Общая характеристика системы характеров
Основой классификации характеров являются установившиеся акты поведения человека, стереотипы которых хорошо изучены.
Система характеров интернациональна. Это значит, что все типы характеров без исключения имеют место в каждой нации и каждой народности.
Нет плохих и нет хороших характеров. Все характеры имеют свои недостатки и свои достоинства. Как правило, чем ярче и привлекательнее достоинства какого-то характера, тем оказывается глубже и серьезнее его недостатки. К примеру, гипер-тимный тип характера - жизнерадостный, энергичный, с заразительным энтузиазмом, создает вокруг себя замечательный микроклимат. Однако из-за быстрой смены своих интересов не способен ни одно серьезное начинание довести до конца.
Или сенситивный тип характера - легко психологически ранимый, ему кажется, что он какой-то не такой, делает все как-то не так и по нескольку раз переделывает работу, "шлифует" до идеального блеска - всю жизнь самосовершенствуется, вырабатывает исключительную настойчивость и трудолюбие.
Нет мужских и нет женских характеров. Все характеры в одинаковой мере свойственны и мужчинам и женщинам, хотя поведение мужчин и женщин одного и того же характера раз-
лично. (В мужском коллективе женщина может вести себя иначе, чем в женском.)
Перечислим несколько типов характеров.
1. Истероидный (показной, демонстративный). Человек
с таким характером старается любыми способами обратить
на себя внимание. Для завоевания к себе внимания он не
щадит ни сил, ни времени. Его девиз: "Все внимание мне".
На плечах истероидов лежит значительная часть общественного и научно-технического прогресса. Основным недостатком истероида является спад работоспособности на некоторое время из-за публичного поражения его самолюбия. Истероидность нельзя сводить к истеричности, которая проявляется у многих других типов характеров.
2. Неустойчивый. Человек с таким характером строит
серьезные, грандиозные планы, но они часто не выполняют
ся. У него глубокая потребность во внешнем жестком уп
равлении поведением. Иначе говоря, ему нужна жесткая, вла
стная "рука", которая бы регулировала его режим труда и
отдыха. Человек с таким характером любит рискованную работу.
Он неприхотлив, не требует уюта. Это он с удовольствием уезжает
в экспедиции, на стройки. Неустойчивый тип личности отказы
вается от лидерства, предпочитая исполнительские функции. Его
девиз: "все за компанию". За компанию он может совершить и
подвиг и преступление.
3. Конформный. Конформизм - подсознательное согла
шательство в условиях постоянства. Однако, как только сре
да меняется, он становится воинствующим консерватором и
теряет надолго свои замечательные качества.
В постоянной среде это человек очень общительный, добродушный; его любят окружающие. В отличие от неустойчивого типа обдумывает каждый свой шаг; не любит риска, реорганизации и перемен. Он хотел бы, чтобы все текло, как вчера и позавчера.
4. Гипертимный. "Гипер" означает сверх, "тиме" - себя.
Интимный - в себе, гипертимный - сверх себя. Если со сто-
роны посмотреть на такого человека, то кажется, что он может горы сдвинуть. Его отличает неиссякаемая энергия, заразительный энтузиазм. Его девиз: "все по плечу". Его трудно застать в печальном состоянии - он вечно шутит и смеется. Почти не реагирует на малые обиды, косые взгляды, тонкие намеки. Однако, если ему прямо в глаза высказаны обиды, он "закипает", возмущается 20-30 мин очень бурно, а через час уже обнимает обидчика. Он не злопамятен. У такого человека независимый характер, он не нуждается ни в чьей опеке. Сам оценивает и уверен в правильности своей оценки. В отличие от истероида (который ждет публичной похвалы за хорошо выполненную работу) гипертим всегда доволен своей работой, не ожидая ничьей оценки. Это упорная натура, его трудно переубедить. Основной его недостаток - быстрая перемена интересов.
5. Циклоидный. В основном этот тип характера такой же,
как и гипертим. Однако гипертимная основа этого типа ха
рактера прерывается цикличностью психологической деятель
ности. Фазы спада называют часто "черными неделями".
6. Лабильный. Сходен с гипертимным. Однако спады здесь
носят не циклический, а календарный характер. Такие спады
часто называют состоянием транса; они образуются в случай
ные моменты времени по слабо мотивированным поводам.
Человек с лабильным характером делит коллектив на друзей и врагов. (Одни крайности - середины нет.) Говорят, что, если друг лабильный, вы счастливчик - он ничего не пожалеет для друга. С "врагами" он холоден, суров, придирчив. Старается от них поскорее избавиться. Его девиз: "друзья" и "враги".
7. Сенситивный. Чувственный тип характера. Сильно раз
вита впечатлительность. Поэтому человек строит "хрусталь
ную" модель всего происходящего и всякая логика такой мо
дели впоследствии вызывает большое психологическое напряжение
и страдания. Ему кажется, что он не такой, как все. Он предъяв
ляет к себе и другим очень высокие требования и часто из-за
этого выглядит "белой вороной". Очень раним, психика его слабо
защищена. Очень разборчив в выборе друзей, не любит интенсивных общений.
8. Психолого-астенический Он формируется на слабой
(астено) психике (флегматик-меланхолик). Все реакции у него
имеют малую амплитуду. Его трудно вывести из себя, у него
удивительное упорство. Он талантлив в мелкой, кропотли
вой работе. Его девиз: "никто кроме меня". Недостатки -
полная нерешительность, боязнь ответственности, самоана
лиз без ограничения.
9. Шизоидный. Скрытный. Никакого отношения к ши
зофрении не имеет. Обладает замечательными организа
торскими способностями. Рано присваивает право коман
довать другими (в детском возрасте). Его девиз: "только
власть".
10. Эпилептоидный. "Бесчувственный". Никакого от
ношения к болезни эпилепсии не имеет. Действия такого
человека часто граничат с жестокостью. Обладает заме
чательными творческими способностями, постоянно разви
вает свой интеллект. Он возглавляет в большей части твор
ческие организации. Отлично учится. На его долю приходится
множество открытий. Девиз эпилептоида: "мне все можно".
9.3. Авторитет менеджера
Как уже отмечалось, успех в управленческой деятельности зависит не столько от силы власти, сколько от силы личного авторитета менеджера. Есть духовные ценности, без которых не может быть подлинного гражданина, сознательного члена коллектива, хорошего руководителя. К таким ценностям относится авторитет менеджера.
Авторитет - заслуженное доверие, которым пользуется руководитель у подчиненных, вышестоящего руководства и коллег по работе. Это признание личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств менеджера объективным требованиям. Авторитет следует рассматривать как систему отношений, ценности и результат работы (рис. 9.6).
Рис 9 6 Авторитет как система
Авторитет руководителя, связанный с выполнением его основных функций согласно занимаемой должности, должен подкрепляться личным примером и высокими моральными качествами. В этом смысле следует различать два источника (статуса) авторитета:
официальный, определяемый занимаемой должностью (должностной статус);
реальный авторитет - фактическое влияние, реальное доверие и уважение (субъективный статус).
Руководитель, пользующийся авторитетом, располагает к себе людей, положительно влияет на них. К решениям авторитетного и неавторитетного менеджера подчиненные относятся различно. В первом случае указание принимается без внутреннего сопротивления, с готовностью и выполняется, как правило, без дополнительного административного нажима.
Распоряжения неавторитетного руководства всегда вызывают сложные внутренние переживания, а недоверие к такому менеджеру оборачивается недоверием к его решениям.
Следует иметь в виду, что забота об авторитете руководителя - не только его личное дело, но и высшего руководства, и руководителя одного уровня, и особенно подчиненных, которые призваны его укреплять, оберегать и повышать. С него они должны брать пример добросовестного отношения к труду, организованности, честности, скромности. Авторитет следует рассматривать как фактор, облегчающий управление, повышающий его эффективность.
Укрепляя авторитет, менеджеру необходимо следить за тем, чтобы он не подавлял им, не сковывал инициативу подчиненных. Приемы создания (формирования) авторитета должны отвечать действующим в обществе нормам морали и этики. Искусственные приемы формирования авторитета не приводят к успеху; в результате появляется мнимый, или ложный, авторитет (псевдоавторитет). А.С.Макаренко выделял следующие разновидности псевдоавторитета:
авторитет расстояния — руководитель считает, что его авторитет возрастает, если он "дальше" от подчиненных и держится с ними официально;
авторитет доброты - "всегда быть добрым" - таков девиз данного руководителя. Такая доброта снижает требовательность. Бывает, добрый руководитель оказывает подчиненному "медвежью" услугу;
авторитет педантизма - в этом случае менеджер прибегает к мелочной опеке и жестко определяет все стадии выполнения задания подчиненным, тем самым сковывая их творчество и инициативу;
авторитет чванства - руководитель высокомерен, гордится и старается всюду подчеркнуть свои бывшие или мнимые нынешние заслуги. Такому руководителю кажется, что эти "заслуги" обеспечивают ему высокий авторитет;
авторитет подавления - менеджер прибегает к угрозам, сеет страх среди подчиненных. Он ошибочно полагает, что такие приемы укрепят его авторитет. В конечном итоге это лишает людей уверенности, инициативы, рождает перестраховку и даже нечестность.
Задания
1.Разработайте модель влияния менеджера на подчиненных, используя
способы эмоционального и рассудочного влияния.
2. Вы - начальник коммерческого отдела. За последний год резко
упал спрос на средства оргтехники. Попытайтесь убедить руководство
фирмы приобрести партию средств передачи информации одной из
зарубежных фирм, использовав различные "усиливающие" аргументы
убеждения.
3. Попытайтесь на конкретном примере определить, авторитетен
ли Ваш руководитель.