Монополии

Понятие и характерные признаки чистой

 

Чистая монополия наряду с монополистической конкуренцией и олигополией является формой проявления несовершенной конкуренции на микроэкономических рынках. Чистая монополия – это ситуация на рынке, при которой одна фирма является продавцом товара, не имеющего близких заменителей. Вход других фирм на монопольный рынок затруднен барьерами, роль которых в современной экономике выполняют патенты, лицензии, исключительные права, полученные от правительства и т. п. Особым типом чистой монополии является естественная монополия, к числу которых в России относятся РАО «Газпром», РАО «ЕС», российские железные дороги. Естественная монополия предполагает централизацию капитала, обеспечивающую минимизацию средних издержек (АТС) на значительных объемах производства, и дробление такого производства способно вызвать значительный рост тарифов и удорожание продукции на потребительском рынке.

Искусственная монополия имеет место, когда, например, за счет нечестных действий (сговор, лобби) создаются препятствия, ограничивающие вход фирм на рынок. Административная монополия создается государством в определенной сфере деятельности, Например, в России административная реформа действует в сфере производства виноводочной и табачной проукции.

Чистая монополия чаще характерна для местных (локальных) рынков, чем общенациональных. В силу занимаемого положения чистый монополист обладает монопольной властью над рынком, степень которой можно измерить индексом Лернера и индексом Херфиндаля-Хиршмана.

Индекс Лернера (Il) отражает ситуацию, когда низкая эластичность спроса по цене не позволяет потребителям отказаться от покупки из-за повышения цен. В связи с этим монополисты получают возможность проводить «агрессивную» ценовую политику, проявляя тем самым свою власть над рынком. Индекс Лернера (Il) рассчитывается по формуле: Il = ,

 

Il =(Im-MC)/Pm = 1/Epd

где Рm - монопольная цена,

МС – предельные издержки,

Е – эластичность спроса по цене.

Если Il > 0, то фирма обладает монопольной властью.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана (IHH) показывает возрастание монопольной власти в зависимости от увеличения доли фирмы в объеме предложения отрасли: IHH = S12 + S22 +…..+ Sn2 .

Где S1 - удельный вес самой крупной фирмы,

S2 - удельный вес следующей по величине фирмы,

Sn – удельный вес наименьшей фирмы.

В США высокомонополизированной считается отрасль, если индекс Херфиндаля-Хиршмана равен 1800. В странах с развитой рыночной экономикой считается, что если фирма не имеет параметров чистой монополии, но контролирует более 35 % рынка, то она обладает монопольной властью, которая должна регулироваться государством.