ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТАЛАНТЛИВЫХ (ОДАРЕННЫХ) УЧАЩИХСЯ
Одно из главных направлений работы школы — создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе, гимназии, лицее может быть реализована только в рамках общешкольной программы, и работа психолога — лишь составная часть этой программы (см. прил. 7).
Цель психологического сопровождения: содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.
Задачи:
• совместно с другими специалистами учреждения образо
вания определение критериев одаренных детей, выявле
ние школьников, требующих особого маршрута сопрово
ждения;
• содействие формированию позитивной Я-концепции (са
моотношения, самоуважения, самопринятия);
• развитие эмоциональной устойчивости, формирование
навыков саморегуляции, преодоления стресса, поведения
в экстремальных ситуациях (на конкурсах, олимпиадах,
экзаменах);
• содействие социализации, формированию коммуникатив
ных навыков;
• содействие в повышении квалификации педагогов, рабо
тающих с талантливыми детьми.
Важнейшее положение современной психологии одаренности заключается в том, что ее развитие не может рассматриваться вне взаимодействия развивающейся личности и социального окружения. При этом подчеркивается особая роль школьного обучения в создании условий, ориентированных на
>
особые возможности одаренных детей. Для создания таких условий необходимы: адекватное применение методов выявления этих особенностей при разных проявлениях одаренности, прослеживание их изменений в ходе возрастного развития в'зави-симости от условий воспитания и обучения, помощь одаренным учащимся в решении их проблем.
В среднем общеобразовательном учреждении можно выделить следующие категории детей:
1) учащиеся с необыкновенно высоким общим уровнем ум
ственного развития при прочих равных условиях (выявляются
уже в младшем школьном возрасте);
2) учащиеся с признаками специальной, умственной ода
ренности в определенной области науки или деятельности (вы
являются в младшем школьном и подростковом возрасте);
3) учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам ус
пехов в учении, но обладающие яркой познавательной актив
ностью, оригинальностью психического склада, умственных
резервов (ярко проявляют себя в старшем школьном возрасте).
Наиболее общими признаками, отличающими одаренных учеников, является отличная память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. У некоторых детей доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению. Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна.
У одаренных детей сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей, но в возрасте двух-пяти лет они не могут четко развести реальность и фантазии; одаренные дети обладают ярким воображением, чувством юмора, постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам»; кроме того, эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в общении со сверстниками, так как не понимают, что восприятие мира у всех разное.
По мере взросления основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка ста-
новится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремлении к исследовательской творческой активности.
Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других «стандартных» решений. Общая одаренность выражается в более «быстром» обнаружении решения. Одаренные дети
• как правило, более активны и всегда чем-либо заняты. За
нимают себя делами, которые иногда не относятся к уроку;
• настойчиво преследуют поставленные перед ними цели.
Хотят знать все более подробно и требуют дополнитель
ную информацию;
• благодаря многочисленным умениям способны лучше
других заниматься самостоятельной деятельностью;
• умеют быстро выделить наиболее значимые сведения,
самостоятельно найти новые источники информации;
• иногда ставят перед собой задачи, выполнение которых
требуют много времени.
Выявление одаренных детей связано также с проблемой выделения различных видов одаренности, которые характеризуются определенными признаками. Описание признаков видов одаренности приводит А. И. Доровской в книге «Дидактические основы развития одаренности учащихся» (см. прил. 6).
К методам выявления одаренных детей относятся:
— наблюдение;
— общение с родителями;
— работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;
— олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практи
ческие конференции [6].
Примерное содержание работы педагога-психолога
В начальной школе по итогам первого психодиагностического минимума и наблюдениям учителей формируется небольшая группа школьников, которых можно отнести к катего-
рии «талантливые или одаренные дети». Психологическое сопровождение таких детей предполагает составление индивидуального маршрута, т. е. индивидуальных программ развития. Программы составляются совместно всеми субъектами учебно-воспитательного процесса (учителя, администрация, родители, социальные педагоги и т. д.). При необходимости проводится углубленная психодиагностика отдельных школьников. Надо помнить, что тесты при всем своем многообразии не могут дать полного представления обо всех особенностях одаренного ребенка. Пакет методик подбирается с учетом его индивидуальности. Возможно использование тестов на выявление творческих способностей (например, тест Торренса), методики диагностики умственных способностей Векслера (IQ = 130). Правомерным будет использование шкалы Рензулли—Хартмана для оценки психологической характеристики одаренных учащихся (интеллектуальные умения, мотивация, креативность) (см. также прил. 5).
Выявление детей, имеющих специальные способности (музыкальные, изобразительные, физические и т. п.), проводится на основании опросов родителей, учителей, анализа продуктов деятельности во внеурочное время. Возможно также предъявление теста-анкеты А. де Хаана и Г. Кафа.
В последнее время сложился алгоритм выявления интеллектуальной и академической одаренности в школе, согласно которому результаты, демонстрируемые учащимися, должны удовлетворять высоким показателям по любым шести из восьми критериев:
1) оценка по групповому тесту — 95% и более;
2) оценка по групповому тесту способностей — 127 и больше;
3) оценка по индивидуальному тесту интеллекта — 125 и более;
4) данные опросника учителя;
5) данные опросника родителя;
6) данные самооценки ученика;
7) успеваемость и другие биографические материалы;
8) оценка творческих работ.
Развитие познавательной деятельности одаренных школьников осуществляется более эффективно, если есть следующие организационные условия: обучение в разных типах школ на
соответствующем уровне, разнообразная внеклассная работа, мобильные вертикальные и горизонтальные группировки, индивидуализированное обучение, ускоренное обучение и обогащенные программы. При этом должен быть соблюден комплекс мероприятий:
• своевременное применение различных видов тестирования;
• оценки способностей по успеваемости;
• участие во внеклассных мероприятиях (анализ продуктов
деятельности);
• заключение психолога;
• заключение экспертов в определенной деятельности;
• участие в олимпиадах, конкурсах, выставках (анализ про
дуктов деятельности);
• самонаблюдение, самоанализ, самооценка (через анкеты,
третьих лиц);
• наблюдение родителей и представителей науки.
В то же время эффективность развития познавательной деятельности нивелируют следующие негативные факторы:
1) «дискриминация» личности одаренного учащегося из—за
отсутствия необходимого дифференцированного обуче
ния;
2) ориентация на «среднего» ученика;
3) слабый учет особенностей когнитивных стилей одарен
ных учащихся в учебно-познавательной деятельности;
4) недооценка законов творчества учителями;
5) наличие механизмов избегания, маскировки своих воз
можностей одаренными детьми из-за отсутствия условий
самореализации;
6) сдерживающая система репродуктивных заданий, упраж
нений и формальных требований;
7) низкий уровень подготовки учителей для работы с ода
ренными детьми;
8) излишняя унификация программ.
Для развития дивергентного мышления (мышление, связанное с творчеством, анализирующее различные аспекты, которые имеют отношение к данной проблеме) одаренных детей надо активно вовлекать в групповые занятия музыкой, ритмикой, сценическим искусством. Функционирование в школе
кружков, психологических клубов, игр типа «Что, где, когда?», направление в центры внешкольной работы дает возможность талантливому ребенку продуцировать разнообразные и необычные идеи, развивать специальные способности и ощущать при этом свою успешность.
При проведении социометрических процедур психологу важно обратить внимание на социальный статус ребенка в классе. Часто одаренные дети в начальной школе являются и лидерами (учительница его продвигает), что может вызвать неприязнь других детей. Поэтому педагогу-психологу целесообразно при проведении групповых занятий в классе или больших психологических игр по развитию сплоченности коллектива, формированию коммуникативных навыков планировать совместные занятия одаренных детей с другими детьми, формировать социальные контакты, содействовать формированию адекватного самоотношения, стараться избегать крайностей в признании и оценке успехов учащегося.
В средней школе развитие одаренного подростка зависит в основном от педагога, его профессионализма и особенностей личности. Педагог-психолог должен знать, что значительную роль играют методы обучения одаренных учащихся. Для развития творческих способностей, интеллектуального потенциала наиболее практичными являются проблемные, исследовательские, поисковые, проективные методы. Важнейшее значение имеет вопросно-ответная система при обучении одаренных учащихся. Постановка вопроса — это импульс к нахождению оригинальных решений, необычных комбинаций, к побуждению поисковой активности. Вопросы должны быть адресованы с учетом когнитивного стиля, особенностей памяти, панорамы знаний одаренного учащегося. Ответ — это генерация новых ассоциаций и усиления познавательного интереса. К сожалению, традиционные формы и методы еще оказывают сдерживающее влияние в развитии познавательной деятельности одаренных учащихся. Преобладающее число заданий низкого мыслительного уровня, затраты времени на выполнение заданий часто не учитываются.
Успешность функционирования процесса обучения одаренных детей зависит от обогащенной индивидуализации и диф-
ференциации, от гибкости учебного расписания, от мобильной и динамичной системы диагностики.
В гимназиях, лицеях, где обучается большее количество способных детей, применяются такие формы работы, как создание групп по интересам (ответственные педагоги отбирают детей со сходными интересами и способностями). Это проходит не только в рамках одного класса, но и в масштабе школы. Работа групп по интересам наиболее плодотворна, когда устанавливаются связи между содержанием их работы и другими видами работы школы. Полезно, когда деятельность групп по интересам является дополнением к школьной программе и способствует росту теоретических знаний учащихся.
В связи с этим психологу важно быть готовым предоставить информацию о современных психолого-педагогических технологиях, предложить игры, упражнения, развивающие разные интеллектуальные процессы.
Существенное направление деятельности педагога-психолога — психологическая подготовка учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах, выставках. И в связи с этим — обучение навыкам саморегуляции, уверенного поведения и ориентации в новых социальных ситуациях, т. е. выработка такого качества, как адаптивность. Целесообразно направлять школьников в группы социально-психологического тренинга, в которых они обучаются умению выслушивать товарища, подыскивать убедительные доводы в подтверждение своей точки зрения, проявлять терпимость к разным мнениям.
К компетенции психолога относится также работа по сохранению психофизиологического здоровья одаренных детей. Она включает в себя мониторинг загруженности ребенка интеллектуальным или иным трудом, формирование установок на здоровый образ жизни, содействие освоению родителями способов формирования у ребенка позитивной Я-концепции как фактора наиболее полной реализации потенциальных возможностей ребенка.
В старшей школе особую значимость приобретает деятельность по профессиональной ориентации школьников, обучению их навыкам эффективного использования времени, це-леполагания, созданию временной перспективы будущего.