Субъекты, объекты, механизм и функции рынка

 

Субъектами рынка являютсядомашние хозяйства, фирмы и государство.Домашнее хозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая:

1. Обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала.

2. Самостоятельно принимает решения.

3. Является собственником какого-либо фактора производства и может сдать в аренду или продать свое имущество, капитал, рабочую силу.

4. Стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.

Фирма – это экономическая единица, которая:

1. Использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи.

2. Стремится к максимизации прибыли.

3. Самостоятельно принимает решения.

Государство представлено правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.

Объектами рынка являются:

1. Товары и услуги.

2. Факторы производства.

3. Деньги и ценные бумаги.

4. Субсидии и социальные выплаты.

Основными элементами рынка являются спрос, предложение и цена. Рыночный механизм уравновешивает спрос и предложение, устанавливает равновесие цен и объемов производства, становится способом экономического развития, основанного на саморегуляции.

Рынок выполняет следующие функции:

1. регулирует общественное производство, т.е. решает проблемы что, как, в каком количестве и для кого производить;

2. обеспечивает взаимодействие производителей и потребителей;

3. учитывает затраты на производство продукции;

4. устанавливает цены товаров и услуг;

5. выявляет эффективно функционирующие предприятия в конкурентной среде.

Рынок имеет определенную структуру, под которой понимается внутреннее строение отдельных элементов рынка. Исходя из структурных признаков, рынок классифицируется на следующие группы:

1. По экономическому признаку выделяют:

а) рынок товаров и услуг;

б) рынок труда;

в) рынок ценных бумаг.

2. По географическому положению различают:

а) местный;

б) национальный;

в) региональный;

г) мировой.

3. По степени ограничения конкуренции выделяют:

а) свободный (совершенной конкуренции);

б) монопольный;

в) монополистический;

г) олигополистический.

4. По отраслям различают:

а) автомобильный;

б) сельскохозяйственный.

5. По характеру продаж выделяют:

а) оптовый;

б) розничный.

6. По соблюдению правовых норм принято различать:

а) легальный;

б) нелегальный (теневой).

Эффективное функционирование рыночных отношений обеспечивается инфраструктурой рынка, элементами которой являются: торговая сеть, биржи и банки, рекламные агентства, консалтинговые службы, страховые и аудиторские компании.