Обоснование методики КСПШ-60

КСПШ-60 расшифровывается как «Контрольный Список Прилагательных Школьный — 60 пунктов». Методика названа так в соответствии с международной психологической традицией, именующей стандартизированные списки личностных качеств, обозначенных прилагательными, аббревиатурой КСП.

Практический задачи школьной психодиагностики

Полный перечень КСПШ-60 с поведенческими определениями и контрольным заданием на их понимание приводится в Приложении 3.

Методика в русскоязычном варианте разработана московскими психологами А. Г. Шмелевым и А. С. Кондратьевой в совместном исследовании с американским психологом Дж. Дигманом, предоставившим соответствующие англоязычные материалы. В разработке списка прилагательных использовались материалы десятков мощных (по обилию анализируемой на ЭВМ информации) экспериментальных исследований, проведенных в 1960—1990 годы независимыми исследователями-психологами из разных стран, а также информационные ресурсы особого компьютерного семантического словаря черт личности ТЕЗАЛ (вед. автор — А. Г. Шмелев), включающего семантические связи для 2090 слов русского языка, обозначающего черты личности.

В стандартизации методики в качестве экспертов-оценщиков принимали участие 40 учителей младших и средних классов московских школ, которые оценили с помощью данной методики в общей сложности 745 учеников (220 учеников оценивались ими неоднократно).

Результаты, собранные в ходе апробации данной методики (в ходе психометрического эксперимента), подвергались анализу на ЭВМ с помощью самого популярного в современной научной психодиагностике «ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА». Этот анализ позволил выявить 5 наиболее важных факторов, по которым учителя вольно или невольно группируют прилагательные в ходе оценивания учеников. Подчеркнем здесь специально, что данные 5 факторов не являются изобретением авторов методики, это не заданный изначально теоретический, а эмпирический, «эмерджентный» (возникающий) продукт психологического эксперимента. Ни один из .участво-

Основы психодиагностики

вавших в эксперименте учителей не смог бы однозначно предсказать названия и состав данных факторов, но их появление в результате компьютерной обработки означает, что большинство учителей их фактически подразумевает, приписывая ученикам (или отвергая их наличие) определенные качества. Каждый фактор имеет два противоположных «полюса». На одном полюсе группируются качества, которые условно можно считать «положительными», на другом — «отрицательные». Каждый фактор отражает наличие неслучайных взаимозависимостей (корреляций) в тенденциях учителя приписывать ученику определенные качества: если учитель приписывает ученику одно качество с определенного полюса, то он с повышенной вероятностью (не случайно) будет иметь тенденцию приписывать ему и другие качества, которые относятся к тому же полюсу данного фактора.

.. Вот «биполярные» (двухполюсные) названия 5 выявленных факторов (сравните с Большой пятеркой» в 1.4): ■ . !♦ Организованность — Беспорядочность.

2. Интеллектуальная Активность — Интел. Пассивность.

3. Раскрепощенная Энергия — Закрепощенность.

4. Дружелюбная Альтруистичность — Враждебная Эгоистичность.

5. Эмоциональная Устойчивость — Эмоциональная Нестабильность. .

Очень серьезным научным аргументом в пользу данных 5 факторов является тот факт, что 5 факторов, выявленных в работе с московскими учителями, оказались очень близкими к так называемой «БОЛЬШОЙ ПЯТЕРКЕ» (от английского — Big Five) факторов, неоднократно выявляемой в англо-американских и других международных исследованиях.

Практический задачи школьной психодиагностики

Это говорит о том, что за данными факторами скрываются общие особенности в структуре личности, являющиеся универсальными для разных языковых культур, для разных стран. Очевидно, что такая близость результатов могла быть достигнута только в том случае, если «Большая пятерка» отражает объективные, независимые от языка и сферы сознательного психического отражения, особенности поведения людей. Это особенности, проявляющиеся уже в детском возрасте, уходящие корнями к темпераменту — нервнопсихическому складу организма, к «АРХЕТИПНОМУ» (укорененному в прошлом) стилю личности — особому стилю реакции на людей и обстоятельства, закрепляющемуся в самые первые годы детства.

Тем самым можно с уверенностью утверждать, что профиль из «Большой пятерки» факторов обладает определенным свойством «ЭКОНОМИЧНОЙ ОПТИМАЛЬНОСТИ»: будучи весьма компактным (только 5 факторов-параметров, а не 15 и не 30), он дает при этом максимальную полноту охвата различных проявлений индивидуальности, различных индивидуальных особенностей.

Эту полноту 5 факторной модели личности хорошо позволяют иллюстрировать так называемые «цир-куляторные» (круговые) диаграммы (ЦИРКО-ГРАМ-МЫ). В подобных диаграммах качества размещаются по секторам определенной пары факторов, изображаемых в качестве горизонтальной и вертикальной

осей известной двумерной декартовой системы координат.

Ниже приводится такая диаграмма для факторов Ф1 и Ф2, в которой указано, в какой сектор попадают определенные качества из списка КСШН-60.

Основы психодиагностики

Рис. 5 Циркограмма для факторов «Большой пятерки»:

Ф1 «ОРГАНИЗОВАННОСТЬ» и ФЗ «ЭНЕРГИЧНАЯ РАСКРЕПОЩЕННОСТЬ»

- Весь круг на рис. 5, как видим, разбит на 12 секторов, которые удобно пронумеровать по часовой стрелке. Анализируя смысл личностных характеристик, можно проследить, что при переходе «стрелки» от сектора 12 до сектора 3 постепенно сокращается вес фактора Ф1 «ЭНЕРГИЧНОСТЬ» и повышается вес фактора Ф2 «ОРГАНИЗОВАННОСТЬ». При дальнейшем переходе «стрелки» от сектора 3 до сектора 4 «ОРГАНИЗОВАННОСТЬ» трансформируется в «ЗАКРЕПОЩЕННОСТЬ». Затем от 6 до 9 «ЗАКРЕ-ПОЩЕННОСТЬ» переходит в «БЕСПОРЯДОЧНОСТЬ». И так далее. «Циркуляторная» модель иллюстрирует наличие так называемых «составных» личностных черт, состоящих из разных факторов, присутствующих в них с разным весом. Например,

Практические задачи школьной психодиагностики

«обидчивость» содержит как компонент и «ЗАТОРМОЖЕННОСТЬ», и «БЕСПОРЯДОЧНОСТЬ», но последний компонент — с большим весом. Исходя из этого размещения «обидчивости» на циркограмме, можно предположить, что к проявлениям обидчивости могут быть максимально склонны дети, обладающие низким уровнем сознательного самоконтроля над поведением (— Ф1 «БЕСПОРЯДОЧНОСТЬ»), во-первых, и определенным уровнем эмоциональной заторможенности (— ФЗ «ЗАКРЕПОЩЕННОСТЬ»), во-вторых.

Можно провести определенную (конечно, нестрогую) аналогию между «Большой пятеркой» факторов и периодической таблицей элементов Менделеева: как разные вещества можно получать за счет сочетания в молекуле в определенных пропорциях элементарных атомов, так и различные конкретные черты личности оказываются определенной комбинацией базисных факторов темперамента.

Указанная циркуляторная модель черт личности облегчает ориентировку в том, как может изменяться рисунок (паттерн) поведения ребенка в зависимости от его устойчивого профиля и ситуативной реакции. Можно с определенной уверенностью предположить, что, вызвав реакцию «обиды» у «заторможенного» ребенка, мы делаем его менее управляемым и сознательным (сдвиг влево по горизонтали на рис. 5), но вызвав реакцию «обиды» у ребенка с низким уровнем дисциплины, мы сделаем его скорее всего более заторможенным (сдвиг вправо по горизонтали), или, иными словами, его неожидан-ная заторможенность может рассматриваться как индикатор обиды,

Основы психодиагностики

Практические упражнения с методикой КСШП-60

Первым хорошим практическим упражнением по усвоению системы факторов «Большая пятерка» могло бы быть самостоятельное построение студентами циркуляторных моделей, аналогичных той, которая дана на рис. 5, для других 9 пар факторов (на основе приложения 3). Легко подсчитать, что общее число плоских циркограмм из 5 факторов равно числу парных сочетаний из 5, то есть 10.

Второе практическое упражнение состоит в овладении смыслом приведенных в приложении 3 поведенческих «расшифровок» для каждой из 60 черт КСШП-60. Для этого надо, не заглядывая в список 4, поставить в соответствие каждому поясняющему определению один из трех возможных ответов из соответствующего пункта в ответном листе 3. Помните, что только один из трех ответов является правильным.

Третье практическое упражнение состоит в том, чтобы с помощью указанного списка из 60 черт описать, используя 7 балльную систему оценок, не менее 10 студентов из своей учебной группы. Используя ключ (ключ относит каждый пункт КСПШ-60 к определенным факторам) из приложения 3, вам надо построить 5 факторные профили для каждого студента и постараться указать значимые факторы, сравнив показатели по профилю с нормами (см. приложение 3). Значимо высоким показателем по фактору следует считать такой сырой балл, который выходит за границу «СРЕДНЕЕ + СИГМА»; соответственно значимо низким следует считать показатель, выходящий за границу «СРЕДНЕЕ — СИГМА».

Если в вашем вузе приобретена и установлена компьютерная система ЭКСПАН, разработанная ав-

Практические задачи школьной психодиагностики

тором методики КСПШ-60 'А. Г. Шмелевым, то вы сможете на базе задания 3 выполнить без особых вычислительных затрат очень важную работу по согласованию ваших экспертных оценок. Напомним (см. раздел 2.2), что надежными могут считаться только такие оценки, которые даются независимыми друг от друга оценщиками-экспертами и которые статистически значимо согласуются друг с другом. Введя и обработав с помощью системы ЭКСПАН несколько таблиц 60 * 10, полученных от разных оценщиков для оценки одной и той же десятки студентов (практической учебной группы), вы сможете уточнить, какими пунктами из перечня КСПШ-60 вы пользуетесь надежно, то есть ваши оценки не расходятся с оценками остальных, а какими вы доль-зуетесь слишком оригинально, так как наполняете их каким-то особым субъективным смыслом.

Подобный тренинг — с помощью системы согласования экспертных оценок ЭКСПАН — служит надежным средством приобретения навыков аналитического наблюдения и объективного оценивания личности человека.