Формационный (спиралевидный) подход к истории
I. ВИКО Джамбаттиста (1668-1744). Итальянский философ.
Концепция круговорота истории Д. Вико (1668-1744).
Основной труд: «Основания новой науки об общей природе наций».
Основные идеи:
· Допускал существование божественного начала, от которого якобы исходят законы истории;
· В то же время доказывал, что общество развивается в силу внутренних закономерных причин;
· Каждый народ проходит в своем развитии три эпохи: божественную, героическую и человеческую;
· Государство возникает лишь в героическую эпоху и представляет господство аристократии;
· В человеческую эпоху приходит демократическое государство с торжеством свободы и «естественной справедливости». Это вершина развития человечества, зрелость, после чего наступает упадок;
· Общество возвращается к первоначальному состоянию.
На трёх пороках, ведущих людей по ложному пути, - на жажде крови, скупости и честолюбии - основывает законодательство войско, торговлю и двор.
Основные типы цивилизаций:
· Варварство;
· Первобытнообщинная;
· Аграрная;
· Индустриальная;
· Индустриально-информационная;
· Информационная;
· Некоторая будущая цивилизация.
Н.Я. Данилевский выделял 11 культурно-исторических типов цивилизации.
О. Шпенглер исследовал 8 культур.
А. Тойнби определяет от 21 до 5 цивилизаций.
С. Хантингтон определяет 7 цивилизаций.
Предложен К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В.И. Лениным.
Основные идеи:
· Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций;
· Общественно-экономическая формация (ОЭФ) – общество на определенном этапе исторического развития.
Структура общественно-экономической формации:
· Базис – экономика общества:
-производительные силы,
-производственные отношения.
· Надстройка:
-государство,
-политические институты,
-общественные организации.
Типы общественно-экономических формаций:
· Первобытнообщинная;
· Рабовладельческая;
· Феодальная;
· Капиталистическая;
· Коммунистическая (социалистическая).
Характеристика первобытнообщинной формации:
· Примитивные формы организации труда;
· Отсутствие частной собственности (общая собственность на средства и результаты труда);
· Равенство и личная свобода;
· Отсутствие оторванной от общества публичной власти;
· Слабость общественной организации – отсутствие государства.
Рабовладельческая общественно-экономическая формация отличается:
· Возникновением частной собственности на средство производства;
· Социальным неравенством и общественным (классовым) расслоением;
· Возникновением государства и публичной власти.
Феодальная общественно-экономическая формация основывалась на:
· Крупной земельной собственности;
· Труде свободных, но зависимых экономически от феодалов крестьян;
· Особых производственных отношениях в свободных ремесленных центрах-городах.
При капиталистической общественно-экономической формации:
· Основную роль в экономике играет промышленность:
· Усложняются средства производства: механизация, объединение труда;
· Промышленные средства производства принадлежат буржуазии;
· Наличие наемных рабочих, экономически зависимых от буржуазии.
Коммунистическая (социалистическая) общественно-экономическая формация характеризуется:
· Отсутствием частной собственности на средства производства;
· Государственной (общественной) собственностью на средства производства;
· Трудом, свободным от эксплуатации со стороны частных собственников;
· Справедливым равномерным распределением совокупного произведенного продукта между всеми членами общества;
· Высоким уровнем развития производительных сил и высокой организацией труда.
«Азиатский способ производства» (Египет, Китай, Месопотамия) включал в себя:
· Ирригационное земледелие как основу экономики;
· Отсутствием частной собственности на землю и средства производства;
· Массовый коллективный труд свободных общинников под жестким контролем государства;
· Наличие сильной, централизованной, деспотичной власти.