Производство продукции с положительным и отрицательным внешними эффектами

 

Поскольку химическое предприятие не тратит средства на утилизацию отходов, его предельные частные издержки меньше предельных социальных издержек. Количество выпускаемой продукции (Q1) устанавливается в точке рыночного равновесия (Е1), когда предложение, равное предельным частным издержкам, тождественно спросу, определяемому предельной общественной полезностью (MSB), т.е. MPC= MSB.

 
 

Если бы удалось заставить предприятие построить очистные сооружения, то возросли бы общие издержки и кривая предложения сдвинулась бы влево вверх. В этом случае т. Е2 являлась бы равновесной при цене Р2 , а объем выпуска сократился бы с Q1 до Q2 . Если же предприятие будет работать по-старому, то потери общества составят площадь фигуры Е1Е2А. (рис. 70)

Рис. 70 Производство с отрицательным внешним эффектом

Отсюда следует вывод, что всегда, когда существует отрицательный внешний эффект, объем производства больше оптимального, т.е. осуществляется перепроизводство. Если данное предприятие обложить корректирующим налогом (налогом Пигу), равным предельным социальным издержкам, то оно вынуждено было бы сократить объем производства до оптимального вследствие роста издержек и цены товара. Это вызовет снижение спроса, а затем и предложения. Сумма собранного налога должна быть достаточной, чтобы провести мероприятия по охране окружающей среды.

 
 

В случае возникновения положительного внешнего эффекта, социальная полезность товара (MSB) определяется как сумма индивидуальной полезности (MSB) и предельной внешней полезности (MEB), т.е. MSB = MPB + MEB. В этом случае ситуация на рынке образовательных услуг представлена на рис. 71.

Рис. 71 Производство с положительным внешним эффектом

Рыночное равновесие устанавливается в т. Е1, когда предельные индивидуальные издержки обучения уравниваются с предельной индивидуальной полезностью. В этом случае обучается Q1 человек. Но общество заинтересовано в увеличении образованных людей, для чего необходимо или снизить плату за обучение или ввести корректирующие субсидии для желающих учиться. Снижение цены обучения увеличит количество обучающихся до Q2 . В этом случае равновесной т. Е2 . Однако низкие цены не покрывают предельных издержек производителей услуги и они вынуждены или прекращать обучение или опять увеличить цены. Субсидия в размере предельной внешней полезности позволит компенсировать дополнительные затраты. Тогда спрос на образовательные услуги увеличится до Q2 и кривая спроса сдвинется вправо, а точкой равновесия будет точка Е3.

Следовательно, при наличии положительного внешнего эффекта, рынок не учитывает его, поэтому данных товаров производится недостаточно, а их цена занижена.

Внешние эффекты, как положительные, так и отрицательные негативно влияют на экономику: «вредные» товары перепроизводятся, а общественно полезных товаров выпускается недостаточно. Данная ситуация характеризует не рациональное распределение ресурсов и благ в экономике. Исправить ситуацию могут корректирующие налоги и субсидии, вводимые государством.