СИНДРОМ ДЕТСКОГО АУТИЗМА

СИНДРОМ НЕВРОПАТИИ

Невропатия — это синдром «конституциональной» или врожденной детской «нервности», возникающий примерно до 3-летнего возраста. Он характеризуется незрелостью регуляции висцеровегетативных функций, проявляется в первичных нарушениях сна, аппетита, диспепсических явлениях, колебаниях температуры, тахикардией, тахипноэ, одышкой, склонностью к аллергическим реакциям, метеотропно-стью, чувствительностью к изменению условий кормления в сочетании с повышенной нервно-психической возбудимостью, реакциями на внешние раздражители в виде аффективно-респираторных приступов, капризности, пугливости.

Первые проявления данного синдрома можно диагностировать уже в грудном возрасте в виде соматовегетативных расстройств: инверсии сна, частых срыгиваний, колебаний температуры до субфебрильной, гипергидроза. С возрастом на первый план постепенно начинают выходить элементы эмоционально-гиперэстетических расстройств как следствия психогенных и экзогенных воздействий. Отмечается частый и длительный плач. Довольно распространенным симптомом является так называемое «закатывание», когда на психогенный раздражитель возникает реакция недовольства, связанная с обидой и сопровождаемая гневом и криком, что приводит к аффективно-респираторному приступу: на высоте


Основные психопатологические синдромы...

выдоха возникает тоническое напряжение мышц гортани, происходит остановка дыхания, лицо бледнеет, затем проявляется акроцианоз. Возможно даже кратковременное выключение сознания и отдельные клонические судороги. Длительность — от нескольких до десятков секунд. Заканчивается глубоким вдохом. При синдроме невропатии дети склонны к повышенной общей и вегетативной возбудимости.

Синдром невропатии чаще всего встречается при резидуально-органических нервно-психических расстройствах и невротических реакциях. С возрастом его проявления могут сглаживаться, но служат благоприятной почвой для развития более сложных невротических и неврозоподобных синдромов. При ранней детской шизофрении синдром невропатии, как правило, сочетается с диссоциацией психических процессов.

Синдром детского аутизма (раннего детского аутизма, Каннера) — вариант психофизического дизонтогенеза (асин-хронии), проявляющийся дисгармоничным психическим развитием, при котором наблюдается сочетание опережающего развития одних психических функций и свойств и отставание развития других. Детский аутизм проявляется уже в раннем возрасте, с рождения искаженным диспропорциональным развитием психики, характеризующимся нарушением коммуникативного поведения преимущественно на уровне социальной перцепции, и своеобразными задержками психического развития. У мальчиков данное расстройство встречается в 3—4 раза чаще, чем у девочек.

Характерные для детского аутизма специфические психические расстройства возникают, развиваются и трансформируются по мере психического развития ребенка.


Глава 4

Ведущие симптомы — выраженные трудности установления отношений с людьми с начала жизни; слабость эмоционального реагирования; стереотипный и аутистический характер игр; боязнь изменения обстановки, новизны. Обязательные симптомы — страхи (фобии), нарушения сна и приема пищи. Дополнительные симптомы — хорошая механическая память, агрессивное и аутоагрессивное поведение.

При детском аутизме могут встречаться любые уровни умственного развития.

Симптоматика проявляется практически с первого года жизни в виде крайней отгороженности от внешнего мира с игнорированием раздражителей до тех пор, пока они не становятся болезненными.

Синдром детского аутизма включает:

1. Отгороженность — недостаток, вплоть до долного отсутствия потребности в общении, активное стремление к одиночеству, боязнь телефона (звонки, разговоры).

2. Часто опережающее развитие речи в сочетании с нарушением коммуникативных свойств:

• неплохого развития «автономной речи» — разговор с самим собой, проговаривание о себе в третьем лице;

• склонность к вопросам и неспособность к ответам;

• хорошая память, особенно на ритмическую информацию (музыка, песни, стихи, счет); при этом неплохо воспроизводятся стихи и песни, но по каким-то внутренним закономерностям, «сами по себе», а не в ответ на просьбы и задания;

• избирательное стереотипное использование (часто невпопад) или выкрикивание отдельных слов и словосочетаний, нередко сложных («электрификация», «квант» и пр.) или многократное повторение вопросов («что такое жизнь?»);

• патологические формы речи: эхолалии, фонография — отставленное дословное повторение ранее услышанного, неологизмы, вычурное скандированное рифмование, ис-


Основные психопатологические синдромы...

пользование местоимений и глаголов во втором и третьем лице применительно к себе.

3. Обращенность речи в пространство, к самому себе, ее монологичность, неестественная модулированность.

4. Слабость эмоционального реагирования («эмоциональная блокада»). Эмпатия, привязчивость заменяются симбио-тической зависимостью от близких, тогда как на самом деле они к ним безразличны и равнодушны. Это обнаруживается у ребенка уже в грудном возрасте: отсутствует реакция оживления при контакте с матерью и поза готовности при взятии на руки.

5. Протодиэкризис — невозможность дифференцировать людей, другие одушевленные и неодушевленные объекты.

6. Недостаточность и отставленность реакций на зрительные и слуховые раздражители, стимулы, обращения; при этом ребенок вначале ведет себя как глухой и слепой, а через промежуток времени следует ответ, позволяющий понять, что стимул был воспринят и осознан правильно.

7. Симптом тождества — приверженность к сохранению неизмененности, стабильности и однотипности ситуации, боязнь нового (неофобия), противодействие переодеванию и пр.

8. Однообразие поведения со склонностью к двигательным стереотипиям (подпрыгивания, раскачивания, похлопывания себя по бокам, ушам и т. д., вращения рук и т. п.).

9. Непереносимость взгляда, взгляд «мимо» собеседника.

10. Однообразие неролевых аутистических игр, часто заключающихся в стереотипных манипуляциях с неигровыми предметами (гайками, посудой, веревками и т. п.) или игрушками, используемыми не по назначению.

11. Задержка и нарушения формирования моторных навыков; угловатость движений, неуклюжесть, отсутствие содружественных движений (например, движений руками при ходьбе), склонность к стереотипным регрессивным движе-


Глава 4

ниям (ходьба на цыпочках, трудности при подъеме по лестнице и спуске с нее), трудности в освоении навыков самообслуживания.

12. Нарушение навыков опрятности — недержание мочи, кала как днем, так и ночью.

13. Патологические привычные действия: яктация, они-хофагия, сосание пальцев, и т. п.

Трудности адаптации в микросоциальной среде ведут к тому, что последняя становится источником эмоционального дискомфорта, угрозы и нарастающего эмоционального напряжения. На этой почве возникают «страхи», которые, как правило, сохраняются годами. Ребенок формируется в отрыве от реальности, мир воспринимается им на основании отдельных аффективно значимых признаков, а не целостно. Поведение, интересы, активность носят «удобный» стереотипный характер. А это, в свою очередь, проявляется стремлением устанавливать жесткий порядок в повседневной жизни и всячески противиться его изменению (неофобия). В более старшем возрасте при детском аутизме проявляется дефицит спонтанности, инициативы, творчества даже тогда, когда выполнение задач по силам.

Синдром детского аутизма встречается при: болезни Каннера как ядерном варианте раннего детского аутизма; детской шизофрении, где имеет определенные особенности, в виде диссоциации психических процессов; синдроме Аспер-гера, который на сегодняшний день еще не имеет нозологической самостоятельности и при котором нет общей задержки в речевом и когнитивном развитии.