Субъекты, объекты, механизм и функции рынка
Субъектами рынка являютсядомашние хозяйства, фирмы и государство.Домашнее хозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая:
1. Обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала.
2. Самостоятельно принимает решения.
3. Является собственником какого-либо фактора производства и может сдать в аренду или продать свое имущество, капитал, рабочую силу.
4. Стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.
Фирма – это экономическая единица, которая:
1. Использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи.
2. Стремится к максимизации прибыли.
3. Самостоятельно принимает решения.
Государство представлено правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.
Объектами рынка являются:
1. Товары и услуги.
2. Факторы производства.
3. Деньги и ценные бумаги.
4. Субсидии и социальные выплаты.
Основными элементами рынка являются спрос, предложение и цена. Рыночный механизм уравновешивает спрос и предложение, устанавливает равновесие цен и объемов производства, становится способом экономического развития, основанного на саморегуляции.
Рынок выполняет следующие функции:
1. регулирует общественное производство, т.е. решает проблемы что, как, в каком количестве и для кого производить;
2. обеспечивает взаимодействие производителей и потребителей;
3. учитывает затраты на производство продукции;
4. устанавливает цены товаров и услуг;
5. выявляет эффективно функционирующие предприятия в конкурентной среде.
Рынок имеет определенную структуру, под которой понимается внутреннее строение отдельных элементов рынка. Исходя из структурных признаков, рынок классифицируется на следующие группы:
1. По экономическому признаку выделяют:
а) рынок товаров и услуг;
б) рынок труда;
в) рынок ценных бумаг.
2. По географическому положению различают:
а) местный;
б) национальный;
в) региональный;
г) мировой.
3. По степени ограничения конкуренции выделяют:
а) свободный (совершенной конкуренции);
б) монопольный;
в) монополистический;
г) олигополистический.
4. По отраслям различают:
а) автомобильный;
б) сельскохозяйственный.
5. По характеру продаж выделяют:
а) оптовый;
б) розничный.
6. По соблюдению правовых норм принято различать:
а) легальный;
б) нелегальный (теневой).
Эффективное функционирование рыночных отношений обеспечивается инфраструктурой рынка, элементами которой являются: торговая сеть, биржи и банки, рекламные агентства, консалтинговые службы, страховые и аудиторские компании.