Ответственность в международном космическом праве

Правовой статус космонавтов

 

В соответствии с положениями Договора по космосу 1967 г. и Соглашения о спасании космонавтов 1968 г. государства рассматри­вают космонавтов как посланцев человечества в космос и должны оказывать им всемерную помощь.

Принцип неприсвоения космического пространства не исключа­ет осуществления суверенных прав государства в отношении деятель­ности своих граждан и космических аппаратов, находящихся в кос­мическом пространстве.

Государство, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и его экипажем во время нахождения в космическом пространстве. При этом все станции, установки и космические кораб­ли на Луне и других небесных телах открыты для представителей других государств. О планируемом посещении объекта государство его регистрации должно быть заблаговременно извещено.

В случае аварии или вынужденной посадки космического кораб­ля, зарегистрированного в другом государстве, любой участник дого­вора, получив сведения об этом, информирует власти, осуществив­шие запуск, и Генерального секретаряООН и принимает все меры по спасанию космонавтов.

Космонавты, совершившие вынужденную посадку, а также кос­мический объект и его составные части должны быть в безопасности возвращены государству, в регистр которого занесен космический корабль. Расходы, понесенные при выполнении обязательств по об­наружению и возвращению космического объекта или его составных частей, покрываются властями, осуществившими запуск.

При осуществлении космической деятельности космонавты одного государства должны оказывать любую возможную помощь космонавтам других государств.

 

Согласно положениям Договора по космосу 1967 г., Конвенции об ответственности 1972 г., других соглашений государства несут международную ответственность за деятельность в космическом про­странстве независимо от того, кем она осуществляется — правитель­ственными или неправительственными органами. Космическая дея­тельность неправительственных организаций, как уже говорилось, должна проводиться с разрешения и под контролем соответствующе­го государства.

Понятие «ущерб, причиненный космическим объектом» включа­ет в себя лишение жизни, телесное повреждение или иное поврежде­ние здоровья физических лиц либо уничтожение или повреждение имущества государств, международных организаций, физических и юридических лиц, явившиеся следствием запуска (попытки запуска). Термином «космический объект» охватывается как сам объект, так и средства его доставки.

В соответствии с Конвенцией 1972 г. запускающее государство несет абсолютную ответственность (т.е. независимо от вины) за вы­плату компенсации за ущерб, причиненный его космическим объек­том лицам или имуществу на поверхности Земли или воздушному судну в полете. Если вне поверхности земли ущерб причинен косми­ческому объекту другого государства, лицам или имуществу на его борту, запускающее государство несет ответственность только в слу­чае его вины или вины лиц, за которых оно отвечает.

Если запуск объекта производится двумя или более государства­ми, они несут солидарную ответственность за любой причиненный ущерб. При этом государство, выплатившее компенсацию за ущерб, имеет право регрессного требования к остальным участникам со­вместного запуска.

Возмещение ущерба, причиненного гражданам запускающего го­сударства, а также иностранным гражданам, участвующим в опера­циях, связанных с запуском, производится согласно правилам зако­нодательства запускающего государства.

Претензия о компенсации за ущерб предъявляется государством, которому либо физическим или юридическим лицам которого причи­нен ущерб, запускающему государству по дипломатическим каналам либо, если дипломатические отношения между этими государствами не поддерживаются, через Генерального секретаря ООН или третье государство. Таким образом, сами физические и юридические лица, которым причинен ущерб, права на предъявление «международной претензии» к запускающему государству не имеют, что, однако, не является препятствием для предъявления гражданского иска в судах запускающего государства.

Для предъявления «международной претензии» не требуется, чтобы государство-истец или его физические и юридические лица исчерпали все местные средства правовой защиты. Срок предъявле­ния претензии — не более одного года с даты причинения ущерба или установления запускающего государства.

Компенсация, которая выплачивается за ущерб, определяется в соответствии с нормами международного права и принципами спра­ведливости с тем, чтобы обеспечить полное возмещение ущерба и восстановить положение, существовавшее до его причинения Если государства в течение года с момента направления претензии не пришли к согласию о возмещении ущерба, создается комиссия по рассмотрению претензий, решение которой является окончатель­ным.

В случае, если ущерб причинен межправительственной организа­цией, осуществляющей космическую деятельность, государства-участники принимают все меры к обеспечению возмещения ущерба этой организацией.

По закону РФ «О космической деятельности» 1993 г. ответствен­ность за вред, причиненный космическим объектом РФ при осущест­влении космической деятельности на территории РФ или за ее пре­делами, за исключением космоса, возникает независимо от вины причинителя такого вреда.

Если в любом месте, помимо поверхности Земли, космическому объекту РФ или имуществу на борту такого объекта причинен вред другим космическим объектом РФ при осуществлении космической деятельности, возмещение причиненного вреда в полном объеме воз­лагается на организацию или гражданина, владеющих космическим объектом, причинившим вред.

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица космичес­ким объектом РФ при осуществлении космической деятельности на территории РФ или за ее пределами, подлежит возмещению органи­зацией или гражданином, застраховавшими свою ответственность за причинение вреда (см. ст. 931 ГК РФ).

Документы и литература

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. // СДД СССР. Вып. XXV. С. 41—45.

Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объ­ектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г. // СДД СССР. Вып. XXV. С. 45-48.

Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г. //СДД СССР. Вып. XXIX. С. 95—101.

Конвенция о регистрации объектов, запущенных в космическое пространство, 1975 г. // СДД СССР. Вып. XXXIV. С. 442—446.

Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. // Международное космическое право. М., 1987. С. 52—62.

Колосов Ю.М., Сташевский С.Г. Борьба за мирный космос: правовые вопросы. М., 1984.

Курс международного права. В 7 т. Т. 5. М., 1992.

Международное космическое право / Отв. ред. А. С. Пирадов. М., 1985.

Словарь международного космического права. М., 1992.

ГЛАВА 22. МЕЖДУНАРОДНОЕ АТОМНОЕ ПРАВО