Прибыль как форма вознаграждения за услуги предпринимателя

 

Современные экономисты трактуют прибыль как вознаграждение за функцию предпринимателя, т.е. как доход от фактора предпринимательства. Прибыль формируется как разница между доходами, полученными предприятием от продажи товара, и расходами, которые были осуществлены им в процессе производственной и сбытовой деятельности.

Таким образом, в отличие от заработной платы, процента и ренты, прибыль не является своеобразной равновесной ценой, а выступает в качестве остаточного дохода. В условиях свободной конкуренции, переливы капитала из отрасли в отрасль в поисках более высокого дохода приводят к выравниванию альтернативной ценности различных вариантов капиталовложений. В этой ситуации валовые издержек фирмы будут равны валовой выручке и экономическая прибыль приблизится к нулю. Нормальная прибыль является границей дохода предпринимателя, ниже которой он будет склонен отказаться от своей деятельности и принять более выгодные для него предложения работы по найму.

Таким образом, в условиях совершенной конкуренции предприниматель не получает прибыли и не терпит убытков, а его доход – это вознаграждение за управление. Но вознаграждение фактора предпринимательства происходит не только из нормальной прибыли, но и из возможного излишка дохода, превышающего явные и неявные издержки, т.е. из экономической прибыли.

Современная рыночная система находится в состоянии непрерывного развития, что придает ей свойство неопределенности. Это обусловлено действиями предпринимателей, которые ищут свои ниши на рынке и реализуют свои экономические интересы. Данные действия нарушают сложившееся рыночное равновесие.

Таким образом, если предпринимательство выступает как фактор смещающий кривые спроса и предложения в иное положение под воздействием инноваций, то прибыль не может выступать как равновесная цена. Получение прибыли наиболее удачливыми предпринимателями как избыточного дохода не имеет долговременного характера, т.к. вместе с новаторами появляются имитаторы, выравнивающие условия хозяйствования. Но в то же время причины, порождающие прибыль, постоянно воспроизводятся ибо у новаторов нет иного выхода, чем продолжать получать прибыль за счет непрерывных нововведений. Это означает, что стремление к прибыли - это мощный фактор экономического прогресса, т.к. нововведения стимулируют инвестиции, рост производства и занятости, а в конечном итоге и повышение благосостояния. Вместе с тем предпринимательство связано не только с получением прибыли, но и с возможными убытками, угроза которых также служит мощным стимулом эффективного использования ограниченных ресурсов для производства конкурентоспособной продукции.