Определение потребных значений показателей исправности
Потребный уровень исправности парка ЛА авиапредприятия определяется для планового периода эксплуатации в зависимости от запланированного налета часов на списочный парк определенного типа ЛА и конкретно на каждый экземпляр ЛА ТГС. Для определения зависимости потребной исправности парка ЛА (КИСПР. ПОТР.) от заданного годового налета ЛА ТГС необходимо прежде всего знать зависимость показателя КПТ от ТГС.
Из рис. 2 следует, что
или через соответствующие коэффициенты
.
Зависимость КСУМ от ТГС имеет следующий вид
. (5)
По выражению (5) можно определить значения КСУМ для различных значений ТГС. Зависимость КСУМ = f(ТГС) – объективная зависимость, ее графическое изображение представлено на рис. 3.
Рис. 3. Зависимость КСУМ от ТГС
Аналогичную зависимость от ТГС необходимо получить и для коэффициента КПТ. Коэффициент удельных суммарных простоев КСУМ включает три слагаемых, одним из которых является коэффициент удельных простоев по техническим причинам КПТ. Требуется установить долю этого коэффициента от КСУМ и получить эмпирическую зависимость нормативного значения КНПТ от ТГС.
На основе обработки статистических данных авторами пособия определена доля КНПТ от КСУМ. Она составляет 29-30%. В табл. 1 приведены значения КСУМ и КНПТ для разных величин ТГС.
Таблица 1
Зависимости удельных простоев ЛА от ТГС
ТГС ,ч | ||||||
КСУМ, ч/ч налета | 16,5 | 7,76 | 3,38 | 1,92 | 1,19 | 0,75 |
КНПТ, ч/ч налета | 5,6 | 2,63 | 1,15 | 0,65 | 0,4 | 0,25 |
Значения КСУМ с использованием выражения (5) можно определить для любых величин ТГС, необходимых для расчетов показателей КИСПР. ПОТР. в соответствии с заданием.
Чем выше планируется годовой налет ТГС, тем более жесткие требования предъявляют к допустимым значениям простоев ЛА по техническим причинам.
Используя зависимость КНПТ = f(ТГС), приведенную табл. 1, и выражение (2), можно для запланированного определить минимальное значение потребного коэффициента исправности КИСПР. ПОТР.
. (6)
Данное выражение позволяет определять значения КИСПР. ПОТР. для обеспечения запланированного годового налета на списочный ЛА при достижении значения КПТ не выше его нормативного значения .
При выполнении практического задания с использованием выражения (6) необходимо рассчитать значения КИСПР. ПОТР. для ряда значений , приведенных в приложении 2, и дать графическое изображение КИСПР.ПОТР. = f(ТГС).
Значения КНПТ для базовых значений ТГС даны в табл. 1, для остальных значений ТГС определяются студентом в зависимости от КСУМ.
В заключение даются предложения по сокращению простоев по техническим причинам для достижения требуемых значений КПТ и соответствующих , используемых при расчетах КИСПР. ПОТР. по выражению (6).
3. ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОРАБОТКИ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ
Для выполнения практического занятия студенты изучают методические указания по теме (п.2 пособия), получают от преподавателя номер и вариант задания (табл. 2) и решают задачи определения фактического и потребного уровней исправности парка ЛА авиапредприятия.
Таблица 2
Варианты заданий
№№ задания | Тип самолета | Вариант |
Ту-134 Ту-134 Ту-134 | ||
Ту-154 Ту-154 Ту-154 Ту-154 | ||
Як-40 Як-40 Як-40 | ||
Як-42 Як-42 Як-42 | ||
Ан-24 Ан-24 Ан-24 | ||
Ил-62 Ил-62 Ил-62 Ил-62 | ||
Ил-86 Ил-86 Ил-86 Ил-86 |
В соответствии с полученным вариантом задания и с использованием исходных данных, приведенных в приложении 1, студенту требуется:
1) рассчитать фактические значения показателей исправности;
2) определить потребные значения показателей исправности для ряда значений , и КНПТ;
3) дать графическое изображение КИСПР.ПОТР. = f(ТГС);
4) сформулировать предложения по сокращению простоев ЛА по техническим причинам для достижения требуемых значений КНПТ.