Формационный (спиралевидный) подход к истории

I. ВИКО Джамбаттиста (1668-1744). Итальянский философ.

Концепция круговорота истории Д. Вико (1668-1744).

Основной труд: «Основания новой науки об общей природе наций».

Основные идеи:

· Допускал существование божественного начала, от которого якобы исходят законы истории;

· В то же время доказывал, что общество развивается в силу внутренних закономерных причин;

· Каждый народ проходит в своем развитии три эпохи: божественную, героическую и человеческую;

· Государство возникает лишь в героическую эпоху и представляет господство аристократии;

· В человеческую эпоху приходит демократическое государство с торжеством свободы и «естественной справедливости». Это вершина развития человечества, зрелость, после чего наступает упадок;

· Общество возвращается к первоначальному состоянию.

На трёх пороках, ведущих людей по ложному пути, - на жажде крови, скупости и честолюбии - основывает законодательство войско, торговлю и двор.

 

 

Основные типы цивилизаций:

 

· Варварство;

· Первобытнообщинная;

· Аграрная;

· Индустриальная;

· Индустриально-информационная;

· Информационная;

· Некоторая будущая цивилизация.

 

Н.Я. Данилевский выделял 11 культурно-исторических типов цивилизации.

О. Шпенглер исследовал 8 культур.

А. Тойнби определяет от 21 до 5 цивилизаций.

С. Хантингтон определяет 7 цивилизаций.

 

 

 

Предложен К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В.И. Лениным.

Основные идеи:

· Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций;

· Общественно-экономическая формация (ОЭФ) – общество на определенном этапе исторического развития.

 

Структура общественно-экономической формации:

· Базис – экономика общества:

-производительные силы,

-производственные отношения.

· Надстройка:

-государство,

-политические институты,

-общественные организации.

 

Типы общественно-экономических формаций:

· Первобытнообщинная;

· Рабовладельческая;

· Феодальная;

· Капиталистическая;

· Коммунистическая (социалистическая).

 

Характеристика первобытнообщинной формации:

· Примитивные формы организации труда;

· Отсутствие частной собственности (общая собственность на средства и результаты труда);

· Равенство и личная свобода;

· Отсутствие оторванной от общества публичной власти;

· Слабость общественной организации – отсутствие государства.

 

Рабовладельческая общественно-экономическая формация отличается:

· Возникновением частной собственности на средство производства;

· Социальным неравенством и общественным (классовым) расслоением;

· Возникновением государства и публичной власти.

 

Феодальная общественно-экономическая формация основывалась на:

· Крупной земельной собственности;

· Труде свободных, но зависимых экономически от феодалов крестьян;

· Особых производственных отношениях в свободных ремесленных центрах-городах.

 

При капиталистической общественно-экономической формации:

· Основную роль в экономике играет промышленность:

· Усложняются средства производства: механизация, объединение труда;

· Промышленные средства производства принадлежат буржуазии;

· Наличие наемных рабочих, экономически зависимых от буржуазии.

 

Коммунистическая (социалистическая) общественно-экономическая формация характеризуется:

· Отсутствием частной собственности на средства производства;

· Государственной (общественной) собственностью на средства производства;

· Трудом, свободным от эксплуатации со стороны частных собственников;

· Справедливым равномерным распределением совокупного произведенного продукта между всеми членами общества;

· Высоким уровнем развития производительных сил и высокой организацией труда.

 

 

«Азиатский способ производства» (Египет, Китай, Месопотамия) включал в себя:

· Ирригационное земледелие как основу экономики;

· Отсутствием частной собственности на землю и средства производства;

· Массовый коллективный труд свободных общинников под жестким контролем государства;

· Наличие сильной, централизованной, деспотичной власти.