Социалистический правопорядок.
Непосредственным итогом правового регулирования, венцом действия права является правопорядок.
Это – состояние фактической упорядоченности общественных отношений, выражающее реальное, практическое осуществление требований социалистической законности.
Понятия «законность» и «правопорядок» близки друг к другу; они обычно употребляются в одном ряду (или даже как взаимозаменяемые). Но все же между ними есть четкая грань. Правопорядок – результат законности, характеризующий степень осуществления ее требований. Если законность представляет собой режим общественно-политической жизни, который вводит известные требования, то правопорядок – это уже фактическое состояние упорядоченности общественных отношений [18], та нормальная жизнь, которая наступает в результате реализации требований законности. Режим законности, выраженный в виде системы политико-правовых требований, на уровне правопорядка как бы материализуется в системе реальных да к тому же фактически осуществляемых правовых отношений [19].
Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. I. – М.: «Юридическая литература», 1981. С.235
Являясь венцом, итоговым результатом действия права, правопорядок как бы замыкает цепь основных общественно-политических явлений из области правовой надстройки (право – законность – правопорядок).
Основные черты правопорядка, существующего в данной общественной системе, рельефно и ярко выражают особенности соответствующей правовой системы, правовой надстройки в целом.
Основные черты социалистического правопорядка: господство закона в области отношений, регулируемых правом; полное и своевременное соблюдение и исполнение всеми субъектами юридических обязанностей; строгая общественная дисциплина; обеспечение максимально благоприятных условий для использования субъективных прав; четкая и эффективная работа всех юридических органов, всех юридических служб; неотвратимость юридической ответственности для каждого совершившего правонарушение. Словом, реальное, полное и последовательное осуществление всех требований социалистической законности.
Социалистическому правопорядку свойствен высокий уровень гарантий личных прав и свобод трудящихся, предусмотренных в Конституции, в других законах. Среди этих гарантий следует указать на фактическое действие таких институтов, как неприкосновенность личности, недопустимость привлечения к уголовной ответственности без достаточных к тому оснований, презумпция невиновности.
Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. I. – М.: «Юридическая литература», 1981. С.236
Прочность социалистического правопорядка – реальное выражение действенности социалистической законности. Коммунистическая партия, социалистическое государство постоянно уделяют внимание упрочению социалистического правопорядка, принимают меры по его дальнейшему укреплению. В настоящее время эти меры в СССР осуществляются в соответствии с решениями XXVI съезда КПСС (обновление советского законодательства, его дальнейшее совершенствование, прежде всего в области руководства народным хозяйством, осуществления конституционных прав граждан, завершение издания общесоюзного Свода законов, повышение ответственности в работе органов юстиции, суда, прокуратуры, советской милиции и др.).
Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. I. – М.: «Юридическая литература», 1981. С.237
Предыдущий | Оглавление | Следующий
[1] См.: Самощенко И.С. Охрана режима законности Советским государством. М., 1960, с. 15 и след.
[2] См.: Рабинович П.М. Упрочение законности – закономерность социализма, с. 68, 125 и др.
[3] См.: Борисов В.В. Правовой порядок развитого социализма. Саратов, 1977. Автор пишет, что правопорядок – завершающий этап всех правовых процессов и процедур (с. 68).
[4] См.: Чечот Д.М. Социальные корни режима законности в сфере государственного управления. – В сб: Человек и общество Вып. XII. Л., 1973, с. 42, 47.
[5] Строгович М.С. Основные вопросы советской социалистической законности. М., 1966, с. 227.
[6] Этого не учитывает П.М. Рабинович, отрицающий самую возможность такой ситуации, когда первоначально (уже на базе первичных элементов) существует законность как метод осуществления политической власти (см.: Рабинович П.М. Упрочение законности- закономерность социализма, с. 143).
[7] См.: Рабинович П.М. Упрочение законности – закономерность социализма, с. 92.
[8] См: Кудрявцев В.Н. Право и поведение, с. 118 и след.
[9] См: Корельский В.М. Демократия и дисциплина в развитом социалистическом обществе, с. 91-93.
[10] См : Ленин В.И. Полн. собр. соч. , т 37, с. 499.
[11] См: Строгович М.С. Основные вопросы советской социалистической законности, с. 72.
[12] См : Рабинович П.М. Упрочение законности – закономерность социализма, с. 175 и след.
[13] По мнению В.М. Горшенева, в современных условиях основной определяющий смысл социалистической законности реально «сводится к тому, что соблюдение законов и иных нормативных актов в деятельности органов государства и особенно должностных лиц должно обеспечивать в конечном счете создание обстановки рсеобщего благоприятствования личности» (Горшенев В.М. Теория социалистической законности в свете Конституции СССР 1977 г.- Сов. государство и право, 1979, № 11, с. 16).
[14] Материалы XXVI съезда КПСС, с. 64.
[15] Материалы XXIV съезда КПСС, с. 81. 232
[16] См., например: Недбайло П.Е. Система юридических гарантий применения советских правовых норм. – Правоведение 1971, № 3, с. 45.
[17] См.: Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. М., 1976, с 80. Как справедливо отмечает автор, критически анализируя суждения о гарантиях прав и применения права, красной нитью проводится идея, что правовые нормы сами по себе бессильны, необходимы некие правовые гарантии, т. е другие правовые нормы, для того, чтобы первые могли бы быть применены и реализованы на практике (там же, с. 78-79).
[18] Характеристику правопорядка как итоговое состояние действия права см.: Борисов В.В. Правовой порядок развитого социализма, с. 68-69, 360 и след.
[19] П.М. Рабинович, использовав понятие «состояние» при определении законности, тем самым усложнил стоящую перед ним задачу отграничения законности от правопорядка. И хотя автор верно рассматривает правопорядок в качестве результата законности, предложенные им трактовки того и другого (законность – «состояние юридической правомерности общественных отношений», правопорядок – «структурная упорядоченность, организованность общественных отношений»), по сути дела, являются тождественными (см.: Рабинович П.М. Упрочение законности – закономерность социализма, с. 68).
Раздел пятый. СВОЙСТВА ПРАВА
Глава 15. СТРУКТУРА ПРАВА
1. Право как система.
2. Право – структурированное системное явление.
3. Системные нормативные обобщения. Кодификация и структура права.
4. Отрасли права – основные подразделения структуры права.
5. Профилирующие (фундаментальные) отрасли права.