Золотой век русской культуры
ИСТОРИЯ В АФОРИЗМАХ
«Великий имогучий». Абсолютное большинство россиян знает, что приведенными эпитетами обычно характеризуют русский язык. В школьном курсе литературы каждый знакомится с великолепной одой русскому языку, которую сотворил па века Иван Сергеевич Тургенев. Некоторые люди под «великим и могучим» подразумевают только ненормативную лексику — русский мат, который представляет собой специфическое явление русской культуры и русского менталитета1. Преобладающее же большинство считают своим гражданским долгом хорошо знать русскую культуру, русскую литературу, владеть литературным русским языком.
Историография
«Действительно, настоящий художник, будь он архитектор, литератор или поэт, обладает магической способностью передавать в великолепных обобщениях душу известной эпохи и известной расы. Очень впечатлительные, почти бессознательные, мыслящие преимущественно образами, очень мало резонерствующие, художники являются самым верным зеркалом того общества, где они живут; их произведения — самые верные документы, на которые можно указать, чтобы воспроизвести истинный образ какой-нибудь цивилизации. Они слишком бессознательны, чтобы не быть искренними, и слишком восприимчивы к впечатлениям окружающей среды, чтобы не передавать верно ее идей, чувств, потребностей и стремлений. Свободы у них нет никакой, и это составляет их силу. Они заключены в тесном круге традиций, идей, верований, совокупность которых образует душу расы и эпохи, наследие чувств, мыслей и внушений, влияние которых на них всемогуще, потому что оно управляет темной сферой бессознательного, в которой вырабатываются их произведения. Если бы, не имея этих произведений, мы знали о минувших веках только то, что повествуют нам нелепые рассказы и тенденциозные сочинения древних историков, то истинное прошлое каждого народа было бы для нас почти столь же скрыто, как прошлое той затопленной морем таинственной Атлантиды, о которой говорит Платон». (Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995. С.74-75.)
УДИВИТЕЛЬНЫЕ СУДЬБЫ
В 1834 г. в семье учителя и директора Тобольской гимназии И. П. Менделеева родился сын. Дмитрий Менделеевс золотой медалью закончил физико-математический факультет Главного педагогического института в Петербурге, учительствовал в Симферополе и Одессе. После защиты магистерской диссертации с 1857 г. работал в Петербургском университете в качестве приват-доцента, занимался научной работой, знакомился с зарубежным опытом. За учебник «Органическая химия» (1861) был удостоен Демидовской премии Петербургской академии наук. В 1865 г. защитил докторскую диссертацию и стал профессором Петербургского университета. Труд Менделеева «Основы химии» (1869-1871) при жизни автора издавался в России 8 раз, переводился на немецкий, английский и французский языки.
17 февраля 1869 г. он составил таблицу, озаглавленную «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве». После открытия предсказанных ученым элементов (галлия, скандия и германия) периодический закон получил признание как один из основных законов химии.
В деятельности Д. И. Менделеева наука органически соединялась с производством. Он много занимался проблемами нефтяной, угольной, металлургической, химической промышленности, сельского хозяйства. Инициировал устройство нефтепроводов и разностороннего использования нефти как химического сырья, протестовал против использования нефти в качестве топлива (говорил, что топить можно и ассигнациями). Распространенной «теории убывающего плодородия почвы» Менделеев противопоставил идею многократного повышения плодородия земли с помощью удобрений. Он наметил программу освоения огромных природных богатств страны. Выступал за размещение предприятий вблизи запасов сырья и топлива, считал обязательным развитие производительных сил Урала, Донбасса, Сибири, Средней Азии, отстаивал важность орошения земель Нижнего Поволжья, улучшения судоходства, постройки новых железных дорог, освоения Северного морского пути. Менделеев создал проект аэростата, обосновал принцип создания стратостата с герметически закрытой кабиной. Сам во Франции совершил подъем па привязном аэростате Жиффара.
Менделеев ратовал за промышленное развитие и экономическую независимость России, участвовал в разработке покровительственного таможенного тарифа, в обосновании необходимости индустриализации страны. Важный инструмент прогресса ученый видел в личной заинтересованности, базирующейся на частной собственности, был сторонником мирного, эволюционного развития.
Многие в России знают лишь название докторской диссертации Д. И. Менделеева — «О соединении спирта с водой» (1865) и считают его «отцом» русской водки. Между тем он при жизни имел мировую известность, получил свыше 130 дипломов и почетных званий от русских и зарубежных академий, ученых обществ и учебных заведений, являлся автором более 500 печатных трудов. Все начинания и свершения Менделеева невозможно перечислить хотя бы кратко. Но в Академию наук принимать его было не велено из-за либеральных взглядов и сочувствие передовому студенчеству.
УДИВИТЕЛЬНЫЕ СУДЬБЫ
Основоположником русской музыкальной классики называют Михаила Ивановича Глинку(1804-1857). Музыкальный вкус и исполнительский талант сына смоленского помещика развился в Благородном пансионе при Педагогическом ииституте. Службу юноша начал с 18 лет чиновником Главного управления путей сообщения.
В романсе «Не искушай меня без нужды» (на слова Е. Баратынского) и в других романсах он создал русский классический вокальный стиль, впитавший широкую распевность народных мелодий и богатство интонаций русской стихотворной речи. Во второй половине 1820-х гг. Глинка сблизился с Пушкиным, Жуковским, Грибоедовым, на слова которых создал немало произведений. После пребывания в Италии и Германии (1830-1834) Глинка пишет героико-трагическую оперу «Жизнь за царя», первое представление которой состоялось 27 ноября 1836 г. и прошло с огромным успехом.
Брак Глинки с Марией Ивановой оказался неудачным. Позже он влюбился в Екатерину Керн, дочь Анны Петровны Керн, и в едином порыве вдохновения написал гениальный романс «Я помню чудное мгновенье» па слова Пушкина, посвященные А. П. Керн. В 1842 г. увидела свет рампы опера «Руслан и Людмила»1.
С 1844г. Глинка жил в основном за границей (Франция, Польша, Германия), умер в Берлине, но благодаря усилиям друзей и родственников тело композитора было переправлено на родину и захоронено на кладбище Александро-Невской лавры.
Необычна и своеобразна судьба архитектора Андрея Никифоровича Воронихина(1759-1814). Официально он являлся сыном крепостного крестьянина, но его считали внебрачным сыном графа А. С. Строганова, который покровительствовал талантливому юноше. В Строгановской иконописной мастерской Андрей Воронихин в 6-7 лет проявил пристрастие к архитектурному делу, учился вместе с младшим сыном Строганова и вольную получил в 1786г. Архитектуру изучал, в том числе за границей, закончил Академию художеств.
С 1800г. началась реализация проекта Казанского собора, разработанного Воронихиным. Он занимался реконструкцией пригородных царских резиденций, построил здание Горного института (1806-1809), перестраивал клинику Военно-медицинской академии, проектировал фонтаны вдоль Пулковской дороги. В 1811 г. в связи с завершением строительства Казанского собора бывший крепостной и дворовый слуга был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени, дававшим право па потомственное дворянство. Воронихин стал профессором архитектуры, заслужил пенсию. Участвовал в подготовке ряда проектов, но неожиданно скончался от апоплексического удара. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Признанным главой Артели художников — одной из первых в России независимой организации художников — был Иван Николаевич Крамской(1837-1887). Выходец из мещан, учился в Академии художеств, был награжден малой золотой медалью за картину «Моисей источает воду из скалы» и выступил с требованием свободного выбора темы для конкурсной программы па большую золотую медаль.
После официального отказа Крамской вместе с другими учениками покинул академию, лишившись права на участие в конкурсе и связанной с ним пенсионерской поездки за границу. В Артели художников много работали «па заказ». Крамской участвовал в росписи храма Христа Спасителя в Москве. В 1860-х гг. он выполнил серию портретов и в 1869 г. удостоен звания академика портретной живописи. Был создателем и участником выставок Товарищества передвижных художественных выставок вместе с Н. Н. Ге, Г. Г. Мясоедовым, В. Г. Перовым, А. К. Саврасовым. Благодаря усилиям Крамского в Товарищество вошли И. Е. Репин, В. Д. Поленов, Н. А. Ярошенко, В. И. Суриков. Крамской известен как автор художественно-критических статей, выступал за совершенство живописной формы, за истинное искусство, «трогающее человеческое сердце». Автор таких полотен, как «Христос в пустыне», «Лунная ночь», «Неизвестная», «Неутешное горе», портретов русских писателей, ученых, художников, выполненных для галереи П. М. Третьякова. (Хрестоматия...1990.)