Золотой век русской культуры

ИСТОРИЯ В АФОРИЗМАХ

«Великий имогучий». Абсолютное большинство россиян знает, что приведенными эпитетами обычно характеризуют русский язык. В школьном курсе литературы каж­дый знакомится с великолепной одой русскому языку, которую сотворил па века Иван Сергеевич Тургенев. Некоторые люди под «великим и могучим» подразумевают только ненормативную лексику — русский мат, который представляет собой специфическое явление русской культуры и русского менталитета1. Преобладающее же большинство считают своим гражданским долгом хорошо знать русскую культуру, русскую литера­туру, владеть литературным русским языком.

Историография

«Действительно, настоящий художник, будь он архитектор, литератор или поэт, об­ладает магической способностью передавать в великолепных обобщениях душу из­вестной эпохи и известной расы. Очень впечатлительные, почти бессознательные, мыслящие преимущественно образами, очень мало резонерствующие, художники являются самым верным зеркалом того общества, где они живут; их произведения — самые верные документы, на которые можно указать, чтобы воспроизвести истин­ный образ какой-нибудь цивилизации. Они слишком бессознательны, чтобы не быть искренними, и слишком восприимчивы к впечатлениям окружающей среды, чтобы не передавать верно ее идей, чувств, потребностей и стремлений. Свободы у них нет никакой, и это составляет их силу. Они заключены в тесном круге традиций, идей, ве­рований, совокупность которых образует душу расы и эпохи, наследие чувств, мыс­лей и внушений, влияние которых на них всемогуще, потому что оно управляет тем­ной сферой бессознательного, в которой вырабатываются их произведения. Если бы, не имея этих произведений, мы знали о минувших веках только то, что повествуют нам нелепые рассказы и тенденциозные сочинения древних историков, то истинное прошлое каждого народа было бы для нас почти столь же скрыто, как прошлое той за­топленной морем таинственной Атлантиды, о которой говорит Платон». (Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995. С.74-75.)

УДИВИТЕЛЬНЫЕ СУДЬБЫ

В 1834 г. в семье учителя и директора Тобольской гимназии И. П. Менделеева ро­дился сын. Дмитрий Менделеевс золотой медалью закончил физико-математический факультет Главного педагогического института в Петербурге, учительствовал в Сим­ферополе и Одессе. После защиты магистерской диссертации с 1857 г. работал в Петер­бургском университете в качестве приват-доцента, занимался научной работой, знако­мился с зарубежным опытом. За учебник «Органическая химия» (1861) был удостоен Демидовской премии Петербургской академии наук. В 1865 г. защитил докторскую диссертацию и стал профессором Петербургского университета. Труд Менделеева «Ос­новы химии» (1869-1871) при жизни автора издавался в России 8 раз, переводился на немецкий, английский и французский языки.

17 февраля 1869 г. он составил таблицу, озаглавленную «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве». После открытия предсказан­ных ученым элементов (галлия, скандия и германия) периодический закон получил признание как один из основных законов химии.

В деятельности Д. И. Менделеева наука органически соединялась с производством. Он много занимался проблемами нефтяной, угольной, металлургической, химической промышленности, сельского хозяйства. Инициировал устройство нефтепроводов и раз­ностороннего использования нефти как химического сырья, протестовал против ис­пользования нефти в качестве топлива (говорил, что топить можно и ассигнациями). Распространенной «теории убывающего плодородия почвы» Менделеев противопоста­вил идею многократного повышения плодородия земли с помощью удобрений. Он на­метил программу освоения огромных природных богатств страны. Выступал за разме­щение предприятий вблизи запасов сырья и топлива, считал обязательным развитие производительных сил Урала, Донбасса, Сибири, Средней Азии, отстаивал важность орошения земель Нижнего Поволжья, улучшения судоходства, постройки новых же­лезных дорог, освоения Северного морского пути. Менделеев создал проект аэростата, обосновал принцип создания стратостата с герметически закрытой кабиной. Сам во Франции совершил подъем па привязном аэростате Жиффара.

Менделеев ратовал за промышленное развитие и экономическую независимость России, участвовал в разработке покровительственного таможенного тарифа, в обосно­вании необходимости индустриализации страны. Важный инструмент прогресса уче­ный видел в личной заинтересованности, базирующейся на частной собственности, был сторонником мирного, эволюционного развития.

Многие в России знают лишь название докторской диссертации Д. И. Менделеева — «О соединении спирта с водой» (1865) и считают его «отцом» русской водки. Между тем он при жизни имел мировую известность, получил свыше 130 дипломов и почет­ных званий от русских и зарубежных академий, ученых обществ и учебных заведений, являлся автором более 500 печатных трудов. Все начинания и свершения Менделеева невозможно перечислить хотя бы кратко. Но в Академию наук принимать его было не велено из-за либеральных взглядов и сочувствие передовому студенчеству.

УДИВИТЕЛЬНЫЕ СУДЬБЫ

Основоположником русской музыкальной классики называют Михаила Ивановича Глинку(1804-1857). Музыкальный вкус и исполнительский талант сына смоленского помещика развился в Благородном пансионе при Педагогическом ииституте. Службу юноша начал с 18 лет чиновником Главного управления путей сообщения.

В романсе «Не искушай меня без нужды» (на слова Е. Баратынского) и в других ро­мансах он создал русский классический вокальный стиль, впитавший широкую распев­ность народных мелодий и богатство интонаций русской стихотворной речи. Во второй половине 1820-х гг. Глинка сблизился с Пушкиным, Жуковским, Грибоедовым, на слова которых создал немало произведений. После пребывания в Италии и Германии (1830-1834) Глинка пишет героико-трагическую оперу «Жизнь за царя», первое представле­ние которой состоялось 27 ноября 1836 г. и прошло с огромным успехом.

Брак Глинки с Марией Ивановой оказался неудачным. Позже он влюбился в Екатери­ну Керн, дочь Анны Петровны Керн, и в едином порыве вдохновения написал гениаль­ный романс «Я помню чудное мгновенье» па слова Пушкина, посвященные А. П. Керн. В 1842 г. увидела свет рампы опера «Руслан и Людмила»1.

С 1844г. Глинка жил в основном за границей (Франция, Польша, Германия), умер в Берлине, но благодаря усилиям друзей и родственников тело композитора было пере­правлено на родину и захоронено на кладбище Александро-Невской лавры.

Необычна и своеобразна судьба архитектора Андрея Никифоровича Воронихина(1759-1814). Официально он являлся сыном крепостного крестьянина, но его считали внебрачным сыном графа А. С. Строганова, который покровительствовал талантливо­му юноше. В Строгановской иконописной мастерской Андрей Воронихин в 6-7 лет проявил пристрастие к архитектурному делу, учился вместе с младшим сыном Строга­нова и вольную получил в 1786г. Архитектуру изучал, в том числе за границей, закон­чил Академию художеств.

С 1800г. началась реализация проекта Казанского собора, разработанного Воронихиным. Он занимался реконструкцией пригородных царских резиденций, построил здание Горного института (1806-1809), перестраивал клинику Военно-медицинской академии, проектировал фонтаны вдоль Пулковской дороги. В 1811 г. в связи с завер­шением строительства Казанского собора бывший крепостной и дворовый слуга был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени, дававшим право па потомствен­ное дворянство. Воронихин стал профессором архитектуры, заслужил пенсию. Участ­вовал в подготовке ряда проектов, но неожиданно скончался от апоплексического уда­ра. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Признанным главой Артели художников — одной из первых в России независимой организации художников — был Иван Николаевич Крамской(1837-1887). Выходец из мещан, учился в Академии художеств, был награжден малой золотой медалью за картину «Моисей источает воду из скалы» и выступил с требованием свободного выбо­ра темы для конкурсной программы па большую золотую медаль.

После официального отказа Крамской вместе с другими учениками покинул акаде­мию, лишившись права на участие в конкурсе и связанной с ним пенсионерской поезд­ки за границу. В Артели художников много работали «па заказ». Крамской участвовал в росписи храма Христа Спасителя в Москве. В 1860-х гг. он выполнил серию портретов и в 1869 г. удостоен звания академика портретной живописи. Был создателем и участником выставок Товарищества передвижных художественных выставок вместе с Н. Н. Ге, Г. Г. Мясоедовым, В. Г. Перовым, А. К. Саврасовым. Благодаря усилиям Крамского в То­варищество вошли И. Е. Репин, В. Д. Поленов, Н. А. Ярошенко, В. И. Суриков. Крамской известен как автор художественно-критических статей, выступал за совер­шенство живописной формы, за истинное искусство, «трогающее человеческое сердце». Автор таких полотен, как «Христос в пустыне», «Лунная ночь», «Неизвестная», «Не­утешное горе», портретов русских писателей, ученых, художников, выполненных для галереи П. М. Третьякова. (Хрестоматия...1990.)