Часть 2.

 

Начать рассмотрение темы «власть» рекомендуется с описания сути самого явления. Можно в форме диалога подвести ребят к определению власти. Например, «Вам хочется в выходные погулять допоздна, а родители заставляют вас прийти домой пораньше и делать уроки…. Вы их слушаетесь, а почему?» или «Учитель объявляет, что сегодня на уроке вы будете писать контрольную работу. Вам очень этого не хочется, но вы все равно выполняете данную контрольную работу. Почему?» Любые ответы детей нужно направлять на выявление сути власти, таким образом они не только поймут, что подразумевает под собой власть в широком смысле этого слова, но и запомнят, что власть – понятие не только политическое, но и социально-психологическое.

Стержневым, ведущим понятием политической науки является понятие власти. Власть выступает главной целью политической деятельности, да и сами политические отношения в обществе можно с полным правом назвать властными отношениями.

Заполнение таблицы на стр. 21:

 

Власть-влияние – это способность властвующего воздействовать на поведение подвластных желаемым для него (властвующего) образом.

Власть-авторитет – это отношение, выражающее добровольное согласие подвластного подчиняться приказам и постановлениям властвующего.

Власть-принуждение - это влияние, характеризующееся высоким уровнем давления властвующего на подвластных с помощью применения силы. Обратите внимание! Это слово в схеме отсутствует, предложите детям самостоятельно вывести его.

Власть-могущество – это способность использовать все виды влияния для воздействия на поведение подвластных.

Упражнение 5 – обязательно, оно ключевое. Делают самостоятельно в течение 1-2 минут, потом проверяем. Должны получиться следующие пары:

Директор – Преподаватель;

Преподаватель – ученики;

Сотрудник таможни – турист;

Грабитель - старушка с бриллиантовым колье;

Популярный артист – преданные фанатки

 

Любая власть предполагает неравенство в отношениях между властвующими, или субъектами власти, и подвластными, или объектами власти.

К источникам власти относятся: авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, тайна, интерес и проч.

К ресурсам власти относятся: принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, страх, традиции и проч.

Упражнение 6 – разделиться на 2 группы, 5-7 минут на подготовку, потом – дебаты. В результате выполнения этого упражнения выводим функции власти:

Господство

Руководство

Регуляция

Контроль

Управление

Координация

Организация

Мобилизация

После рассмотрения источников и ресурсов власти детям необходимо привести примеры, иллюстрирующие каждый из источников власти и каждый из ресурсов власти. Допускается выполнение данного упражнения в устной форме.

Табличка на стр. 23:

Вид власти Линии сравнения Примеры
Общие черты Черты различия
Власть в общем смысле   Сущность власти: способность одного человека или группы навязывать свою волю другим людям или группам     Источники: родственные отношения, авторитет, харизма и т.п. Ресурсы: убеждение, поощрение, традиции и т.п. Родительская власть; власть учителя в школе; власть руководителя предприятия; власть лидера коллектива и т.п.
Политическая власть   Источники: закон Ресурсы: право, принуждение, насилие Законодательная, исполнительная, судебная ветви власти; федеральная, региональная, местная власти и т.п.

Особенности политической власти:

1) Носит публичный характер

2) Наличие центра принятия важнейших решений (как правило, это государство)

3) Обязательность выполнения принятых решений для всех граждан

4) Законное использование силы

5) Многообразие ресурсов

Табличка на стр. 24: