Олигополистического рынка

Понятие и характерные признаки

НА РЫНКЕ ОЛИГОПОЛИЙ И МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ ОЛИГОПОЛИСТОВ

20. 1 Понятие и характерные признаки олигополистического рынка.

20. 2 Модели поведения олигополистов.

20. 3 Последствия функционирования олигополистического рынка.

 

Олигополия – это модель рыночной организации, при которой предложение какого-либо товара формируют несколько крупных производителей (в среднем от двух до десяти), а появление новых фирм затруднено высокими барьерами. В роли барьеров выступают патенты или лицензии на право владения технологией или освоение территории, на которой находится сырьевое месторождение.

Характерными признаками олигополистического рынка являются:

1. Товары, предлагаемые на рынке, могут быть как стандартизированными, так и дифференцированными.

2. Фирмы, действующие на рынке, взаимозависимы, и поведение каждой из них строится в соответствии с возможной реакцией конкурентов.

3. Возможность множества ответных реакций со стороны конкурентов вызывает многообразие моделей поведения олигополистов.

4. Олигополисты склонны к согласованным действиям в отношении установления цены и объема продства.

5. Фирма - олигополист, обладая рыночной властью, диктует цену рынку, т. е. является ценополучателем

6. Цены на рынке относительно устойчивы и если они меняются, то одновременно у всех продавцов.

К олигополии относятся автомобильная промышленность, производство стали, пива, компьютеров, электрооборудования.


20. 2 Модели поведения олигополистов

. Исследование поведения олигополистов впервые предпринял французский экономист О. Курно в 1838 г. Им разработана модель наиболее простой олигополистической структуры - дуополии. Дуополия – это отрасль, состоящая из двух фирм, производящих однородный товар и

Рис. 53 Модель дуополии

одновременно принимающих решения на основании того, что цена и объем производства у конкурента будут постоянными. Объем производства фирмы, максимизирующей прибыль, будет изменяться в зависимости от изменений объема выпуска конкурента, что найдет отражение в кривой реакции (рис. 53). Кривые реакции Q1 и Q2 показывают зависимость объема производства одной фирмы от объема выпуска другой олигополистической фирмы.

В точке равновесия Курно, когда Q1 = Q2, каждая фирма верно предполагает сколько будет производить конкурент и в зависимости от этого максимизирует прибыль. При равновесии Курно у фирм нет стимула менять свое поведение в отношении установления объема выпуска. Однако на практике объемы выпуска большинства фирм не являются фиксированными, а напротив подлежат регулированию в зависимости от складывающейся ситуации на рынке. Следовательно, модель дуополии ограничена в использовании при проведении микроэкономического анализа деятельности фирмы.

В модели Курно, фирмы выбирают объем производства, оставляя за рынком определение цены. Ж. Бертран предложил противоположный подход, согласно которому фирмы устанавливают цены, оставляя за рынком определение объема продаж. Эта модель известна как «ценовая война» или конкуренция по Бертрану (рис. 54).

Предположим, что две фирмы продают некоторое количество одинакового продукта (Qm) по цене выше предельных издержек (Pm). Предельные издержки (МС) постоянны и не меняются с изменением объемов выпуска. Если первая фирма снизит свою цену, то все потребители захотят купить ее продукт, и она отвлечет всех покупателей у другой фирмы. Аналогично может рассуждать и вторая фирма. Следовательно, равновесной не может быть никакая другая цена, которая была бы выше МС. Единственно возможное равновесие в данном случае – конкурентное (Рс, Qc). Полученное, исходя из логики «ценовой войны», оно называется равновесием по Бертрану (рис. 54).


Экономисты Р. Холл, К. Хитч и П. Суизи разработали модель «изгибающейся кривой спроса», которая описывает поведение олигополистов, сталкивающихся с наклонной кривой спроса на свою продукцию и реагирующих снижением своей цены на снижение цены конкурентом (рис….). При этом повышение цены одним из них не приводит к повышению цен другими. Следовательно, каждая фирма исходит из того, что если она снизит свои цены, то это выгоднее сделать и остальным конкурентам, чтобы расширить продажи. И наоборот, если цена повышается, то остальным участникам рынка лучше не следовать за этой фирмой.

На рис. 55 показано, что кривая спроса на продукцию олигополиста имеет излом в точке Е, отражая высокоэластичный участок (DE) и неэластичный участок (ED1). Предельные издержки (МС) могут меняться, не вызывая изменения цены товара. Данная модель объясняет жесткость цен при олигополии и стремление олигополистов вести неценовую конкуренцию.

 

 
 

Рис. 55 Ломаная кривая спроса на продукцию олигополиста

Модель картеля показывает поведение олигополистов, вступивших в прямой тайный сговор. Картель – это письменное или устное соглашение по поводу цен, объемов производства и разделении рынков сбыта. Поведение фирм, вступивших в картель, описывается формулой P > MC = MR < AC. Примером является международный картель ОПЕК, объединяющий 13 стран – экспортеров нефти. Формирование данного картеля привело к росту в 4 раза цены на нефть, что в итоге спровоцировало нефтяной кризис 1973-1974 гг.

Модель «лидерство в ценах» предполагает, что крупная или эффективная фирма диктует цену рынку, а остальные участники рынка принимают эти условия как заданные.

Модель «издержки плюс» описывает ценообразование по принципу: средние переменные издержки плюс процентная надбавка к ним. Надбавка (обычно 10-15 % от AVC) необходима для покрытия накладных расходов (AFC) и обеспечение необходимого уровня прибыли. Формула монопольной цены выражается в виде: Р = AVС + m (AVC), где m – процент надбавки.