Экономическая характеристика предпринимательства
В экономической теории предпринимательство рассматривается в трех аспектах:
1) как экономическая категория;
2) как метод хозяйствования;
3) как тип экономического мышления.
Для характеристики предпринимательства как экономической категории необходимо исследовать его субъекты и объекты. Субъектами предпринимательства являются главным образом частные лица (организаторы единоличного семейного и более крупных производств) и группы лиц, связанные между собой договорными отношениями и общими экономическими интересами. Субъектами коллективного предпринимательства выступают: АО, арендные коллективы, кооперативы и т.д. В некоторых случаях к субъектам предпринимательства относят и государство. Таким образом, в рыночной экономике существует три формы предпринимательской деятельности: государственная, коллективная, частная, каждая из которых занимает свою нишу в экономической системе.
Объектом предпринимательства является наиболее эффективная комбинация факторов производства для максимизации дохода. Предприниматели комбинируют ресурсы для изготовления нового неизвестного блага, открытия новых способов производства (технологий) и коммерческого использования уже существующего товара; освоение нового рынка сбыта и нового источника сырья, реорганизации в отрасли с целью создания своей монополии или подрыва чужой.Такие цели комбинации ресурсов сформулировал Й. Шумпетер в работе «Теория экономического развития ».
Предпринимательство как метод ведения хозяйства реализуется при определенных условиях:
1) самостоятельность и независимость рыночных субъектов, наличия у них совокупности прав и свобод по выбору вида предпринимательской деятельности, источников финансирования, формирования производственной программы, доступу к ресурсам, рынку сбыта продукции, свобода по установлению цен на изготовляемую продукцию, распоряжение прибылью и т.д. Самостоятельность понимается в том смысле, что над предпринимателями отсутствует руководящий орган, указывающий, что и сколько производить, кому и по какой цене продавать и т.д.
2) ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с ними риск.
3) Ориентация на достижение коммерческого успеха, стремление к увеличению прибыли.
Для предпринимательства как особого типа экономического мышления характерна совокупность оригинальных взглядов и подходов к принятию решений в практической деятельности.
По мнению Й. Шумпетера, предприниматель сильно ограничен и избирателен, поскольку направлен на изучение и решение узкого круга проблем. Ограниченность не позволяет предпринимателю сравнивать большое число вариантов достижения своей цели.