ПЛАН-КОНСПЕКТ
Занятие №10
Часть 1. Социальный контроль. Отклоняющееся поведение
Часть 2. Правонарушение и юридическая ответственность
Общий результат:
· учащиеся могут назвать по два вида санкций на каждую классификацию (формальные – неформальные, позитивные – негативные) и привести хотя бы по одному примеру на каждый из них;
· могут объяснить своими словами, что такое девиантное поведение;
· понимают связь правонарушения и юридической ответственности;
· могут назвать все виды юр.ответственности с примером на каждый из них.
План занятия | Примерное время | Упражнения и тесты |
Оргмомент. Постановка целей занятия | 3 - 5 мин | |
Обсуждение новостей | 10-15 мин | Рекомендую попробовать разные варианты обсуждения новостей и выбрать наиболее эффективный для вашей группы. |
Проверка домашнего задания | 15-20 мин | |
Проверочная работа | 7 – 10 мин | В любой форме |
Социальный контроль и виды санкций | 10 мин | Ваше объяснение в диалоге с группой, совместное или самостоятельное с проверкой заполнение таблицы на стр. 179 |
Девиантное поведение | 10 мин | Запись определения. Упражнение 65 – голосование за каждый из пунктов или сигнальные карточки Упражнение 66 или 67 на выбор |
Готовимся к части С | 20 мин | Стр. 185 – проанализировать, вспомнить критерии. Можно выполнить то же задание с другими примерами, можно выполнить аналогичное, но обязательно в классе! |
Перерыв (15 мин) | ||
Правонарушение, преступление, состав | 20 мин | Запись всех необходимых определений. Объяснять состав правонарушения необходимо строго на каком-нибудь ярком примере (желательно на двух – проступок и преступление) |
Юридическая ответственность | 20 мин 7 мин 7 мин | Заполнение таблицы на стр. 189, можно не все графы (допустим, последнюю ребята заполняют дома сами – только они должны знать, где это найти). Обстоятельства, исключающие ю.о. обязательно с примерами! Упражнение 72 – разделить ребят на 3 команды и каждая анализирует свою ситуацию, остальные проверяют. Упражнение 73 – «правовой диктант» (вы зачитываете ситуацию из учебника, ребята на полях или в тетради записывают вид ю.о., потом обмениваются и проверяют друг у друга) |
Задания формата ЕГЭ стр. 191 | 10 мин | В любой форме |
Резервное время | 20 мин | Намеренно оставляю эти 20 мин резервного времени, чтобы у вас была возможность в рамках повторения и подготовки к тесту на 11-ом занятии разобрать наиболее сложные для вашей группы моменты. В случае, если ничего конкретно не «западает», нелишне посвятить это время заданиям части С – всегда пригодится. Ну и индивидуальные задания особенно приветствуются (это как раз то время, когда вы без труда уделите внимание каждому ребенку и каждому дадите для отработки именно тот материал, который дается ему хуже всего). |
Домашнее задание | 5 мин | Упр. 68 или 69 на выбор ученика (письменно); упр. 70 или 71 (на выбор ученика; письменно); задания формата ЕГЭ на стр. 183. |
Подведение итогов занятия. | 5 мин | Заранее продумайте, как именно!!! |
Рекомендации по проведению занятия и ключи к упражнениям
Часть 1. Социальный контроль. Отклоняющееся поведение
Виды санкций - стр. 179
Виды санкций | |
Формальные | Неформальные |
Негативные | |
Наказание за преступление закона или нарушения административного порядка: штраф, тюремное заключение, исправительные работы и др. | Осуждение человека за поступок со стороны общества: оскорбительные тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование человека и др. |
Позитивные | |
Поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций: награждение, свидетельства о профессиональных, академических успехах и др. | Благодарность и одобрение неофициальных лиц (друзей, знакомых, коллег): похвала, одобрительная улыбка и др. |
Ответы к заданию «Распределите следующие санкции в соответствующую ячейку таблицы» + «Приведите по два своих примера на каждый вид санкций»
Виды санкций | |
Формальные | Неформальные |
Негативные | |
Штраф, тюремное заключение, исправительные работы, лишение права занимать определённую должность, выговор, увольнение. Свои примеры: административный арест, дисквалификация. | Оскорбительный тон, бойкот, демонстративное игнорирование человека. Свои примеры: порицание, нотация. |
Позитивные | |
Похвальная грамота, вознаграждение, премия. Свои примеры: размещение на доске почёта, присвоение учёных званий. | Похвала, благодарность, одобрительная улыбка, восторженные аплодисменты. Свои примеры: комплимент, признание авторитета. |
Формы социального контроля: внутренний (самоконтроль) и внешний.