Недостатки оклада
Вознаграждения
Существует семь основных методов вознаграждения персонала. Комбинируя эти
способы, вы создадите эффективную систему вознаграждений, которая поможет вам в
достижении своих целей. Эта глава посвящена анализу этих методов, их сильным и
слабым сторонам и особенностям применения каждого из них. При создании своей
системы вознаграждений используйте подходящую вам комбинацию этих методов. Нап
ример, вы можете предложить своим работникам оклад плюс систему бонусов или ко
миссионных от продаж сверх определенного объема.
1. Оклад
Оклад — э т о система фиксированных почасовых, поденных, понедельных или поме
сячных выплат. Сумма выплат может изменяться в зависимости от рабочих часов, но она
не зависит от количества продаж, которые совершил агент.
Преимущества оклада
· Система легко управляется.
· Стимулирует лояльное отношение служащих к компании.
· Предсказуема как для работников, так и для работодателя.
· Как работодатель, вы замыкаетесь на платежной ведомости. Произошла продажа
или нет — вы платите.
· Согласившись выплачивать оклад, вы рискуете производительностью труда новых
работников. Вы им платите независимо от того, заработали они эти деньги или нет.
· Гарантированная оплата может создать слишком высокий уровень комфорта, при
вести к самодовольству. Если продавец не может повлиять на сумму, которую он у
вас зарабатывает, у него пропадает стимул к повышению эффективности своего
труда.
Лучший способ использования
· Оклад хорош при торговле через магазин. Клиенты приходят сами, будучи уверен
ными в необходимости приобретения того или иного товара, что сводит инициа
тивность продавцов к нулю. Зато менеджер в состоянии легко контролировать вре
мя, отношение и подход к работе своих подчиненных.
· Оклад хорош в тех ситуациях, когда цена товара настолько низка, а объем продаж
настолько высок, что становится невозможным или непрактичным проводить под
счет комиссионных.
Основы эффективных продаж
2. Задаток
«Задаток» — это аванс от ожидаемых комиссионных. Это похоже на заем с ежене
дельным вручением заработанной суммы. Теоретически «заем» должен быть возвращен
из комиссионных, когда они будут заработаны.
Преимущества заема
· Задаток выравнивает доход продавца так, что он может рассчитывать по крайней
мере на определенную сумму.
· Задаток дает новым работникам для начала немного наличных, что позволяет им
преодолеть период, пока не начнутся реальные продажи.
Недостатки задатка
· Как и в случае с окладом, обязательство выплатить задаток означает, что вы долж
ны сразу выложить деньги. Если вы только начинаете и ваши средства ограниче
ны, — это может быть проблемой.
· Как и в случае с окладом, вы можете просто потерять деньги, если новый работник
оказывается неспособным к торговой деятельности. Теоретически, вы можете
взыскать с него задолженность в судебном порядке, но на практике это почти не
возможно. Размер суммы зачастую настолько мал, что не привлечет интереса юрис
тов, но, даже если вы выиграете процесс, остается вопрос — способен ли человек
отдать вам эти деньги? Он может иметь других, более ранних кредиторов, он мо
жет просто не иметь денег, он может переехать в другой штат под другую юрисдик
цию. Все это превращает попытку взыскания денег в судебном порядке кошмар
ной и абсолютно бессмысленной авантюрой.
3. Комиссионные
Комиссионное вознаграждение выплачивается работнику в процентах от цены про
данного. (В некоторых случаях комиссионная цена основывается на оптовой цене.) Пос
кольку этот процент зависит от сферы вашей деятельности и от клиентуры, с которой
работает данный агент, конкретная процентная ставка обычно согласовывается в инди
видуальном порядке.
Комиссионные могут иметь прогрессирующий характер. Например, вы можете пла
тить пять процентов до определенного уровня продаж, затем шесть — до следующей
«ступеньки», затем семь — и т. д. Вы можете просто не выплачивать комиссионные, пока
не достигнут некоторый заранее оговоренный уровень продаж. (Если вы выплачиваете
комиссионные совместно с окладом или задатком, то ваша система может быть построе
на таким образом, чтобы выплата комиссионных происходила только после погашения
задолженности по окладу или задатку.)
Некоторые компании практикуют «срезание» комиссионных, чтобы агенты не мог
ли заработать больше определенной суммы. Это пример своеобразной «щедрости в ме
лочах». Росс Перот ушел из компании IBM, когда узнал, что если бы он получал неогра
ниченные комиссионные, то сумма, которую он должен был получить только за февраль,
сравнима с его годовым заработком в системе ограниченных комиссионных компании.
Подобная недальновидная система «поощрений» способна привести к потере самых
ценных работников. Как сказал один мудрый менеджер, «Назови мне день, когда мои
заработки будут ограничены, и я тебе скажу, когда перестану добросовестно относиться
к работе».