РУКОВОДСТВО ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППОЙ

Важную роль в групповой коррекции играет поведение психолога, которое в значительной степени определяется его теоретической ориентацией. Но в целом его позиция может быть охарактеризована как директивная и недирективная.

Основные задачи группового психолога

· Побуждение членов группы к проявлению отношений, установок поведения, эмоциональных реакций и их обсуждению и анализу, а также разбору предложенных тем.

· Создание в группе условий для полного раскрытия клиентами своих проблем и эмоций в атмосфере взаимного принятия, безопасности, поддержки и защиты.

· Разработка и поддержание в группе определенных норм, гибкость в выборе директивных и недирективных техник воздействия.

Средства воздействия, используемые групповым психологом, можно условно разделить на два вида: 1) вербальные и 2) невербальные. К вербальным относятся:

· структурирование хода занятий (одна из важнейших функций психолога). Это все высказывания, которые определяют ход программы занятия. Например: "О чем вы сегодня хотели бы говорить?"; "Чья сегодня очередь рассказывать о себе?"; "Тема сегодняшнего нашего разговора такая-то и такая-то". Высказывания направлены на ограничение непродуктивной активности группы: "Не отвлеклись ли мы от темы?"; "Вы это сказали в связи с тем-то и с тем-то" и т.д.

· сбор информации. Психолог использует свои вопросы о разных параметрах субъективной модальности или повторяет вопросы других участников группы;

· интерпретация как самый распространенный и неоднозначный прием словесного воздействия. Она может относиться как к прошлому, так и к актуальному настоящему клиента. Это могут быть приемы отражения эмоций клиента, конфронтация с ним, собственно интерпретация как

323 постановка гипотез о причинах и следствиях поведения клиентов;

· убеждение и переубеждение, которые совершаются непосредственно и опосредованно;

· предоставление информации;

· постановка заданий, которые должны выполнять клиенты. В данном случае речь идет не столько об активности психолога, сколько о стимуляции членов группы к определенному виду активности.

Высказывания психолога определяют отношения в группе в трудных ситуациях, к числу которых можно отнести следующие:

Агрессивный клиент в группе. Эффективным может быть прием обсуждения его проблематики, если клиент сидит спиною к группе вне круга. Психолог обсуждает эту ситуацию как этическую и психологическую задачу.

Клиент, стремящийся к доминированию и соперничеству с психологом. Эффективным может быть прием попеременного игнорирования некоррекционных высказываний, поведения клиента и неожиданного обсуждения их.

Наличие в группе пассивных клиентов. В этой группе обычным бывает длительное молчание. Молчание может быть использовано как способ демонстрации клиентам роли их собственной активности в групповой психокоррекции, стремление помочь осознать свою ответственность за протекание групповых процессов. Затянувшееся молчание приводит к падению напряжения, которое оно создает вначале и снижению мотивации участия в групповой психокоррекции.

Нежелание клиента говорить о себе. Психологу необходимо в этом случае стимулировать обсуждение в группе целей и задач групповой психокоррекции и защитных установок.

Объединение отдельных клиентов в подгруппы - форма отказа от групповой работы. Эти факты психолог использует как материал для обсуждения в группе. Эти трудности уменьшаются по мере развития группы, когда активность психолога уменьшается и переходит к клиентам. Задачей психолога является ориентирование активности группы, ее стимулирование.

В принципе психолог, с одной стороны, эмоционально принимает каждого отдельного клиента, с другой - предъявляет группе определенные требования. Из этого следует, что необходим постоянный контроль над соотношением сплоченности и напряженности в группе. Кроме того, поведение

психолога должно являться своего рода моделью, образцом поведения в групповой ситуации. Внимательно слушая, обращая внимание на одно, игнорируя другое, психолог способствует созданию условий для появления изменений сознания и самосознания клиентов.

К невербальным средствам относятся: мимика, пантомимика, жестикуляция, интонация, проксемика.

Работа под наблюдением супервизора

Работа под наблюдением супервизора позволяет обратить внимание на ригидные способы решения некоторых групповых проблем психологом, обсудить тактику поведения в некоторых уникальных ситуациях, которые возникают в группе. Обсуждение происходящих процессов в группе аналогично обсуждению на предыдущем этапе. Также целесообразно выбрать 2-3 основные темы, доминировавшие за период наблюдения, отметить переходы от темы к теме, определить основных инициаторов этих переходов, вмешательство психолога, сфокусировать внимание на его чувствах к основным инициаторам смены тем. Обсуждаются также другие способы воздействия на процесс в этих узловых пунктах. В случае удаления от материала обсуждения целесообразно выявить основные эмоции, приводящие к такому уходу, проанализировать характер взаимоотношения супервизора и психолога. Попытаться провести аналогию между ним и отношением к кому-либо из участников группы, тем самым еще раз акцентировать ту психологическую проблему психолога, которая не позволяет использовать некоторые средства воздействия.

Поведение группового руководителя, стиль его общения, манера реагирования играют важную роль в процессе психокоррекции.

Систематизация возможных типов поведения групповых руководителей осуществляется на основе роли, ориентации, коррекционного стиля.

И. Ялом(1975) выделяет две основные роли группового руководителя:

1. Технический эксперт.

2. Эталонный участник.

Выступая в качестве эксперта, психолог планомерно и целенаправленно использует свои знания, профессиональные навыки для достижения коррекционных целей и в нужный момент применяет соответствующие методы.

В качестве эталонного участника он может преследовать двоякую цель: либо демонстрировать желательные образцы поведения, например модель открытого выражения чувств и разумной сдержанности в проявлении эмоции; либо ускорять процесс социального научения путем децентрализации своего положения в группе, что ускоряет достижение группой независимости и сплоченности.

С. Кратохвил(1978) описывает пять основных ролей группового руководителя.

1. Лидер. В этой роли психолог открыто проявляет свою власть, оказывая постоянное воздействие на членов группы. Он побуждает их, оберегает, поддерживает, критикует и т.д. В руководимой таким способом группе клиенты часто обращаются к психологу за указанием, поддержкой, советом и сильно от него зависят.

Особое внимание активной роли психолога уделяет школа трансактного анализа. Представители этой школы считают группу, в которой психолог отказывается от руководства (становится как бы одним из членов группы) не психокоррекционной, а встречей милых друзей. Активная руководящая роль психолога находит свое применение также во время работы в психодраме и гештальттерапии.

2. Аналитик. В группах психоаналитических ориентации психолог должен быть в распоряжении клиентов для осуществления ими переноса на него инфантильных чувств к отцу и матери. Поэтому он должен представлять собой нечто вроде неисписанного белого листа. Он ведет себя абсолютно индифферентно, пассивно, никак себя не проявляет, не дает советов, никого не осуждает, не выражает никаких чувств и оценок. Внешне он как бы пускает все на самотек, предоставляет членам группы возможность свободно ассоциировать и свободно проявлять свои интеракции. Вскоре группа сама поймет, что обсуждать полезно, а что - пустая трата времени. Психолог постепенно начинает интерпретировать поведение, поступки клиентов, чтобы открыть их подсознательные мотивы. В дальнейшем группа сама начинает принимать участие в толкованиях и суждениях.

3. Комментатор. В этой роли психолог не руководит группой и не направляет ее деятельность. Время от времени он обобщает и комментирует все, что произошло в

группе. Он целиком нацелен на групповой процесс и служит группе своеобразным зеркалом. Поэтому роль комментатора имеет особое значение в группах, ориентированных на интеракцию.

326 Свои комментарии психолог преподносит как бы не от себя лично, а в виде резюмированного описания деятельности группы, без выражения собственных чувств и оценочных суждений. Безличностный характер комментариев и отсутствие указаний часто вызывают агрессивную реакцию группы, недовольство таким поведением руководителя. Повторными комментариями руководитель все же направит внимание клиентов в определенном направлении и в дальнейшем в группе поймут, что происходит.

4. Эксперт. Руководитель не принимает активного участия в работе группы, о своих чувствах не говорит, но иногда советует, что следовало бы сделать, подсказывает содержание того или иного мероприятия, либо в удобную минуту пользуется каким-нибудь приемом, например предлагает сыграть психодраматическую сцену или бессловесно выразить собственное чувство. Он координирует обсуждение. Если кто-то не может проявить себя или даже получить слово, он вынуждает группу дать возможность этому человеку высказаться. Эксперт не навязывает определенных решений, собственного мнения, но и не отказывается содействовать. Своими замечаниями он помогает группе подойти к какому-нибудь вопросу с разных сторон. Он не фрустрирует группу, не держит ее в напряжении из-за недостатка информации. Он объясняет все, что клиенты не знают, и обучает тому, чего они не умеют.

5. Аутентичная личность. Руководитель ведет себя как один из членов группы, выражает свои подлинные чувства. Он становится моделью для подражания, делает абсолютно все вместе со своей группой, без колебаний делится своими личными проблемами. Благодаря аутентичному поведению и являясь примером для других, руководитель помогает создать группе необходимые нормы. Вопрос об аутентичности руководителя является спорным.

Подробно останавливаясь на этом вопросе, С. Кратохвил вводит определенные ограничения аутентичности, связывая их с личностными качествами тренера, с целями группы и с сиюминутными потребностями группы:

1. Ограничения, связанные с личными качествами руководителя. Искренность психолога предполагает наличие у него таких качеств, как сочувствие, теплота, мягкость. Если же психолог будет искренне проявлять свою раздражительность, упрямство и другие негативные качества, то ему лучше отказаться от роли аутентичной личности и выбрать для себя другую роль. Это, конечно, не значит, что психолог не

327 имеет право проявлять агрессию, упрямство и недовольство. Однако в целом, клиент должен чувствовать, что руководитель добрый человек, который его любит.

2. Ограничения, связанные с целями группы. Чрезмерная откровенность психолога может привести к тому, что группа начнет обсуждать его личные проблемы. Это также не входит в задачу групповой психокоррекции. Аутентичность психолога должна быть избирательной. Хотя психолог и выражает искренне свои чувства, но не касается своих внутренних проблем. Нецелесообразно, чтобы психолог подробно знакомил группу со своей биографией.

3. Ограничения, связанные с сиюминутными потребностями группы. Иногда аутентичное поведение психолога может прийти в противоречие с тем, что в данный момент наиболее желательно с коррекционной точки зрения. Например, психолог, как и другие участники группы, чувствует антипатию к девианту, но при этом осознает, что выражением своих подлинных чувств он только ухудшает положение девианта, усиливает его сопротивление и способствует уходу его из группы. Поэтому психолог заступается за него, предоставляя частичную поддержку, чтобы хоть как-то уравновесить отрицательное отношение к нему всей группы.

Наблюдения за работой групповых руководителей позволили исследователям классифицировать стили руководства группой и выделить четыре основных стиля:

1. Эмоциональная стимуляция.

2. Опека.

3. Познавательная ориентация.

4. Исполнительная функция.

Эмоциональная стимуляция. Руководитель группы стимулирует проявление различных чувств, конфронтацию отдельных членов группы. Он участвует в происходящем как равноправный член группы: возбуждает остальных, проявляет нетерпение, раздражительность или теплоту и любовь. Его поведение говорит: "Посмотрите на меня и делайте, как я".

Опека. Руководитель поддерживает членов группы заботой и вниманием, обеспечивает эмоциональную поддержку. Он открыто выражает теплоту, вступает в специфические личные отношения с отдельными участниками группы.

Познавательная ориентация. Руководитель вербализует чувства, которые испытывает клиент, объясняет смысл поведения конкретного человека или всей группы, интерпретирует

переживания. Руководитель переводит чувства и поведение на обыкновенный язык.

Исполнительная функция. Руководитель группы устанавливает правила, определяет нормы, направляет деятельность, следит за временем, расспрашивает, предлагает, советует, решает. Он действует как режиссер, который по необходимости останавливает действие и сосредоточивает внимание на определенном поведении члена группы или всей группы. Руководитель держит группу в полном повиновении и использует собственное положение для достижения целей.

В связи с тем что стили поведения у разных тренеров по-разному комбинируются, в разной степени проявляются, исследователи создали следующую типологию руководителей групп:

Опекуны заботятся о клиентах, обеспечивают познавательную ориентацию, советуют, как себя изменить.

Стимуляторы осуществляют высокий уровень эмоционального стимулирования и средний или высокий уровень исполнительной функции.

Социальные инженеры ориентированы на группу и занимаются отношением членов группы к ней самой, в своем поведении мало индивидуальны, проявляют умеренный уровень заботы и поддержки, интересуются скорее группой, чем индивидом.

Личностно-нейтральные руководители - постоянно сохраняют дистанцию, возбуждают агрессивным способом, эмоциональное стимулирование средней силы, слабая забота.

Либеральные руководители - преобладает познавательная ориентация, достаточно низкий уровень проявления остальных трех стилей.

Командиры - высшая степень проявления исполнительной функции, авторитарность, частое использование различных упражнений.

Описанные типы руководителей групп приведены в порядке их эффективности для коррекционной работы. Первые три типа считаются эффективными, последние три -малоэффективными.

Иногда руководитель группы постоянно придерживается выбранной им роли, иногда он меняет ее в процессе эволюции группы, например на начальном этапе руководитель занимает позицию комментатора и аналитика, а в дальнейшем, по мере созревания группы, переходит в позиции эксперта или аутентичной личности.

329 Ко-тренеры

Часто группой руководят два тренера. В некоторых случаях в роли ко-тренера выступает начинающий психолог, приобретающий опыт руководства группой, в других случаях профессиональный уровень тренера и ко-тренера одинаков. Для тренера присутствие коллеги дает прежде всего возможность получить обратную связь

относительно своего поведения в группе. Предпочтительнее, чтобы один из руководителей был мужчина, другой - женщина. В аналитически-ориентированных группах они служат мишенями для переноса чувств к родителям.

Один психолог может выступать более авторитарно, другой - больше заниматься опекунскими делами. Один повышает, а другой - понижает групповое напряжение и т.д.

Работа тренеров в паре вызывает ряд вопросов: "Должны ли руководители группы быть всегда в согласии друг с другом или они могут выражать разные взгляды?"; "Должны ли они утаивать от группы реальный конфликт, который может возникнуть между ними, или обсудить его публично на одной из встреч?" и др.

Если они выбрали позицию аутентичных личностей, то они должны выражать взаимную неудовлетворенность и несогласие. Если кто-то из них признает свою ошибку или заблуждение, то такая откровенность может стать моделью действительных человеческих отношений. Однако тренеры должны постоянно контролировать свое поведение и не допускать, чтобы их соперничество использовалось членами группы в некоррекционных целях.

Типичные ошибки руководителя группы

· Опасная тенденция использования ведущим членов группы в собственных интересах (достичь популярности, утвердить авторитет и т.д.).

· Стремление достичь своих скрытых и невысказываемых целей. Даже небольшой налет этой тенденции чувствуется группой, ослабляет и разрушает ее доверие к ведущему. Все собственные цели ведущего должны быть четко высказаны группе.

· Ориентация лишь на одну стратегию или на один метод может послужить основанием для недоверия группы к ведущему.

· Отягощенность собственными большими переживаниями, на основе чего может возникнуть потребность центрировать группу на себя.

· Непринятие личного эмоционального участия в группе. В группе может и не возникнуть важный для ее развития оптимальный эмоциональный настрой, а взамен этого будет продуцироваться крайне нежелательная эмоциональная отчужденность, психологическая закрепощенность и закрытость участников.

331 Этические требования к руководителю коррекционной группы

Наиболее важным в этой проблеме являются вопросы, касающиеся руководителей группы, психолога и вопросы внутригрупповой этики. Обоснованное требование, которое должно предъявляться к психологу, - это уровень его профессиональной подготовки. Некоторые полагают, что групповую психокоррекцию может проводить любой дипломированный психолог. Это глубокое заблуждение, порожденное незнанием прежде всего механизмов воздействия групповой психокоррекции. Подготовка компетентных специалистов к групповой психокоррекции - дело довольно сложное, трудоемкое и должно включать в себя как минимум три стадии обучения:

1. Обучение коррекционным основам и техникам групповой психокоррекции.

2. Стажировка в группе, которой руководит опытный специалист.

3. Личное участие в групповом процессе.

Теоретические основы и основные формы групповой психокоррекции осваиваются при первичной специализации, но этого бывает недостаточно. Оптимальным вариантом является работа в паре с опытным психокорректором. Роль лидера всегда играет более подготовленный специалист, но иногда полезно в процессе занятий передавать эту роль стажеру, чтобы тот мог взять на себя ответственность, а главное - почувствовать группу,

В последующем руководство группой можно временно возложить на стажера и при условии присутствия, наблюдения и поддержки профессионала.

Очень важное значение имеет приобретение психологом личного опыта как члена группы. Хорошим полигоном для этого является группа тренинга. Руководители в такой группе

могут назначаться по очереди, остальные выполняют роль участников. Участники Т-группы в таких случаях приобретают понимание не только того, как чувствует себя руководитель группы, но и того, как чувствуют себя участники, переживающие трудности фрустрации, межличностных отношений, самораскрытия. Внутригрупповая этика включает в себя круг вопросов, наиболее важными из которых являются: согласие или несогласие участвовать в групповом процессе, свобода выбора участия в тех или иных действиях группы, профилактика психических травм.

Первый вопрос. Профессиональные руководители групп должны ограничиваться скромной рекламой и открыто говорить о границах своей компетенции и возможностей. В то же время информация о целях, методах, продолжительности, принципов групповой психокоррекции - наоборот, должна быть наиболее полной. Это позволяет клиенту правильно решать вопрос о том, участвовать ему в этом виде работы или нет.

Второй вопрос касается более интимных механизмов группового процесса. Поэтому каждый участник имеет право не участвовать в тех или иных действиях или ситуациях при работе группы. При этом ни руководитель группы, ни сама группа не должны оказывать на такого участника чрезмерного давления, а тем более понуждать его к искренности и самораскрытию.

Третий вопрос тесно связан со вторым. Имеет значение также продуманный отбор отдельных членов при формировании группы.

И, наконец, обязательным для всей группы в целом является соблюдение конфиденциальности. Все, что обсуждается в группе, не должно выходить за ее пределы. В противном случае групповой процесс может прерваться.

Требования, которые должен соблюдать руководитель коррекционной группы

· Иметь четкое представление о типе создаваемой группы, ее целях и задачах.

· Владеть диагностическими средствами отбора членов группы.

· Не включать в группу людей, склонных к психическим заболеваниям или находящихся в глубокой депрессии.

· Предупреждать будущих членов группы о тех эмоциональных нагрузках, которые они могут испытывать.

· Доводить до сведения участников группы основополагающие правила, которыми должна руководствоваться группа в своей деятельности.

· Избегать таких форм работы в группе, для выполнения которых у ее участников недостаточно подготовки и опыта.

· Уяснить в самом начале работы группы, на чем будет концентрироваться ее внимание.

· Защищать право членов группы решать, какой материал предоставлять в группу, в каких видах деятельности участвовать. Быть чувствительным к любой форме группового давления, к попыткам принизить достоинство отдельного человека. Такое поведение членов группы руководитель обязан блокировать.

· Логически обосновывать для себя необходимость использования того или иного приема. Быть компетентным в своих действиях.

· Создать свой неповторимый стиль, основанный на теоретических положениях и максимальной реализации собственного личностного потенциала. Использовать в практике группового обучения новейшие достижения в этой области.

· Не пользоваться возможностью "идеализации" себя со стороны отдельных членов группы и не манипулировать участниками обучения в своих интересах.

· Подчеркивать важность принципа конфиденциальности относительно личностного материала, принадлежащего членам группы.

· Избегать навязывания своих ценностей и убеждений участникам группы. Уважать их способность самостоятельно размышлять и приходить к определенным выводам на основании информации, получаемой в группе. Блокировать маскируемые желанием помочь попытки членов группы навязывать свою волю другим.

· Быть внимательным к появлению у отдельных членов группы признаков психического истощения. Это возможно устранить предоставлением отдыха всем членам группы, так как у других переутомление может быть менее заметным. Если же по ходу занятий обнаружатся болезненные симптомы в поведении, то таких людей необходимо в исключительно тактичной (не травмирующей психику) форме отстранить от занятий.

· Подготавливать участников группы к тому, что со стороны окружающих возможна отрицательная реакция на

333 попытки реализовать групповые нормы в повседневной жизни. Проблемы, которые могут возникнуть, лучше всего обсуждать в группе, рассмотрев способы и пути их решения. Такого рода исследования проводятся в группе до завершения ее работы. Необходимо разъяснить участникам группы, что данная группа есть своеобразная учебная лаборатория самопознания, что нормы ее функционирования, несмотря на всю их гуманность, в жизни необходимо применять очень осторожно.

· Планировать дополнительные (после завершения работы группы) встречи, с тем чтобы участники могли обсудить свои успехи, а также для того, чтобы руководитель мог оценить эффективность группы как инструмента изменений (перемен) в человеке.

· Необходимо продолжать индивидуальную работу с теми ее членами, которые после завершения основной работы группы чувствуют в этом необходимость.

Глава 3. ВИДЫ КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУПП