Меры доверия

 

Важную роль в предотвращении угрозы войны играет институт мер доверия. Меры доверия представляют собой систему организа­ционно-правовых мероприятий, осуществляемых в целях снижения военной опасности и обеспечения доверия между государствами.

Начало развития институту мер доверия было положено Согла­шением междуСССР и США о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны 1971 г. и Соглашением о предотвра­щении ядерной войны 1973 г., по которым устранение опасности ядерной войны было объявлено целью политики двух великих держав и в случае риска возникновения ядерного конфликта стороны обяза­лись приступать к немедленным консультациям.

Действующая в Европе система мер доверия основана прежде всего на положениях документов СБСЕ и включает в себя широкий комплекс мероприятий — меры по обеспечению взаимодействия и связи между государствами, уведомления о военной деятельности и направление наблюдателей на военные учения и т.д.

Заключительный акт 1975 г., в частности, предусматривает осу­ществление следующих мер доверия между государствами СБСЕ:

предварительное (за 21 день) уведомление о крупных военных учениях, в которых участвуют свыше 25 тыс. чел.;

обмен наблюдателями на военных учениях;

предварительное уведомление о крупных передвижениях войск.

Меры доверия, зафиксированные в Заключительном акте, были усовершенствованы Итоговым документом Стокгольмской конфе­ренции по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружения в Европе 1986 г., устанавливающим:

предварительное (за 42 дня) уведомление об определенных видах военной деятельности (например, уведомлению подлежит военная деятельность, в которой участвуют свыше 13 тыс. чел. или 300 танков или 3 тыс. десантников);

осуществление наблюдения и контроля за определенными вида­ми военной деятельности. Государства приглашают наблюдателей из всех других участников за деятельностью, в которой участвуют свыше 17 тыс. военнослужащих или 5 тыс. десантников. При этом наблюда­телям во время выполнения их функций предоставляются диплома­тические привилегии и иммунитета;

обязательный обмен ежегодными планами военной деятельнос­ти, подлежащей уведомлению;

запрет проводить деятельность, подлежащую уведомлению, но не включенную в соответствующие планы,

обеспечение проверки соблюдения мер доверия Государства СБСЕ вправе проводить по запросу инспекции в зоне применения мер доверия (но не более трех в год и не более одной от каждого участника).

Венские документы СБСЕ 1990 и 1992 гг. существенно расширили как перечень мер доверия, так сферу их применения, и в настоящее время система мер доверия включает в себя новые институты (ин­спекции на месте, технический контроль и т.д.).

Новым направлением в развитии института мер доверия является концепция открытого неба.

В соответствии с Договором по открытому небу 1992 г. (в силу пока не вступил) государства обязались содействовать большей от­крытости в их военной деятельности, для чего предоставили друг другу право проводить определенное число наблюдательных полетов невооруженных самолетов над своей территорией. Учреждается также Консультативная комиссия по открытому небу, рассматриваю­щая вопросы по соблюдению Договора.

Документы и литература

Устав Организации Объединенных Наций 1945 г. // Международное право в докумен­тах / Сост. Н. Т. Блатова М., 1982.

Устав Организации американских государств 1948 г. // Действующее международное право /Сост. Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т. 2 С. 305—336.

Североатлантический договор 1949 г. // Действующее международное право / Там же. С. 293—297.

Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г. // Ведомости СССР. 1963. № 42.

Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г. //Действующее международное право / Сост. Ю. М. Колосов и Э. С. Кривчикова. Т. 2. С. 408—425.

Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. // Ведомости СССР. 1970. № 14.

Декларация об укреплении международной безопасности 1970 г. //Действующее международное право / Сост. Ю. М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т. 1. С. 202—207.

Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г. // Ведомости СССР. 1972. №30.

Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактерио­логического (биологического) оружия и токсинов и их уничтожении 1972 г. // Международная жизнь. 1972. №2.

Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г. // Ведомости СССР. 1972. № 45.

Определение агрессии (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1974 г.) // Действую­щее международное право / Сост. Ю.М. Колосов и Э. С. Кривчикова. Т. 2. С. 109— 202.

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. // Ведомости СССР. 1975. Прил. к № 33.

Договор между СССР и США об ограничении стратегических наступательных воору­жений 1979 г. // Действующее международное право / Сост. Ю. М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т. 2. С. 550—556.

Итоговый документ Стокгольмской конференции по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружению в Европе 1986 г. // Международная жизнь. 1986. №11.

Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 г. // Вестник МИД СССР. 1988. № 1. С. 18—28.

Парижская хартия для новой Европы от 1990 г. // Известия. 1990. 22 нояб.

Договор об обычных вооруженных силах в Европе 1990 г. // Вестник МИД СССР. 1990. №24.

Декларация об установлении фактов ООН в области поддержания международного мира и безопасности 1991 г. // Действующее международное право / Сост. Ю. М. Ко­лосов и Э. С. Кривчикова. Т. 2. С. 207—211.

Договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступа­тельных вооружений 1991 г. // Там же. С. 557—564.

Римская декларация сессии Совета НАТО о мире и сотрудничестве 1991 г. // Там же. С.297—305.

Договор о коллективной безопасности 1992 г. // Там же. С. 482—485.

Соглашение о Группах военных наблюдателей и Коллективных Силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств 1992 г. // Там же. С. 272—275.

Договор о запрещении разработки, производства, накопления и применении химичес­кого оружия и его уничтожении 1993 г. //Там же. С. 441—477.

Договор между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1993 г. //Там же. С. 564—573.

Концепция коллективной безопасности государств — участников Договора о коллек­тивной безопасности 1995 г. // Там же. С. 275—280.

Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г. // Там же. С 338— 398.

Соглашение об утверждении Положения о Совете коллективной безопасности 1992 г. // БМД. 1993. № 8.

Договор по открытому небу 1992 г. //МЖМП. 1993. №2. С. 131—156.

Федеральный закон «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восста­новлению международного мира и безопасности» от 23 июня 1995 г. // СЗ. 1995. №26.

Арцибасов И.Н., Жданов Ю.Н. Правовой аспект формирования военной доктрины России//ГиП. 1993. №4. С. 3—9.

Всеобъемлющая международная безопасность Международно-правовые принципы и нормы / Отв. ред. Б. М. Клименко. М., 1990.

Курс международного права. В 7 т. Т. 4. М., 1991, Т. 7. М., 1993.

Лазутин Л. А. Меры укрепления доверия и разоружения//Правоведение. 1991. №6.

Малинин С. А. Человеческое измерение как обязательный элемент всеобъемлющего подхода к международной безопасности // Правоведение. 1994. №2. С. 40—46.

Международное право и международная безопасность. М., 1991.

ГЛАВА 16. МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО