Философия Нового времени 16-17 вв

Особенности эпохи:

· Начало первых буржуазных революций (в Нидерландах и Англии) и утверждение капиталистического промышленного развития;

· Ослабление влияния церкви на социальные институты и процессы;

· Развитие капиталистических отношений;

· Формирование науки в современном ее значении;

· Появление новой философской ориентации – на науку.

 

Главный девиз философии Нового времени: не «наука для науки», а расширение власти человека над природой с помощью науки, совершенствование самого человека.

· В центре философствования поставлены проблемы познания, поэтому гносеоцентризмявляется характерной чертой философии этого периода;

· По гносеологическому основанию в философии Нового времени выделяют эмпиризм и рационализм.

Рационализм –(от лат. – «разумный») – направление в философии, сторонники которого признают разум основой познания и поведения людей;

· Основоположником европейского рационализма Нового времени считается Рене Декарт (1596-1650), видный французский философ и ученый-математик.

· Представителями рационализма были также Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниц.

 

Рене Декарт вошел в историю философии:

· Двумя произведениями: «Рассуждение о методе» и «Метафизические рассуждения»;

· «картезианским сомнением» (Картезий – латинизированное имя Декарта);

· Положением о ясности как критерия истины;

· Критикой эмпиризма;

· Обоснованием рационализма в гносеологии;

· Учением о субстанции, ее атрибутах и модусах;

· Дуализмом в понимании отношения материи и сознания, как попытке примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии;

· Выдвижением теории о научном методе познания и о «врожденных идеях».

 

 

Доказательства того, что в основе бытия и познания лежит разум:

· В мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: «есть ли Бог?», конечна ли Вселенная?)

· Зато абсолютно в любом явлении можно усомниться;

· Следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах;

· Но невозможно сомневаться в реальности того, что ведет к сомнению, а именно – в реальности мысли;

· Сомнение - свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, мыслит;

· Мыслить может реально существующий человек. Я мыслю, следовательно, я существую.

· Следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания;

· Поскольку мышление – это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум;

· В познании разум человека не нуждается в чувственных ощущениях, ибо истинность знания находится в самом разуме, в постигаемых разумом абстрактно-логических образах.

 

 

Содержание рационального метода в интерпретации Р. Декарта:

 

· В качестве научного метода предлагается дедукция (но не в строго математическом смысле – от общего к частному, а в философском)

· Смысл философского гносеологического метода Декарта в том, что в процессе познания опираться только на абсолютно достоверное знание и с помощью разума, используя достоверные логические приемы, получить (выводить) новые, также достоверные знания.

· При использовании метода Декарт предлагает применить следующие приемы исследования:

ü Допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание;

ü Сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи;

ü Последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к неизвестным и недоказанным;

ü Строго соблюдать последовательность, логическую цепь исследования, не пропускать в ней ни единого звена.

ü

 

Содержание рационального метода Р. Декарта состоит:

· В анализе;

· Разложении полученных знаний на отдельные компоненты;

· Доведение до уровня очевидного;

· Ни результаты ощущений, ни результаты рассуждений не дают правдивого знания. Начинать познания надо с методологического сомнения;

· Но каким бы всеобщим оно ни было, есть в познании и то, что никакому дальнейшему сомнению не подлежит. Это само мышление.

· Сомнение есть акт мышления, сомневающегося мышления;

· В качестве мыслящего существа: я существую. Я мыслю, следовательно, я существую;

· Бытие мышления более достоверно, чем бытие тела, природы.