Манифест 19 февраля 1861 г.

Отмена крепостного права в России. Реформы Александра II и контрреформы Александра III

ИСТОРИЯ В АФОРИЗМАХ

«Лучше отменить крепостное право сверху, чем это сделают крестьяне снизу». Так, коротко и четко, обрисовал ситуацию в стране в своем выступлении перед участниками составления проекта аграрных преобразований император АлександрII. В стране нарастала волна крестьянских выступлений. Политику правительства критиковали все, кому не лень. Но самое главное заключалось в том, что экономика топталась на месте. У крестьян не было заинтересованности. Все резервы работы «из-под палки» были исчерпаны.

ХРЕСТОМАТИЯ

«...Призвав Бога в помощь Мы решились дать сему делу исполнительное движение.

В силу означенных новых положений крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей.

Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предостав­ляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их перед Правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий.

Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть пере­ходное, крестьяне именуются временнообязанными.

Вместе с тем им дастся право выкупать усадебную их оседлость, а с согласия помещи­ков они могут приобретать в собственность полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование. С таковым приобретением в собственность определенного ко­личества земли крестьяне освободятся от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников.

Особым положением о дворовых людях определяется для них переходное состояние, приспособленное к их занятиям и потребностям; по истечении двухлетнего срока от дня издания сего положения они получат полное освобождение и срочные льготы... О правах крестьян, вышедших из крепостной зависимости.

На крестьян, вышедших из крепостной зависимости, распространяются общие поста­новления законов гражданских о правах и обязанностях семейственных. На сем основа­нии для вступления крестьян в брак и распоряжения в их семейственных делах не требу­ется дозволения помещиков...

Крестьяне как отдельно, так и целыми обществами могут входить, па основании общих постановлений, во всякие законом дозволенные договоры, обязательства и подряды...

Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляется...

♦ производить свободную торговлю без взятия торговых свидетельств и без платежа по­шлин...

♦ открывать и содержать на законном основании фабрики и разные промышленные, тор­говые и ремесленные заведения...

♦ записываться в цехи: производить ремесла в своих селениях и продавать свои изделия как в селениях, так и в городах...

♦ вступать в гильдии, торговые разряды и соответствующие оным подряды...

♦ по делам гражданским: отыскивать свои права, учинять иски и тяжбы и ответствовать за себя лично или чрез поверенных, а равно быть поверенными как крестьян своего об­щества, так и лиц посторонних...

♦ по делам уголовным и полицейским: подавать жалобы и охранять свои права всеми дозволенными законом способами, лично и через поверенных...

♦ быть свидетелями и поручителями на общем основании...

♦ крестьяне не могут быть подвергаемы никакому наказанию иначе как по судебному приговору или по законному распоряжению поставленных над ними правительствен­ных и общественных властей...

♦ участвовать в сходах в составлении мирских приговоров и в общественных выборах… а равно отправлять по выборам общественные должности, установленные законом...

♦ перечисляться в другие сословия и общества... а равно, по собственному желанию, по­ступать в военную службу и наниматься в рекруты на общем для сельских обывателей основании...

♦ отлучаться от места жительства с соблюдением правил, установленных общими законами и настоящим положением...

♦ отдавать детей своих в общие учебные заведения и поступать на службу по учебной, ученой и межевой частям на основании правил, установленных на сей предмет для сво­бодных податных сословий, по увольнительным свидетельствам, с исключением из податного оклада...» (Хрестоматия по истории СССР. 1861-1917. М., 1990. С. 39, 44-45).

Н. В. Шелгунов. К молодому поколению (сентябрь 1861 г.)

«...Государь обманул ожидание народа: дал ему волю не настоящую, не ту, о которой народ мечтал и какая ему нужна... Нам нужен не царь, не император, не помазанник божий, не гор­ностаевая мантия, прикрывающая наследственную неспособность, мы хотим иметь главой простого смертного, человека земли, понимающего жизнь и народ, его избравший. Нам ну­жен не император, помазанный маслом в Успенском соборе, а выборный старшина, полу­чающий за свою службу жалованье...

Молодое поколение! Мы обращаемся к вам потому, что считаем вас людьми, более все­го способными спасти Россию, вы настоящая сила, вы вожаки народа... Мы верим в свои свежие силы; мы верим, что призваны внести в историю новое начало, сказать свое слово, а не повторять зады Европы...

Если для осуществления наших стремлений — для раздела земли между народом — пришлось бы вырезать 100 тысяч помещиков, мы не испугались бы и этого...

Мы хотим, чтобы власть, управляющая нами, была власть разумная, власть, понима­ющая потребности страны и действующая в интересах народа. А чтобы она могла стать та­кой, она должна быть из самих масс выборная и ограниченная.

Мы хотим свободы слова, т. е. уничтожения всякой цензуры. Мы хотим развития суще­ствующего уже частью в нашем народе начала самоуправления... Наша сельская община есть основная ячейка, собрание таких ячеек есть Русь. Везде должно проходить одно нача­ло... Мы хотим равенства всех перед законом, равенства всех в государственных тягостях, в податях и повинностях.

Мы хотим, чтобы денежные сборы не шли неизвестно куда, чтобы их не крали, чтобы правительство давало народу отчет в собранных с него деньгах. Мы хотим открытого и словесного суда, уничтожения императорской полиции — явной и тайной, уничтожения телесного наказания.

Мы хотим, чтобы земля принадлежала не лицу, а стране, чтобы у каждой общины был свой надел, чтобы личных землевладельцев не существовало... чтобы каждый гражданин, кто бы он пи был, мог приписаться к общине новую общину. Мы хотим сохранения общинного владения существующей, или несколько граждан мог­ли бы составить землей с пере­делами через большие сроки. Правительственная власть не должна касаться этого вопроса... Мы хотим, чтобы срок службы солдату не был целая вечность, убивающая в нем все гражданские способности, все человеческие силы, делающая его никуда не годным к от­ставке... Пусть паше войско будет ополчением: пусть каждая губерния составляет свою дружину...

Мы хотим сокращения расходов на царскую фамилию...

Наконец, мы хотим совершенного изменения основных законов.

Довольно дремать, довольно заниматься пустыми разговорами... Довольно корчить ли­бералов, наступила пора действовать» (Хрестоматия... 1990. С. 112-114).