ПЛАН-КОНСПЕКТ
План занятия | Примерное время | Упражнения и тесты |
Оргмомент. Постановка целей занятия | 3 - 5 мин | |
Обсуждение новостей | 10-15 мин | Рекомендую попробовать разные варианты обсуждения новостей и выбрать наиболее эффективный для вашей группы. |
Анализ контрольного теста №2 | 15 мин | Для того чтобы анализ написанных на прошлом уроке работ был максимально эффективным и не отнимал много времени, вам необходимо тщательно и внимательно проверять работы, обращая внимания на задания, вызывающие сложности у всей группы, на типичные ошибки, на неожиданные ошибки и проч. Ребята анализируют работы, исправляют в них ошибки и оставляют их у себя для возможного последующего обращения к ним. |
Проверка домашнего задания | 10-15 мин | |
Проверочная работа | 7 – 10 мин | В любой форме |
Политическая элита | 5-7 мин | Ваше объяснение, запись определения под запись, примеры |
Политический процесс, политическое участие, политическое лидерство | 10 – 15 мин 5 - 7 мин | Ваше объяснение, запись определения под запись, примеры. Упражнение 60 – самостоятельно либо коллективно, в любом случае обсудить признаки, по которым мы отнесли лидеров к тому или иному типу. |
Перерыв (15 мин) | ||
Право | 10 мин | Необходимо донести до ребят мысль, что право – очень многогранное понятие и явление, рассматривать его можно в разных смыслах, и показать это на примерах. Обязательно записать определение в тетрадь!!! |
Норма права | 10 мин | Имеет смысл связать с понятием социальной нормы в принципе и вернуться к стр. 146, записать определение и рассмотреть признаки |
Правоотношения и юр.факты | 20 мин 5 мин | Рекомендую давать эти три понятия в связке: Норма права + юр.факт = правоотношение. Просите детей привести как можно больше примеров!!! Самостоятельное индивидуальное заполнение таблицы на стр. 162, потом проверка. Упражнение 61 – каждый обязательно придумывает свой пример! |
Система права, отрасли | 15 мин | Схема системы – на доске. Каждый критерий классификации отраслей объясняйте максимально подробно. Для выполнения упр. 62, возможно, потребуется дополнительная подготовка: дети традиционно очень плохо понимают эту разницу. Подумайте, как бы вы ее объяснили. |
Источники права | 10 мин | Обратите внимание: мы должны поговорить с ребятами не только об источниках права в РФ, но и об источниках вообще (доктрина, прецедент, религиозные каноны и проч.) Упражнение 63 – вы фиксируете на доске предложения, озвучиваемые ребятами. |
Правовые семьи | 10-12 мин | Допускаю, что из-за нехватки времени придется давать это ребятам на самостоятельное изучение в форме подготовки докладов (см. указания к занятию №7). |
Домашнее задание | 5 мин | Упр. 64; задания формата ЕГЭ на стр. 175, задание С5 (одно на выбор), С6 (одно на выбор) и С7 (стр.178) – письменно. |
Подведение итогов занятия. | 5 мин | Заранее продумайте, как именно!!! |
Рекомендации по проведению занятия и ключи к упражнениям
Часть 1. . Политическая элита. Политический процесс. Политическое участие. Политическое лидерство.
Упражнение 60:
Глеб – лидер-торговец;
Зоя – лидер-пожарный;
Наташа – лидер-служитель;
Володя – лидер-знаменосец.
Часть 2. Право в различных пониманиях. Норма права и правоотношения. Система. Источники. Семьи.
Правоотношения- это общественные отношения, главной особенностью которых является наличие у их участников прав и обязанностей.
В структуре правоотношений выделяют следующие элементы:
1. Участники правоотношений, имеющие субъективные права и обязанности – это субъекты правоотношений. К их числу относятся индивиды и организации.
2. Материальные и духовные блага, по поводу которых возникают правоотношения – объекты правоотношений.
3. Взаимные права и обязанности участников правоотношений – содержание правоотношений.
Юридические факты - конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы
права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
События | Действия |
События — это факты, происхождение которых не связано с волей участников правоотношений. Важно, что с волей людей события могут быть связаны, а не связаны они именно с волей участников данного конкретного правоотношения, того отношения, предпосылкой которого выступает юридический факт | Действия - это факты, связанные с волей участников правоотношений. Они бывают правомерными (соответствующими праву) и неправомерными (противоречащими праву), т.е. правонарушениями. |
Рождение ребёнка, пожар, наводнение, смерть человека, достижение пенсионного возраста. | Поступление в институт, вождение в нетрезвом виде, подписание крупного торгового контракта, |
Упражнение 61
Классификация юридических фактов по последствиям:
· правообразующие факты влекут возникновение правоотношений
· правоизменяющие приводят к изменению содержания или субъектов правоотношения
· правопрекращающие кладут конец субъективным правам и юридическим обязанностям.
Упражнение 62
Публичное право - совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, совокупный (публичный) интерес, в отличие от отраслей, призванных охранять частный интерес (частное право).
Публичные отрасли права | Частные отрасли права |
| · гражданское · семейное · трудовое · земельное и др. |
Упражнение 63
Источники права по их значимости или юридической силе:
1. Конституция РФ
2. Международно-правовые акты* (обратите внимание, вообще-то в Конституции прописан приоритет норм международного права над национальным, но только в той части, когда источник этого права ратифицирован РФ, так что я бы вообще предложила давать международно-правовые акты отдельно как входящие в систему национальных источников права неполноценно)
3. Федеральные Конституционные законы
4. Федеральные законы
5. Законы субъектов РФ
6. Указы Президента
7. Постановления Правительства
8. Нормативные акты министерств и ведомств
Основные правовые семьи мира:
· Романо-германская (континентальная) правовая семья
· Англосаксонская правовая семья (общего права)
· Религиозно-традиционные правовые семьи
o Еврейское право
o Каноническое (церковное) право
o Мусульманское право
o Индусское право
o Китайское право
o Япония
· Социалистическая правовая семья
Выполняем задания формата ЕГЭ (стр. 175):
1 – 2
2 – 2
3 – 1
4 – 2
5 – 3
6 – 4
7 – 2
8 – 1, 3, 5
9 – 821639