Манифест 19 февраля 1861 г.
Отмена крепостного права в России. Реформы Александра II и контрреформы Александра III
ИСТОРИЯ В АФОРИЗМАХ
«Лучше отменить крепостное право сверху, чем это сделают крестьяне снизу». Так, коротко и четко, обрисовал ситуацию в стране в своем выступлении перед участниками составления проекта аграрных преобразований император АлександрII. В стране нарастала волна крестьянских выступлений. Политику правительства критиковали все, кому не лень. Но самое главное заключалось в том, что экономика топталась на месте. У крестьян не было заинтересованности. Все резервы работы «из-под палки» были исчерпаны.
ХРЕСТОМАТИЯ
«...Призвав Бога в помощь Мы решились дать сему делу исполнительное движение.
В силу означенных новых положений крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей.
Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их перед Правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий.
Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными.
Вместе с тем им дастся право выкупать усадебную их оседлость, а с согласия помещиков они могут приобретать в собственность полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование. С таковым приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне освободятся от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников.
Особым положением о дворовых людях определяется для них переходное состояние, приспособленное к их занятиям и потребностям; по истечении двухлетнего срока от дня издания сего положения они получат полное освобождение и срочные льготы... О правах крестьян, вышедших из крепостной зависимости.
На крестьян, вышедших из крепостной зависимости, распространяются общие постановления законов гражданских о правах и обязанностях семейственных. На сем основании для вступления крестьян в брак и распоряжения в их семейственных делах не требуется дозволения помещиков...
Крестьяне как отдельно, так и целыми обществами могут входить, па основании общих постановлений, во всякие законом дозволенные договоры, обязательства и подряды...
Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляется...
♦ производить свободную торговлю без взятия торговых свидетельств и без платежа пошлин...
♦ открывать и содержать на законном основании фабрики и разные промышленные, торговые и ремесленные заведения...
♦ записываться в цехи: производить ремесла в своих селениях и продавать свои изделия как в селениях, так и в городах...
♦ вступать в гильдии, торговые разряды и соответствующие оным подряды...
♦ по делам гражданским: отыскивать свои права, учинять иски и тяжбы и ответствовать за себя лично или чрез поверенных, а равно быть поверенными как крестьян своего общества, так и лиц посторонних...
♦ по делам уголовным и полицейским: подавать жалобы и охранять свои права всеми дозволенными законом способами, лично и через поверенных...
♦ быть свидетелями и поручителями на общем основании...
♦ крестьяне не могут быть подвергаемы никакому наказанию иначе как по судебному приговору или по законному распоряжению поставленных над ними правительственных и общественных властей...
♦ участвовать в сходах в составлении мирских приговоров и в общественных выборах… а равно отправлять по выборам общественные должности, установленные законом...
♦ перечисляться в другие сословия и общества... а равно, по собственному желанию, поступать в военную службу и наниматься в рекруты на общем для сельских обывателей основании...
♦ отлучаться от места жительства с соблюдением правил, установленных общими законами и настоящим положением...
♦ отдавать детей своих в общие учебные заведения и поступать на службу по учебной, ученой и межевой частям на основании правил, установленных на сей предмет для свободных податных сословий, по увольнительным свидетельствам, с исключением из податного оклада...» (Хрестоматия по истории СССР. 1861-1917. М., 1990. С. 39, 44-45).
Н. В. Шелгунов. К молодому поколению (сентябрь 1861 г.)
«...Государь обманул ожидание народа: дал ему волю не настоящую, не ту, о которой народ мечтал и какая ему нужна... Нам нужен не царь, не император, не помазанник божий, не горностаевая мантия, прикрывающая наследственную неспособность, мы хотим иметь главой простого смертного, человека земли, понимающего жизнь и народ, его избравший. Нам нужен не император, помазанный маслом в Успенском соборе, а выборный старшина, получающий за свою службу жалованье...
Молодое поколение! Мы обращаемся к вам потому, что считаем вас людьми, более всего способными спасти Россию, вы настоящая сила, вы вожаки народа... Мы верим в свои свежие силы; мы верим, что призваны внести в историю новое начало, сказать свое слово, а не повторять зады Европы...
Если для осуществления наших стремлений — для раздела земли между народом — пришлось бы вырезать 100 тысяч помещиков, мы не испугались бы и этого...
Мы хотим, чтобы власть, управляющая нами, была власть разумная, власть, понимающая потребности страны и действующая в интересах народа. А чтобы она могла стать такой, она должна быть из самих масс выборная и ограниченная.
Мы хотим свободы слова, т. е. уничтожения всякой цензуры. Мы хотим развития существующего уже частью в нашем народе начала самоуправления... Наша сельская община есть основная ячейка, собрание таких ячеек есть Русь. Везде должно проходить одно начало... Мы хотим равенства всех перед законом, равенства всех в государственных тягостях, в податях и повинностях.
Мы хотим, чтобы денежные сборы не шли неизвестно куда, чтобы их не крали, чтобы правительство давало народу отчет в собранных с него деньгах. Мы хотим открытого и словесного суда, уничтожения императорской полиции — явной и тайной, уничтожения телесного наказания.
Мы хотим, чтобы земля принадлежала не лицу, а стране, чтобы у каждой общины был свой надел, чтобы личных землевладельцев не существовало... чтобы каждый гражданин, кто бы он пи был, мог приписаться к общине новую общину. Мы хотим сохранения общинного владения существующей, или несколько граждан могли бы составить землей с переделами через большие сроки. Правительственная власть не должна касаться этого вопроса... Мы хотим, чтобы срок службы солдату не был целая вечность, убивающая в нем все гражданские способности, все человеческие силы, делающая его никуда не годным к отставке... Пусть паше войско будет ополчением: пусть каждая губерния составляет свою дружину...
Мы хотим сокращения расходов на царскую фамилию...
Наконец, мы хотим совершенного изменения основных законов.
Довольно дремать, довольно заниматься пустыми разговорами... Довольно корчить либералов, наступила пора действовать» (Хрестоматия... 1990. С. 112-114).