Темы для докладов

Особенности производства и распределения общественных благ в рыночной экономике

 

Рыночная экономика ориентирована на производство частных благ. Потребление данных благ одним человеком делает невозможным одновременное их потребление другими людьми. Однако в обществе помимо частных благ каждый индивид потребляет общественные блага одновременно с другими субъектами рынка. Общественные блага характеризуются свойствами не избирательности (т.е. потребление их одним человеком не уменьшает доступности к благам других лиц) и не исключаемости в потреблении (т.е. никому нельзя запретить пользоваться этим благом). Например, освещение улиц предполагает равный доступ к этому благу всех жителей города.

общественные блага делятся на чистые и смешанные. Чисто общественные блага - это национальная оборона, государственное управление, охрана общественного порядка, освещение улиц, работа маяков, радиостанций. Вместе с тем некоторые общественные блага приобретают свойства частных. Например, социальное обслуживание, здравоохранение, образование, музеи, театры. Предложение общественных благ ограничено. В связи с этим возникает проблема определения спроса на них. Сложность решения данной проблемы состоит в том, что потребности в этих благах у людей различны, выявить которые можно в ходе социологических опросов. Однако данные опросов общественного мнения могут быть искажены, поскольку все затраты на производство социальных благ покрываются за счет налогов. Поэтому при ответе на вопрос о полезности и количестве необходимых общественных благ, потребитель зная, что увеличение потребления будет сопровождаться ростом налогов, или занизив предельную выгоду, или скажет, что такое благо ему не нужно.

Поэтому те, кто ответил честно и заплатил все налоги может получить это благо одновременно с теми людьми, которые не уплатили своей доли расходов. Отсюда возникает проблема «безбилетника» или проблема фрирайдера. Решением данной проблемы занимается государство путем опроса общественного мнения и манипулирования налоговыми ставками.

 

1. Влияние экстерналий на производство общественных благ. Теорема Коуза.

2. Роль корректирующих налогов и субсидий в рыночной экономике.

3. Приоритетные направления государственной природоохранной деятельности.

 

Основная литература

 

1. Микроэкономика. Практический подход / Под ред. Грязновой А. Г., Юданова А. Ю. : Учебник., М.: КноРус. – 2009. – 704 с.

2. Носова С. С. Экономическая теория: Учебник., М.: КноРус. – 2010. – 792 с.

3. Сафрончук М. В. Микроэкономика: Учебное пособие., М.: КноРус. – 2009. – 247 с.

4. Тарануха Ю. В., Земляков Д. Н. Микроэкономика: Учебник., М.: КноРус. – 2010. – 320 с.

5. 9.Экономическая теория: кейсы из российской практики. Бакалавриат / Под ред. Думной Н. Н., Эскиндарова М. А.: Учебное пособие., М.: КноРус. – 2009. – 256 с.

Дополнительная литература

1. Ревич Б. К оценке влияния деятельности ТЭК на качество окружающей среды и здоровье населения // Проблемы прогнозирования. – 2010. - № 4.

Задача

 

№ 1.Общество состоит из двух субъектов. Qd1 и Qd2 – объемы общественных благ, на которые предъявляют спрос 1-й и 2-й субъекты. Qs – объем предложения общественных благ. В таблице приведена связь между уровнем цен и объемом спроса каждого субъекта.

 

Цена Qd1 Qd2 Qs

1. Сколько денежных единиц общество готово платить за третью единицу общественного блага?

2. Сколько денежных единиц общество готово платить за пятую единицу общественного блага?

3. Чему равны оптимальная цена и объем общественного блага при данной кривой предложения?

4. Чему был бы равен общий объем спроса при цене 2 ден. ед., если бы товар являлся частным, а не общественным товарам?

 

Контрольные вопросы

 

1. Какова сущность и причины возникновения внешних эффектов?

2. В каких случаях возникают отрицательный и положительный внешние эффекты и каковы их социально-экономические последствия?

3. Почему затраты общества по ликвидации отрицательного внешнего эффекта не включаются в цену продукта?

4. Каким образом рассчитываются общие социальные издержки при отрицательном внешнем эффекте?

5. Каким образом рассчитывается социальная полезность товара при положительном внешнем эффекте?

6. Какова роль корректирующих налогов и субсидий при минимизации внешних эффектов и оптимизации производства товаров?

7. Что относится к общественным товарам и почему их предложение в рыночной экономике ограничено?

 


29. ПРОБЛЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЫБОРА НА РЫНКАХ С АСИММЕТРИЧНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ

 

29. 1 Сущность информационной асимметрии и последствия ее проявления на микроэкономических рынках. Методы измерения риска.

29. 2 Способы минимизации риска в условиях неполной информации.

29. 3 Аукцион как способ ликвидации асимметрии информации.