ОСНОВНЫЕ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Негативные расстройства наблюдаются при большом числе психических заболеваний. При этом каждой нозологической форме соответствует свой, максимально достижимый уровень негативной симптоматики.
Л О. Психический маразм
Наиболее тяжелый вид негативных расстройств, психического дефекта. Он отличается полным распадом психи-
Психопатологические синдромы
ческой деятельности, утратой возможности контакта с окружающими, полным исчезновением интересов и побуждений к деятельности. Как правило, маразм является заключительной стадией грубо прогредиентных ослабоумливающих процессов (терминальное слабоумие). В таком случае ему предшествуют другие формы деменции, особенности которых на этом уровне сглаживаются. Такое состояние обычно сочетается с признаками общего маразма — физическое истощение, трофические расстройства, появление пролежней, дистрофии внутренних органов.
Так, при маниакально-депрессивном психозе наблюдаются истощаемость психической деятельности или субъективно осознаваемые изменения «Я», но не более. Шизофрения при своем полном развитии достигает лишь седьмого уровня психического дефекта — регресс личности, но может остановиться и на более низком. Нередко в литературе встречаются термины «шизофреническое слабоумие», «шизофреническая деменция». Их выделение во многом условно, так как не соответствует таким критериям глобарного слабоумия, как наличие грубого органического повреждения головного мозга, необратимость интеллектуального дефекта, равномерность поражения интеллектуальных функций. В то же время такие клинические признаки, как грубая некритичность, нарушение доказательности, интеллектуальная непродуктивность, регресс личности сближают эти состояния с глобарным слабоумием.
Негативные расстройства при эпилепсии могут захватить девятый уровень негативных расстройств (тотальное слабоумие), которое имеет черты специфичности и называется эпилептической деменцией. Его основными чертами являются
Глава 3
вязкость мышления, общее замедление психических процессов (брадифрения), инертность, прогрессирующее оскудение речи (олигофазия). В речи начинают преобладать шаблонные обороты, произносимые поучительным тоном с неуместной патетичностью. Высказывания неглубоки, бедны по содержанию и построены на банальных ассоциациях. Рассуждения связаны с конкретной ситуацией, от которой им трудно отвлечься. Расстройства памяти — характерный признак эпилептического слабоумия. В его структуру входят типичные аффективно-личностные изменения: интересы сосредоточиваются на эгоистически-утилитарных потребностях. В личностных реакциях проявляется полярность эмоционально-волевой сферы: застреваемость и торпидность аффектов сочетаются со взрывчатостью, умршительность, слащавость — со злобностью.
Непрогрессирующие органические поражения головного мозга (травмы, менингоэнцефалиты, алкогольные, промышленные, бытовые и иные отравления, странгуляционная асфиксия) имеют еще более широкий спектр возможных негативных расстройств — от истощаемости психической деятельности до тотального слабоумия (девятый уровень).
Прогрессирующие органические заболевания головного мозга с его деструкцией: атрофические (сенильные и пресе-нильные деменции), дегенеративные процессы (лейкодист-рофии), многие наследственные энзимопатии (гепатоленти-кулярная дегенерация, амавротическая идиотия и др.), сосудистые болезни мозга (церебральные атеросклероз и эндар-териит), прогрессирующие внутричерепные инфекции (прогрессивный паралич, текущие энцефалиты) могут привести к психическому маразму (десятый уровень).
В психопатологии детского и подросткового возраста находят свое отражение, с одной стороны, общие закономерности возникновения и развития психических расстройств, а с другой — онтогенетические особенности организма, головного мозга и психики, соответствующие определенному возрастному периоду.
Онтогенез (общий) — индивидуальное развитие человека от момента оплодотворения до момента смерти. Важнейшая составная часть общего онтогенеза — онтогенез психический. Эволюционно-возрастные особенности психического развития человека в значительной степени коррелируют с морфофункциональным онтогенезом головного мозга. Важнейшей особенностью развития и созревания структур и функций последнего (как, впрочем, и всего организма), является гетерохрония — непрерывность, сочетающаяся с неравномерностью и разновременностью этого процесса в отдельных структурах головного мозга. Их развитие и дифференциация приходятся на различные возрастные периоды жизни, называемые критическими. В свою очередь, это как бы в «снятом виде» отражается на развитии психики как в норме, так и при психической патологии. В возрастные кризы нарушаются относительное структурное, физиологическое и психическое равновесие. Именно в такие периоды возрастает риск возникновения психических расстройств, прояв-
Глава 4
ляющихся специфическими возрастными психопатологическими состояниями. Последние за счет этого приобретают как бы тропность, предпочтительность к определенному возрасту. К таким синдромам относятся: синдром невропатии, детского аутизма, гипердинамический, детских патологических страхов, дисморфомании, нервной анорексии, психического инфантилизма, гебоидности.