ПЛАН-КОНСПЕКТ

 

План занятия Примерное время Упражнения и тесты
Оргмомент. Постановка целей занятия 3 - 5 мин  
Обсуждение новостей 10-15 мин Рекомендую попробовать разные варианты обсуждения новостей и выбрать наиболее эффективный для вашей группы.
Анализ контрольного теста №2 15 мин Для того чтобы анализ написанных на прошлом уроке работ был максимально эффективным и не отнимал много времени, вам необходимо тщательно и внимательно проверять работы, обращая внимания на задания, вызывающие сложности у всей группы, на типичные ошибки, на неожиданные ошибки и проч. Ребята анализируют работы, исправляют в них ошибки и оставляют их у себя для возможного последующего обращения к ним.
Проверка домашнего задания 10-15 мин  
Проверочная работа 7 – 10 мин В любой форме
Политическая элита 5-7 мин Ваше объяснение, запись определения под запись, примеры
Политический процесс, политическое участие, политическое лидерство 10 – 15 мин   5 - 7 мин Ваше объяснение, запись определения под запись, примеры. Упражнение 60 – самостоятельно либо коллективно, в любом случае обсудить признаки, по которым мы отнесли лидеров к тому или иному типу.
Перерыв (15 мин)
Право 10 мин Необходимо донести до ребят мысль, что право – очень многогранное понятие и явление, рассматривать его можно в разных смыслах, и показать это на примерах. Обязательно записать определение в тетрадь!!!
Норма права 10 мин Имеет смысл связать с понятием социальной нормы в принципе и вернуться к стр. 146, записать определение и рассмотреть признаки
Правоотношения и юр.факты 20 мин     5 мин Рекомендую давать эти три понятия в связке: Норма права + юр.факт = правоотношение. Просите детей привести как можно больше примеров!!! Самостоятельное индивидуальное заполнение таблицы на стр. 162, потом проверка.   Упражнение 61 – каждый обязательно придумывает свой пример!
Система права, отрасли 15 мин Схема системы – на доске. Каждый критерий классификации отраслей объясняйте максимально подробно. Для выполнения упр. 62, возможно, потребуется дополнительная подготовка: дети традиционно очень плохо понимают эту разницу. Подумайте, как бы вы ее объяснили.
Источники права 10 мин Обратите внимание: мы должны поговорить с ребятами не только об источниках права в РФ, но и об источниках вообще (доктрина, прецедент, религиозные каноны и проч.) Упражнение 63 – вы фиксируете на доске предложения, озвучиваемые ребятами.
Правовые семьи 10-12 мин Допускаю, что из-за нехватки времени придется давать это ребятам на самостоятельное изучение в форме подготовки докладов (см. указания к занятию №7).
Домашнее задание 5 мин Упр. 64; задания формата ЕГЭ на стр. 175, задание С5 (одно на выбор), С6 (одно на выбор) и С7 (стр.178) – письменно.
Подведение итогов занятия. 5 мин Заранее продумайте, как именно!!!

 

Рекомендации по проведению занятия и ключи к упражнениям

Часть 1. . Политическая элита. Политический процесс. Политическое участие. Политическое лидерство.

Упражнение 60:

Глеб – лидер-торговец;

Зоя – лидер-пожарный;

Наташа – лидер-служитель;

Володя – лидер-знаменосец.

 

Часть 2. Право в различных пониманиях. Норма права и правоотношения. Система. Источники. Семьи.

 

Правоотношения- это общественные отношения, главной особенностью которых является наличие у их участников прав и обязанностей.

 

В структуре правоотношений выделяют следующие элементы:

1. Участники правоотношений, имеющие субъективные права и обязанности – это субъекты правоотношений. К их числу относятся индивиды и организации.

2. Материальные и духовные блага, по поводу которых возникают правоотношения – объекты правоотношений.

3. Взаимные права и обязанности участников правоотношений – содержание правоотношений.

Юридические факты - конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы

права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

 

 

События Действия
События — это факты, происхождение которых не связано с волей участников правоотношений. Важно, что с волей людей события могут быть связаны, а не связаны они именно с волей участников данного конкретного правоотношения, того отношения, предпосылкой которого выступает юридический факт Действия - это факты, связанные с волей участников правоотношений. Они бывают правомерными (соответствующими праву) и неправомерными (противо­речащими праву), т.е. правонарушениями.
Рождение ребёнка, пожар, наводнение, смерть человека, достижение пенсионного возраста. Поступление в институт, вождение в нетрезвом виде, подписание крупного торгового контракта,

 

Упражнение 61

Классификация юридических фактов по последствиям:

· правообразующие факты влекут возникновение правоотношений

· правоизменяющие приводят к изменению содержания или субъектов правоотношения

· правопрекращающие кладут конец субъективным правам и юридическим обязанностям.

 

Упражнение 62

Публичное право - совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, совокупный (публичный) интерес, в отличие от отраслей, призванных охранять частный интерес (частное право).

 

Публичные отрасли права Частные отрасли права
  • международное
  • конституционное
  • административное
  • финансовое
  • уголовное и др.
· гражданское · семейное · трудовое · земельное и др.

 

Упражнение 63

Источники права по их значимости или юридической силе:

1. Конституция РФ

2. Международно-правовые акты* (обратите внимание, вообще-то в Конституции прописан приоритет норм международного права над национальным, но только в той части, когда источник этого права ратифицирован РФ, так что я бы вообще предложила давать международно-правовые акты отдельно как входящие в систему национальных источников права неполноценно)

3. Федеральные Конституционные законы

4. Федеральные законы

5. Законы субъектов РФ

6. Указы Президента

7. Постановления Правительства

8. Нормативные акты министерств и ведомств

 

Основные правовые семьи мира:

· Романо-германская (континентальная) правовая семья

· Англосаксонская правовая семья (общего права)

· Религиозно-традиционные правовые семьи

o Еврейское право

o Каноническое (церковное) право

o Мусульманское право

o Индусское право

o Китайское право

o Япония

· Социалистическая правовая семья

Выполняем задания формата ЕГЭ (стр. 175):

1 – 2

2 – 2

3 – 1

4 – 2

5 – 3

6 – 4

7 – 2

8 – 1, 3, 5

9 – 821639