Темы для докладов
Особенности производства и распределения общественных благ в рыночной экономике
Рыночная экономика ориентирована на производство частных благ. Потребление данных благ одним человеком делает невозможным одновременное их потребление другими людьми. Однако в обществе помимо частных благ каждый индивид потребляет общественные блага одновременно с другими субъектами рынка. Общественные блага характеризуются свойствами не избирательности (т.е. потребление их одним человеком не уменьшает доступности к благам других лиц) и не исключаемости в потреблении (т.е. никому нельзя запретить пользоваться этим благом). Например, освещение улиц предполагает равный доступ к этому благу всех жителей города.
общественные блага делятся на чистые и смешанные. Чисто общественные блага - это национальная оборона, государственное управление, охрана общественного порядка, освещение улиц, работа маяков, радиостанций. Вместе с тем некоторые общественные блага приобретают свойства частных. Например, социальное обслуживание, здравоохранение, образование, музеи, театры. Предложение общественных благ ограничено. В связи с этим возникает проблема определения спроса на них. Сложность решения данной проблемы состоит в том, что потребности в этих благах у людей различны, выявить которые можно в ходе социологических опросов. Однако данные опросов общественного мнения могут быть искажены, поскольку все затраты на производство социальных благ покрываются за счет налогов. Поэтому при ответе на вопрос о полезности и количестве необходимых общественных благ, потребитель зная, что увеличение потребления будет сопровождаться ростом налогов, или занизив предельную выгоду, или скажет, что такое благо ему не нужно.
Поэтому те, кто ответил честно и заплатил все налоги может получить это благо одновременно с теми людьми, которые не уплатили своей доли расходов. Отсюда возникает проблема «безбилетника» или проблема фрирайдера. Решением данной проблемы занимается государство путем опроса общественного мнения и манипулирования налоговыми ставками.
1. Влияние экстерналий на производство общественных благ. Теорема Коуза.
2. Роль корректирующих налогов и субсидий в рыночной экономике.
3. Приоритетные направления государственной природоохранной деятельности.
Основная литература
1. Микроэкономика. Практический подход / Под ред. Грязновой А. Г., Юданова А. Ю. : Учебник., М.: КноРус. – 2009. – 704 с.
2. Носова С. С. Экономическая теория: Учебник., М.: КноРус. – 2010. – 792 с.
3. Сафрончук М. В. Микроэкономика: Учебное пособие., М.: КноРус. – 2009. – 247 с.
4. Тарануха Ю. В., Земляков Д. Н. Микроэкономика: Учебник., М.: КноРус. – 2010. – 320 с.
5. 9.Экономическая теория: кейсы из российской практики. Бакалавриат / Под ред. Думной Н. Н., Эскиндарова М. А.: Учебное пособие., М.: КноРус. – 2009. – 256 с.
Дополнительная литература
1. Ревич Б. К оценке влияния деятельности ТЭК на качество окружающей среды и здоровье населения // Проблемы прогнозирования. – 2010. - № 4.
Задача
№ 1.Общество состоит из двух субъектов. Qd1 и Qd2 – объемы общественных благ, на которые предъявляют спрос 1-й и 2-й субъекты. Qs – объем предложения общественных благ. В таблице приведена связь между уровнем цен и объемом спроса каждого субъекта.
Цена | Qd1 | Qd2 | Qs |
1. Сколько денежных единиц общество готово платить за третью единицу общественного блага?
2. Сколько денежных единиц общество готово платить за пятую единицу общественного блага?
3. Чему равны оптимальная цена и объем общественного блага при данной кривой предложения?
4. Чему был бы равен общий объем спроса при цене 2 ден. ед., если бы товар являлся частным, а не общественным товарам?
Контрольные вопросы
1. Какова сущность и причины возникновения внешних эффектов?
2. В каких случаях возникают отрицательный и положительный внешние эффекты и каковы их социально-экономические последствия?
3. Почему затраты общества по ликвидации отрицательного внешнего эффекта не включаются в цену продукта?
4. Каким образом рассчитываются общие социальные издержки при отрицательном внешнем эффекте?
5. Каким образом рассчитывается социальная полезность товара при положительном внешнем эффекте?
6. Какова роль корректирующих налогов и субсидий при минимизации внешних эффектов и оптимизации производства товаров?
7. Что относится к общественным товарам и почему их предложение в рыночной экономике ограничено?
29. ПРОБЛЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЫБОРА НА РЫНКАХ С АСИММЕТРИЧНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ
29. 1 Сущность информационной асимметрии и последствия ее проявления на микроэкономических рынках. Методы измерения риска.
29. 2 Способы минимизации риска в условиях неполной информации.
29. 3 Аукцион как способ ликвидации асимметрии информации.