Определение цены и объемов производства

чистым монополистом

Чистый монополист, в отличие от совершенного конкурента, имеет возможность самостоятельно определять цену производимого продукта и в этом смысле является ценоискателем. Назначение цены осуществляется с учетом особенностей рыночного спроса покупателей и задачи максимизации валового дохода.

Поскольку чистый монополист представляет собой всю отрасль, то кривая спроса на его продукт совпадает с кривой спроса на продукт отрасли и носит нисходящий характер. Это положение позволяет сформулировать три вывода:

 

1.

Неэластичный спрос  
Чистый монополист может увеличить продажи за счет снижения цены готовой продукции. Это приводит к тому, что предельный доход фирмы (MR) становится меньше цены (Р) для каждого выпуска кроме первого.

2. Чистый монополист одновременно выбирает цену и объем производства, и следовательно он не может повысить цену без понижения объема выпуска.

3. Чистый монополист, стремящийся максимизировать прибыль, будет выбирать такие комбинации «цена – количество», при которых кривая спроса носит эластичный характер (рис. ). Подобная зависимость обусловлена тем, что при эластичном спросе предельный доход положителен и снижение цены вызовет увеличение валового дохода. При неэластичном спросе, напротив, предельный доход отрицателен, что вызывает при снижении цены уменьшение валового дохода. Валовый доход максимизируется, когда предельный доход равен нулю. Это имеет место в случае единичной эластичности спроса по цене.

Рис. 47 Кривая спроса, валового и предельного дохода чистого монополиста

 

Рис. 48 Прибыль чистого монополиста

 
Таким образом, чистый монополист для максимизации прибыли будет наращивать выпуск продукции до тех пор, пока реализация дополнительной единицы обеспечивает больший прирост валового дохода, чем прирост валовых издержек. То есть чистый монополист будет стремиться к обеспечению равенства MR = MC (рис. 48). Данное условие равновесия чистого монополиста справедливо как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах функционирования.

 

 
 

Рис. 49 Убытки чистого монополиста

Экономическая практика показывает, что чистый монополист при неэффективном менеджменте может нести убытки (рис. 49). Производство будет продолжено, если убытки не превысят постоянные издержки.