Недостатки комиссионных
Преимущества комиссионных вознаграждений
Майкл Т. МакГалли
· Это здорово мотивирует начинающих. Плыть — или тонуть. Продавать — или не
есть.
· Это хорошо мотивирует опытных торговых агентов, нашедших для себя прекрас
ную возможность творческого самосовершенствования в работе.
· Так как вы обязаны выплачивать комиссионные только после того, как товар про
дан, это освобождает вас от необходимости выкладывать деньги заранее.
· Поскольку связь между усилиями, успехом и суммой заработка понятна и актуаль
на, торговец получает прекрасный стимул к работе «с полной выкладкой».
· Чисто комиссионные вознаграждения фактически превращают ваших агентов в
независимых предпринимателей. Они могут работать по совместительству и дейс
твовать чисто в своих, а не в ваших интересах. Такая система оплат приводит к по
тере контроля над работниками и не позволяет формировать отношений длитель
ного сотрудничества между вами.
· Практически полная независимость торговца, происходящая из чисто комиссион
ной формы выплат, приводит к потере лояльности по отношению к вам и вашей
компании. Это явно не тот результат, который будет способствовать вашему ус
пеху.
· Если комиссионные основаны на валовом доходе (это лучше, чем на прибыли), то
в интересах торговца генерировать сделки любой ценой. Если вы оплачиваете тран
спортные издержки, он не станет экономить на транспорте в угоду возможным
сверхсделкам. Такая ситуация, кроме того, не стимулирует агентов к работе с новы
ми товарами, требующими «раскрутки». Они предпочтут старые проверенные хо
довые товары. Если комиссионные не учитывают скидок, то практически все аген
ты будут предлагать скидки своим клиентам. Таким образом они станут повышать
объемы своих продаж.
· Как мы знаем, при оплате посредством только комиссионных происходит полная
потеря контроля над процессом продаж. Вы не можете диктовать агентам приори
тетов в их работе, не можете принудить их к ведению деловых дневников, которые
могут потребоваться вам в дальнейшем. Вы не можете заставить нужных работни
ков принять участие в необходимых вам мероприятиях (например, выставках), ес
ли это не будет отвечать их интересам.
· Оплата только комиссионными сужает рабочий диапазон агентов, ориентируя их в
первую очередь на немедленные сделки. Если какой-то клиент требует значитель
ных вложений времени и усилий, которые могут окупиться лишь спустя некото
рый промежуток времени, ваши агенты просто не станут им заниматься. Таким об
разом, есть шанс, что вы останетесь без большинства потенциальных постоянных
клиентов.
· В некоторых случаях на работу с оплатой чисто комиссионными идут люди, вовсе
не являющиеся хорошими торговцами. Такие люди будут приносить вам и вашей
компании только вред. Они будут терять сделки, которые любой другой торговец
довел бы до успешного конца, и отсекать от вас ваших потенциальных клиентов.
Чтобы этого избежать, вам придется тщательно проверять их репутацию, рекомен
дации и т. п.
Основы эффективных продаж
· Еще один риск: часто работники, идущие на оплату чисто комиссионными, стре
мятся к «снятию сливок» с самых простых продаж. Это в ваших интересах на стар
те, поскольку позволяет заложить финансовый фундамент для дела, но в дальней
шем это оборачивается против вас, так как не способствует формированию серьез
ного круга постоянных клиентов. Кроме того, «сниматели сливок» смотрят на кли
ентов как на одноразовый шанс отхватить хороший куш и не заботятся о форми
ровании продолжительных отношений.
· Кроме того, оплата чисто комиссионными не может эффективно работать в систе
ме с разделением труда. Например, если один человек ищет клиентов, а другой с
ними работает, то комиссионная оплата вызывает трения как между ними, так и
между ними и вами.
Лучший способ использования
· Несмотря на очевидные недостатки, чисто комиссионная оплата является идеаль
ным вариантом в начале вашего бизнеса, поскольку позволяет привлечь к работе
тех опытных агентов, которым вы просто не в состоянии платить оклад полностью
или частично.
· Такой способ оплаты хорош при формировании команды сильных профессиональ
ных агентов, в добросовестности и заинтересованности которых вы уверены. Если
вы убеждены в том, что эти люди не станут «снимать сливки», что они заинтересо
ваны в длительном сотрудничестве как с вами, так и с вашими клиентами, — опла
та комиссионными будет и в их интересах, и в ваших.
Между прочим, многие юридические, бухгалтерские и консалтиговые фирмы полу
чают оплату практически в виде чисто комиссионных (иногда с небольшим задатком).
Таким образом, многие люди, не являющиеся номинально торговцами, могут получать
дополнительное вознаграждение от развития компании. Если в результате их усилий
ваша компания развивается, то ежегодное вознаграждение, подчеркивающее их вклад в
общее дело, только повысит их интерес к развитию вашего бизнеса.
4. Бонусы
Бонус — это специальный вид вознаграждения, назначаемый за точно оговоренный
объем работ, например — продажу товаров на определенную сумму, или определенного
количества единиц товара, или количество продаж определенного вида товара. Срок, за
который происходит начисление бонусов, может быть различным — от месяца до года.
Бонусы можно предложить как индивидуально, так и группе работников. (Если вы
не можете придумать справедливого способа распределения бонусов среди членов груп
пы, предложите им разделить бонус самостоятельно. Конечно, такая ситуация чревата
конфликтами, но зато она обеспечит хорошую обратную связь от тех агентов, которые
халатно относятся к исполнению своей работы.)
Преимущества бонусов
· Бонусы хороши для стимулирования кратковременных усилий и усилий, носящих
специальный характер. Примерами вторых могут служить программы поиска но
вых клиентов.
· Бонусы хороши как средство «раскрутки» нового товара или как средство, поощря
ющее работников к поиску новых клиентов. Специально назначенные бонусы мо
гут преодолеть нежелание персонала прикладывать сверхусилия.