и характеризуется тем, что необратима во времени. Отдельные компоненты устного речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно, в то время как письменный текст может быть воспринят одновременно или, во всяком случае, большими "кусками". Восприятие письменной речи может быть и отсроченным (например, письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания).

При спонтанной речи "синтаксическая структура высказывания не задана с самого начала или задана лишь частично и достраивается только в процессе генерации высказывания" (А.А. Леонтьев). Подготовленная речь (как правило, письменная) отличается и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях, ей свойственна весьма сложная композиционно-структурная организация, которой необходимо специально овладевать. Разговорная речь реализуется, как правило, в устной форме, что позволяет выделять "устно-разговорную разновидность" языка, которая противопоставляется "книжно-письменной".

В публичных выступлениях на общественно значимые темы (доклад, лекция, сообщение, выступление, консультация, беседа) используется особая разновидность устной формы литературного языка — устная публичная речь, специальное изучение которой началось в 70-х гг. XX в. В такой речи создаются условия для действия противоположно направленных тенденций, и вопрос о ее специфике является дискуссионным. Устность такой речи обусловливает спонтанное и некодифицированное соединение в ней разностилевых элементов (О.А. Лаптева), а наличие книжно-письменных средств и высокая степень соотносительности с функциональными стилями письменного литературного языка является признаком книжной, кодифицированной речи (Е.А. Земская, Д.Н. Шмелев, М.В. Панов).

Превалирование устности или публичности зависит от характеристик адресата (например, степени его информированности, от того, единичный он, коллективный или массовый), от социальных отношений между адресантом и адресатом, от выбранной формы (монологической или диалогической) и т. п.

А.А. Леонтьев, С.А. Шаповал

Влечение — психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта. В. является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в конкретное желание, намерение, мечту и др. В. — одно из центральных понятий психоанализа.

А.В. Петровский

Внимание — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.). Выделяют три вида В. Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное В. Оно имеет пассивный характер, так как навязывается субъекту внешними по отношению к целям его деятельности событиями. Физиологическим проявлением этого вида В. служит ориентировочная реакция. Если деятельность осуществляется в русле сознательных намерений субъекта и требует с его стороны волевых усилий, то говорят о произвольном В. Оно отличается активным характером, сложной структурой, опосредствованной социально выработанными способами организации поведения и коммуникации, и по своему происхождению связано с трудовой деятельностью. По мере развития операционально-технической стороны деятельности в связи с ее автоматизацией и переходом действий в операции, а также в результате изменений мотивации (например, сдвиг мотива на цель) возможно появление т.н. постпроизвольного В. (послепроизвольное В., Н.Ф. Добрынин). При этом сохраняется соответствие направленности деятельности сознательно принятым целям, но ее выполнение уже не требует специальных умственных усилий и ограничено во времени лишь утомлением и истощением ресурсов организма. К числу характеристик В., определяемых путем экспериментальных исследований, относятся избирательность, объем, устойчивость, возможность распределения и переключаемость.

Б.М. Величковский

Внимание антипроизвольное — специфический вид внимания. Отличается от непроизвольного внимания тем, что концентрация происходит не просто помимо, но вопреки волевым усилиям субъекта. Отчетливо обнаруживается в экспериментах, посвященных изучению воли и характера. Например, вопреки принятой испытуемым инструкции фиксировать зрение на вертикальных линиях с одной стороны развернутого альбома, зрачки безотчетно смещаются к противоположной стороне с яркой цветной картинкой; по мере приближения точки фиксации к картинке мотивационный конфликт усиливается, и лишь немногим испытуемым удается выдержать тест до конца. Феномен В. а. хорошо известен из житейских наблюдений и из художественной литературы. Практически широко используется в торговой рекламе и прочих видах пропаганды.

А.П. Назаретян

Внутренний мир (субъективный мир) — структурно организованное содержание человеческой психики. В античные времена сложились два противоположных взгляда на В. м.: в традиции, идущей от Демокрита, он был воспроизведением мира действительного, в позднейшей гностической традиции В. м. обладал вполне самостоятельным, независимым от объективного мира содержанием. По мере развития позитивного научного знания к середине XIX в. сложилось убеждение, что В. м. есть бледная копия объективной реальности. Однако, И. Мюллер и Г. Гельмгольц, опираясь на закон специфической энергии органов чувств, показали, что объективный мир как бы "раскрашен и оркестрован" нашими органами чувств. Согласно гипотезе Б.Л. Уорфа, смысловое восприятие мира опосредовано структурой языка, на котором говорит и с помощью которого мыслит конкретный индивид; гештальтпсихология показала, что мир постоянно "достраивается" в сознании. Архетипы коллективного бессознательного также влияют на структурную организацию В. м. Он населен персонажами текстов культуры, а в эмоциональном отношении не воспроизводит окружающее, а реагирует на него. В то же время субъективная реальность не искажает реальность объективную, но изменяет и обогащает ее. В целом В. м. является не примитивно "вторичным" по отношению к объективному миру, а субъективно преобразует его в соответствии с потребностями и целями человеческого существования.

А.А. Брудный

Военная психология — прикладная отрасль психологической науки, которая изучает закономерности и механизмы функционирования психики человека, обусловленные его включенностью в воинскую деятельность (учебно-боевую и боевую), а также психологические закономерности становления конкретных видов воинской деятельности. В. п. развивалась по четырем основным направлениям: 1) психология личности воина; 2) психология группы и межличностного взаимодействия в армии; 3) психология воинской деятельности в мирное время; 4) психология боя и войны. К 1990-м гг. внутри В. п. как дисциплины отчетливо выделились новые исследовательские направления и программы, ориентированные на различные типы исследовательских задач: психология управления боем, военная конфликтология, психология боевого дежурства, военная психотерапия, психологическая подготовка, военная профессиология, морально-психологическое обеспечение воинской деятельности, военно-морская психология, психологическое обеспечение безопасности полетов и др.

В.В. Девятко

Воздействие речевое — побуждение слушателя с помощью речи к определенному действию. Осуществляется путем организации речевой коммуникации т. о., чтобы слушатель выбрал из числа возможных поступков тот, к которому его подталкивает говорящий (путем угроз, обещания поощрения, насмешки, риторического вопроса, увещевания, просьбы и др.). Для более успешного В. р. должны учитываться условия, в которых происходят речевое общение, отношения между говорящими, реальная возможность осуществления действия, а также характеристики реципиента (его возраст, социальный статус, эмоциональное состояние, система его мотивов, степень ригидности и конформности, апперцепционная база, степень владения языковыми понятиями). В В. р. определенную роль играет несемантический компонент сопровождения речи — тембр, тональность и громкость речи говорящего, его поза, дистанция от слушающего, жесты, мимика. В случае несовпадения мотивов слушающего с предлагаемыми В. р. оказывается неуспешным либо его последействие оказывается кратковременным.

В.П. Белянин

Волюнтаризм [лат. voluntas — воля] — течение в психологии и философии, признающее волю особой, надприродной силой, лежащей в основании психики и бытия в целом. Согласно В., волевые акты ничем не определяются, но сами определяют ход психических процессов. Идея о приоритете воли в жизни человеческой личности возникла в период краха античного мировоззрения, когда было поставлено под сомнение убеждение в том, что главной духовной силой является разум, мышление. Одним из первых утвердил принцип воли религиозный мыслитель Августин (354— 430), согласно которому воля управляет действиями души и тела, побуждает душу к самопознанию, строит из телесных отпечатков вещей их образы, извлекает из души заложенные в ней идеи и т. п. Немецкие философы А. Шопенгауэр и Э. Гартман абсолютизировали волю, объявив ее космической силой, слепым и бессознательным первоначалом, производными от которого являются все психические проявления человека. В дальнейшем под влиянием этой разновидности В. в т.н. глубинной психологии сложилось представление об иррациональной природе влечений, движущих человеческим поведением. Сторонниками В. являлись также немецкий философ и психолог В. Вундт, согласно которому психическая причинность получает высшее выражение в волевом акте, прежде всего в апперцепции, американский философ и психолог У. Джеймс, считавший, что решающая роль в поступке принадлежит ничем не обусловленному волевому решению ("Fiat!" (лат.) — "Да будет!"), немецкий психолог Г. Мюнстерберг, отстаивавший господство воли над остальными психическими функциями, и другие западные психологи конца XIX — начала ХХ в. Присущую человеку способность к самостоятельному выбору цели и способов ее достижения, а также способность принятия решений, выражающих его личностные установки и собственные убеждения, В. истолковывает как эффект действия стоящей за этими актами особой иррациональной духовной сущности.