ПЛАН-КОНСПЕКТ
Занятие №8
Предпосылки возникновения гражданского общества
Экономические предпосылки | Частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция |
Социальные предпосылки | Большой удельный вес среднего класса в обществе |
Политико-правовые | Юридическое равенство граждан, обеспечение прав и их защита, децентрализация власти, политический плюрализм. |
Культурные предпосылки | Обеспечение прав человека на информацию, высокий образовательный уровень населения, свобода слова и совести. |
Выполняем задания формата ЕГЭ (стр. 145)
1 – 3 6 – 4
2 – 2 7 – 3
3 – 3 8 – 1
4 – 4 9 – 1
5 – 2 10 – 1
11 – 2
Часть 1. Социальные группы и социальная структура общества. Социальная стратификация. Молодежь как социальная группа.
Часть 2. Законотворческий процесс. Гражданство. Военная служба.
Общий результат:
· учащиеся могут объяснить своими словами, что такое социальные группы и общности и привести примеры;
· знают виды социальной мобильности и могут привести минимум два примера на каждый вид;
· написали срезовый тест для проверки знаний по изученным ранее темам;
· могут в общих чертах рассказать о законотворческом процессе;
· могут своими словами объяснить, что такое гражданство и назвать хотя бы два основания его приобретения;
· в общих чертах знают особенности прохождения военной службы в РФ.
План занятия | Примерное время | Упражнения и тесты |
Оргмомент. Постановка целей занятия | 3 - 5 мин | |
Обсуждение новостей | 10 – 15 мин | Рекомендую попробовать разные варианты обсуждения новостей и выбрать наиболее эффективный для вашей группы. |
Проверка домашнего задания | 10-15 мин | |
Социальные группы и общности | 10 мин 10 мин | Ваше объяснение, запись основных моментов в тетрадь. Работу над упражнением 56 (классификация социальных групп) рекомендую проводить в два этапа: сначала вывести основная классификации и сущность каждого вида, а потом дать ребятам несколько минут на самостоятельный анализ приведенного ниже текста и поиск в нем примеров на каждый вид группы. |
Стратификация, мобильность, каналы соц.мобильности | 10 мин 3 мин 5 мин | Обязательно записать определения вертикальной (восходящей и нисходящей) и горизонтальной мобильности, заранее придумать яркие примеры. Упр. 57 – в парах или индивидуально, потом проверяем Стр. 153 – над каждым из рисуночков подписываем название соответствующего канала + дописываем те, что приведены в указаниях к занятию |
Исторические типы | 7 мин | Стр. 153 – при заполнении таблицы вам (вашим ученикам) наверняка потребуется историческая справка. Обратите внимание, что в таблице пропущено рабство – имеет смысл дописать его отдельно (как первую стратификационную систему). |
Молодежь | 7 мин | Ваше объяснение, обсуждение, вопросы ребят |
Задания формата ЕГЭ | 3 мин | Стр. 155 |
Перерыв (7 мин) | ||
Написание срезового теста №2 | 30-35 мин | Ученики садятся по одному (по возможности), убирают все со столов (пользоваться ничем нельзя) и в полной тишине пишут работу. |
Перерыв (8 мин) | ||
Законотворческий процесс | 7-10 мин | Стадии (стр. 158) – в парах или по командам |
Гражданство | 7 – 10 мин 10 мин | Ваше объяснение, запись основных моментов. Викторина «Как ты знаешь свой паспорт», проверять можно по настоящему паспорту, наверняка у кого-то из ребят он с собой (можете использовать свой) |
Военная служба | 10 мин | Совместное заполнение таблицы и ответы на вопросы после нее – имейте в виду, ребята, скорее всего, почти ничего не знают на эту тему, так что от вас требуется особенно тщательная подготовка, возможно, раздатка. |
Готовимся к части С | 20 мин | Анализ написанного эссе, учет ошибок, написание новой работы ПРЯМО в классе, с вашей помощью (поскольку 20 мин для этого мало, вам важно быть динамичным, поэтому заготовьте приблизительный текст, идеи, формулировки ЗАРАНЕЕ!!!) |
Домашнее задание | 5 мин | Упр. 57; часть С на стр. 156 (письменно); задание С6 на стр.164. |
Подведение итогов занятия. | 5 мин | Заранее продумайте, как именно!!! |