Часть 1

ПЛАН-КОНСПЕКТ

 

План занятия Примерное время Упражнения и тесты
Оргмомент. Знакомство с группой. Постановка целей занятия 15-20 мин Любое упражнение на знакомство, продумайте его заранее!!! Возможно, вам поможет подборка игр, которую я поместила на стр. 8 этой методички  
Цели полугодия. Знакомство с учебными пособиями, запись правил работы в группе и нужного оборудования для занятий. 5-10 мин Учебные пособия – необходимо очень четко ориентироваться в содержании (не забудьте про приложение!!!), чтобы быстро объяснить детям, чем же мы будем заниматься в течение семестра и года
Рассмотрение целикового варианта ЕГЭ, обсуждение 10-15 мин Стр. 255 – целиковый вариант ЕГЭ приведен в качестве образца в занятии 15. Обратите внимание – там есть ответы!!!
Часть 1. Общество, его признаки. 25-30 мин  
Упражнение 1. Упражнение 2. 5 мин 5 мин По командам Голосование
Задания формата ЕГЭ стр. 18-20 10 мин Наиболее эффективную форму работы с заданиями данного блока вы, как преподаватель, выбираете конкретно под свою группу, однако для первого раза рекомендуем коллективное выполнение данных заданий (если успеваете не все, остальное можно дать на дом).
Перерыв (15 мин)
Часть 2. Понятие власти Политическая vs государственная власть 20 мин Обсуждение, заполнение таблиц   Командная игра
Политическая система 10-15 мин  
Задания формата ЕГЭ стр. 30-31 5-10 мин Самостоятельно, потом проверка
Ознакомление с частью С на примере заданий С1 – С4 (политика) 20-25 мин Разбирается вместе с преподавателем, сформулированные детьми ответы записываются ими в отдельную тетрадь для работ части С. Обсуждение критериев оценивания.
Подведение итогов занятия. 5 мин Заранее продумайте, как именно!!!
Домашнее задание 5 мин Упр. 3, материалы в конце файла + любые материалы на ваш выбор.

 

Рекомендации по проведению занятия

При рассмотрении понятия «общество» необходимо изначально спросить детей, как они понимают, что это такое. Если группа небольшая и позволяет время, можно раздать каждому листочек и попросить написать свое понимание общества, каким бы простым и «неправильным», по словам ребенка, оно ни было; затем листочки собрать, зачитать каждый вариант и обсудить его правильность.

 

При рассмотрении общества в узком смысле этого слова, необходимо попросить детей привести примеры каждого из рассмотренных пониманий общества:

  • Исторический этап в развитии человечества: рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество;
  • Отдельное конкретное общество страны, государства, региона: французское общество, современное российское общество и проч.;
  • Круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения: общество нумизматов, общество любителей русской словесности.

Вопросы для обсуждения: Может ли понятие общества применяться к животному миру? Нет, не может, т.к. животные не наделены сознанием и речью, а без этого невозможно существование общества. Да и в самом понятии уже заключено ограничение: общество – это совокупность людей.

Можно ли назвать пассажиров автобуса/поезда обществом? Нет, т.к. между ними нет тесной связи, общих целей и, главное, взаимодействия. Кроме того, данные объединения людей неустойчивы и кратковременны.

 

Признаки общества как системы:

  1. Можно ли сказать, что общество, в котором мы живём в данный момент точно такое же, как было тысячу лет назад? В прошлом году? Вчера? Динамичность
  2. Благодаря кому происходят изменения в жизни общества - благодаря членам общества (отдельным личностям и социальным группам) или же потусторонним силам? Саморазвитие + самодостаточность
  3. Является ли приведенная выше классификация общественных отношений уникальной? Можно ли описать общество одной схемой? Сложная структура
  4. Знаем ли мы, чем закончится история общества? Незавершенность развития

Можем ли мы точно предсказать, каким будет общество через тысячу лет? Завтра? Непредсказуемость развития

Сколько существует вариантов того, каким будет общество, например, через сто лет? Альтернативность развития

 

1) Динамичность – постоянное развитие, изменчивость и движение в различных направлениях;

2) Сложная структура – большое разнообразие различных социальных структур, систем и подсистем, а также связей и отношений между ними

3) Саморазвитие – способность, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность

4) Самодостаточность – способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования

5) Незавершенность, непредсказуемость и альтернативность развития – невозможность точного прогноза и расчета дальнейшего развития общества

 

При выполнении данного задания вы можете предложить детям иные выделяемые в литературе признаки общества, пояснив, что единого четкого перечня нет. Вообще данную концепцию (об отсутствии единых определений, перечней и о возможности различных формулировок того или иного явления) следует внушать ученикам как можно чаще, т.к. обществознание – предмет социально-гуманитарный, а значит, множественность точек зрения, трактовок и формулировок в нем естественна и нормальна.

 

Таблица, которая поможет вам при заполнении схемы на стр. 13

 

Сфера общественной жизни Деятельность людей и отношения между ними Учреждения, организации, представляющие данную сферу
Экономическая Производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и соответствующие отношения Заводы, фирмы, биржи, банки
Социальная Отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами  
Политическая Властные отношения, отношения государства и общества Государственные органы, политические партии, общественные организации
Духовная Отношения, возникающие в процессе создания, сохранения, распространения и потребления духовных ценностей Школы, вузы, церкви, учреждения культуры

Упражнение 1.

Необходимо акцентировать внимание детей на том, что общество и природа влияют друг на друга взаимно, что это влияние не может быть односторонним.

Затем разделить детей на 2 команды и предложить найти плюсы и минусы во влиянии природы на общество и общества на природу.

Упражнение 2.

Имеется существенное различие между понятиями «социальное изменение» и «социальное развитие»: понятие «социальное изменение» фиксирует факт перемены безотносительно к ее направленности. Понятие «социальное развитие применяется для обозначения процессов совершенствования, улучшения, усложнения, движения вперед. Оно не только фиксирует сам факт социального изменения, но и содержит некоторую оценку этого изменения, характеризует его направленность.

Дать детям несколько минут на самостоятельное осмысление этого вопроса, а потом провести голосование: кто считает, что данные понятия тождественны; кто считает, что это различные понятия. Выслушать точки зрения и аргументы, обсудить.

 

Упражнение 3.

1) Какие сферы жизни общества выделяет автор? Чем предложенная им классификация отличается от общепринятой? В чем их сходство?

1 – сфера материального производства (т.е. экономическая по общепринятой классификации);

2 – сфера теоретической деятельности;

3 – сфера деятельности людей по ценностному освоению действительности; (сферы 2 и3 составляют духовную сферу по общепринятой классификации)

4 – сфера управления общественными процессами (т.е. политическая по общепринятой классификации);

5 – собственно социальная сфера.

2) С какими особенностями социально-гуманитарного знания связано существование различных подходов к классификации сфер жизни общества?

Возможность различного толкования; множественность подходов и точек зрения; отсутствие количественных показателей, формул и расчетов.

3) Автор утверждает, что «сфера управления несет ответственность за эффективность функционирования всего общественного организма». Опираясь на знания обществоведческого курса, обоснуйте справедливость данного утверждения.

Только четкое грамотное управление обеспечивает нормальное функционирование, т.е. выполнение социальных норм, закономерного развития всех сфер общественной жизни. Проблемы в управлении неизбежно повлекут за собой проблемы во всех сферах жизни общества.

Выполняем задания формата ЕГЭ стр. 18-20

1 – 3 8 – 3

2 – 1 9 – 2

3 – 4 10 – 3

4 – 1 11 – 1

5 – 2 12 – 4

6 – 4 13 – 1

7 – 2