ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТАЛАНТЛИВЫХ (ОДАРЕННЫХ) УЧАЩИХСЯ

Одно из главных направлений работы школы — создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявив­шейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе, гимназии, лицее может быть реализована только в рамках общешкольной программы, и работа психолога — лишь составная часть этой программы (см. прил. 7).

Цель психологического сопровождения: содействие в вы­явлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореа­лизации, профессиональном самоопределении, сохранении пси­хологического и физического здоровья.

Задачи:

• совместно с другими специалистами учреждения образо­
вания определение критериев одаренных детей, выявле­
ние школьников, требующих особого маршрута сопрово­
ждения;

• содействие формированию позитивной Я-концепции (са­
моотношения, самоуважения, самопринятия);

• развитие эмоциональной устойчивости, формирование
навыков саморегуляции, преодоления стресса, поведения
в экстремальных ситуациях (на конкурсах, олимпиадах,
экзаменах);

• содействие социализации, формированию коммуникатив­
ных навыков;

• содействие в повышении квалификации педагогов, рабо­
тающих с талантливыми детьми.

Важнейшее положение современной психологии одаренно­сти заключается в том, что ее развитие не может рассматри­ваться вне взаимодействия развивающейся личности и соци­ального окружения. При этом подчеркивается особая роль школьного обучения в создании условий, ориентированных на


>


особые возможности одаренных детей. Для создания таких ус­ловий необходимы: адекватное применение методов выявления этих особенностей при разных проявлениях одаренности, про­слеживание их изменений в ходе возрастного развития в'зави-симости от условий воспитания и обучения, помощь одаренным учащимся в решении их проблем.

В среднем общеобразовательном учреждении можно выде­лить следующие категории детей:

1) учащиеся с необыкновенно высоким общим уровнем ум­
ственного развития
при прочих равных условиях (выявляются
уже в младшем школьном возрасте);

2) учащиеся с признаками специальной, умственной ода­
ренности в определенной области науки или деятельности
(вы­
являются в младшем школьном и подростковом возрасте);

3) учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам ус­
пехов в учении, но обладающие яркой познавательной актив­
ностью, оригинальностью психического склада, умственных
резервов
(ярко проявляют себя в старшем школьном возрасте).

Наиболее общими признаками, отличающими одаренных уче­ников, является отличная память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словар­ный запас, используют в речи сложные синтаксические конструк­ции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. У некоторых детей доминируют матема­тические способности, подавляющие интерес к чтению. Одарен­ные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упор­ны в достижении результата в сфере, которая им интересна.

У одаренных детей сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей, но в возрасте двух-пяти лет они не могут четко развести реальность и фантазии; одаренные дети обладают ярким воображением, чувством юмора, постоян­но пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам»; кроме того, эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в общении со сверстниками, так как не понимают, что восприятие мира у всех разное.

По мере взросления основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка ста-

 


новится проблемность. Она обеспечивает постоянную откры­тость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и про­блем, стремлении к исследовательской творческой активности.

Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, не­стандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других «стандартных» решений. Общая одаренность выражает­ся в более «быстром» обнаружении решения. Одаренные дети

• как правило, более активны и всегда чем-либо заняты. За­
нимают себя делами, которые иногда не относятся к уроку;

• настойчиво преследуют поставленные перед ними цели.
Хотят знать все более подробно и требуют дополнитель­
ную информацию;

• благодаря многочисленным умениям способны лучше
других заниматься самостоятельной деятельностью;

• умеют быстро выделить наиболее значимые сведения,
самостоятельно найти новые источники информации;

• иногда ставят перед собой задачи, выполнение которых
требуют много времени.

Выявление одаренных детей связано также с проблемой выделения различных видов одаренности, которые характери­зуются определенными признаками. Описание признаков видов одаренности приводит А. И. Доровской в книге «Дидактиче­ские основы развития одаренности учащихся» (см. прил. 6).

К методам выявления одаренных детей относятся:

— наблюдение;

— общение с родителями;

— работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;

— олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практи­
ческие конференции [6].

Примерное содержание работы педагога-психолога

В начальной школе по итогам первого психодиагностиче­ского минимума и наблюдениям учителей формируется не­большая группа школьников, которых можно отнести к катего-


рии «талантливые или одаренные дети». Психологическое со­провождение таких детей предполагает составление индивиду­ального маршрута, т. е. индивидуальных программ развития. Программы составляются совместно всеми субъектами учебно-воспитательного процесса (учителя, администрация, родители, социальные педагоги и т. д.). При необходимости проводится углубленная психодиагностика отдельных школьников. Надо помнить, что тесты при всем своем многообразии не могут дать полного представления обо всех особенностях одаренного ре­бенка. Пакет методик подбирается с учетом его индивидуаль­ности. Возможно использование тестов на выявление творче­ских способностей (например, тест Торренса), методики диаг­ностики умственных способностей Векслера (IQ = 130). Право­мерным будет использование шкалы Рензулли—Хартмана для оценки психологической характеристики одаренных учащихся (интеллектуальные умения, мотивация, креативность) (см. так­же прил. 5).

Выявление детей, имеющих специальные способности (му­зыкальные, изобразительные, физические и т. п.), проводится на основании опросов родителей, учителей, анализа продуктов деятельности во внеурочное время. Возможно также предъяв­ление теста-анкеты А. де Хаана и Г. Кафа.

В последнее время сложился алгоритм выявления интеллек­туальной и академической одаренности в школе, согласно ко­торому результаты, демонстрируемые учащимися, должны удовлетворять высоким показателям по любым шести из вось­ми критериев:

1) оценка по групповому тесту — 95% и более;

2) оценка по групповому тесту способностей — 127 и больше;

3) оценка по индивидуальному тесту интеллекта — 125 и более;

4) данные опросника учителя;

5) данные опросника родителя;

6) данные самооценки ученика;

7) успеваемость и другие биографические материалы;

8) оценка творческих работ.

Развитие познавательной деятельности одаренных школь­ников осуществляется более эффективно, если есть следующие организационные условия: обучение в разных типах школ на


 


соответствующем уровне, разнообразная внеклассная работа, мобильные вертикальные и горизонтальные группировки, ин­дивидуализированное обучение, ускоренное обучение и обога­щенные программы. При этом должен быть соблюден комплекс мероприятий:

• своевременное применение различных видов тестирования;

• оценки способностей по успеваемости;

• участие во внеклассных мероприятиях (анализ продуктов
деятельности);

• заключение психолога;

• заключение экспертов в определенной деятельности;

• участие в олимпиадах, конкурсах, выставках (анализ про­
дуктов деятельности);

• самонаблюдение, самоанализ, самооценка (через анкеты,
третьих лиц);

• наблюдение родителей и представителей науки.

В то же время эффективность развития познавательной дея­тельности нивелируют следующие негативные факторы:

1) «дискриминация» личности одаренного учащегося из—за
отсутствия необходимого дифференцированного обуче­
ния;

2) ориентация на «среднего» ученика;

3) слабый учет особенностей когнитивных стилей одарен­
ных учащихся в учебно-познавательной деятельности;

4) недооценка законов творчества учителями;

5) наличие механизмов избегания, маскировки своих воз­
можностей одаренными детьми из-за отсутствия условий
самореализации;

6) сдерживающая система репродуктивных заданий, упраж­
нений и формальных требований;

7) низкий уровень подготовки учителей для работы с ода­
ренными детьми;

8) излишняя унификация программ.

Для развития дивергентного мышления (мышление, связан­ное с творчеством, анализирующее различные аспекты, кото­рые имеют отношение к данной проблеме) одаренных детей надо активно вовлекать в групповые занятия музыкой, ритми­кой, сценическим искусством. Функционирование в школе


кружков, психологических клубов, игр типа «Что, где, когда?», направление в центры внешкольной работы дает возможность талантливому ребенку продуцировать разнообразные и не­обычные идеи, развивать специальные способности и ощущать при этом свою успешность.

При проведении социометрических процедур психологу важно обратить внимание на социальный статус ребенка в классе. Часто одаренные дети в начальной школе являются и лидерами (учительница его продвигает), что может вызвать не­приязнь других детей. Поэтому педагогу-психологу целесооб­разно при проведении групповых занятий в классе или больших психологических игр по развитию сплоченности коллектива, формированию коммуникативных навыков планировать совме­стные занятия одаренных детей с другими детьми, формировать социальные контакты, содействовать формированию адекват­ного самоотношения, стараться избегать крайностей в призна­нии и оценке успехов учащегося.

В средней школе развитие одаренного подростка зависит в основном от педагога, его профессионализма и особенностей личности. Педагог-психолог должен знать, что значительную роль играют методы обучения одаренных учащихся. Для раз­вития творческих способностей, интеллектуального потенциала наиболее практичными являются проблемные, исследователь­ские, поисковые, проективные методы. Важнейшее значение имеет вопросно-ответная система при обучении одаренных учащихся. Постановка вопроса — это импульс к нахождению оригинальных решений, необычных комбинаций, к побужде­нию поисковой активности. Вопросы должны быть адресованы с учетом когнитивного стиля, особенностей памяти, панорамы знаний одаренного учащегося. Ответ — это генерация новых ассоциаций и усиления познавательного интереса. К сожале­нию, традиционные формы и методы еще оказывают сдержи­вающее влияние в развитии познавательной деятельности ода­ренных учащихся. Преобладающее число заданий низкого мыс­лительного уровня, затраты времени на выполнение заданий часто не учитываются.

Успешность функционирования процесса обучения одарен­ных детей зависит от обогащенной индивидуализации и диф-

 


ференциации, от гибкости учебного расписания, от мобильной и динамичной системы диагностики.

В гимназиях, лицеях, где обучается большее количество способных детей, применяются такие формы работы, как соз­дание групп по интересам (ответственные педагоги отбирают детей со сходными интересами и способностями). Это проходит не только в рамках одного класса, но и в масштабе школы. Ра­бота групп по интересам наиболее плодотворна, когда устанав­ливаются связи между содержанием их работы и другими ви­дами работы школы. Полезно, когда деятельность групп по ин­тересам является дополнением к школьной программе и спо­собствует росту теоретических знаний учащихся.

В связи с этим психологу важно быть готовым предоставить информацию о современных психолого-педагогических техно­логиях, предложить игры, упражнения, развивающие разные интеллектуальные процессы.

Существенное направление деятельности педагога-психолога — психологическая подготовка учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах, выставках. И в связи с этим — обу­чение навыкам саморегуляции, уверенного поведения и ориен­тации в новых социальных ситуациях, т. е. выработка такого качества, как адаптивность. Целесообразно направлять школь­ников в группы социально-психологического тренинга, в кото­рых они обучаются умению выслушивать товарища, подыски­вать убедительные доводы в подтверждение своей точки зре­ния, проявлять терпимость к разным мнениям.

К компетенции психолога относится также работа по со­хранению психофизиологического здоровья одаренных детей. Она включает в себя мониторинг загруженности ребенка ин­теллектуальным или иным трудом, формирование установок на здоровый образ жизни, содействие освоению родителями спо­собов формирования у ребенка позитивной Я-концепции как фактора наиболее полной реализации потенциальных возмож­ностей ребенка.

В старшей школе особую значимость приобретает дея­тельность по профессиональной ориентации школьников, обу­чению их навыкам эффективного использования времени, це-леполагания, созданию временной перспективы будущего.